ЕЕ-обучайка

Больше
9 года 1 мес. назад #32905 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка

Michael Berenstein пишет: Глянул на метод Ильи Франка. Чего только не найдёшь на сайте гармонистов.
...пассивное освоение по методу Франка мне нравится.

- Что делать, чтобы сложные места не заучивать неправильно?
- Не заучивать.

У автора пособия для будущих виртуозов спросили, откуда берутся упражнения.
Он ответил, что взял свои ноты, где педагог обводил ручкой то, что у него не получалось, и записал эти пассажи от всех клавиш подряд, восходящей и нисходящей лесенкой, потому что долбить эту ерунду на одном месте скучно.

Знаете, что интересно пробовать? Играете по ноткам, и вдруг пальцы на каком-то месте застопорились, надо их приучать. Хороший повод поисследовать клавиатуру. Карандаш и тетрадь (а лучше специальная таблица) наготове.
Играем от всех клавиш и отмечаем, где звучит правильно и красиво, где выходит неправильно, но по-своему интересно. через несколько минут имеем не только наработанное движение, но и набор заготовок для новых песен, и песенная слава Григория Пономаренко не за горами

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 1 мес. назад - 9 года 1 мес. назад #32911 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Урок 11
Тьма и свет
Не решусь утверждать, что одни аккорды звучат темнее других, но что-то такое в ощущениях есть. Стесненность, притененность, влажность, холод? Какие-то ощущения есть, а какие - не уловишь. Но за мгновение до появления аккорда приходит ожидание, и пальцы идут встречать то, что приближается. Как на платформу к подходящему поезду. Но иногда поезд оказывается на другой платформе, и приходится спешно перебегать.

Спрашиваю у гармонистов, как они слышат, какой следующий аккорд. Один сказал, что нечего тут слышать, для каждой песни есть хорошо заученная последовательность. Другой - "не заморачивай голову, пальцы сами все найдут". Третий сказал, что это приходит с опытом, а опыт не от слов рождается.
Но стоило только переформулировать вопрос (Как играть на слух?), как ответы, отрицающие сам вопрос сменились более содержательными. Даже стихотворение процитировали:

Хоронили слухача...
Умер. Сердце не стерпело…

Сказали о том, что
рука сама тянется
аккордов мало, и каждый знаешь, если не тот - плохо внутри как от ошибки
это как водитель за рулем чует как уворачиваться
мелодия будто цветом нарисована, Стравинский вообще музыку цветом видел

Этот последний вариант меня очень заинтересовал, но оказалось, что закрепить цвет за аккордом невозможно, новая мелодия меняет ощущение. И все-таки есть что-то в ощущениях - светлее, просторнее, воздушнее, теплее, мягче.
Похоже, здесь могут быть сочетания, например, светлый холодный и светлый теплый, темный тесный и темный страшный. Можно, конечно, сказать, что у каждого свое, да только это свое все-таки будет иметь общие черты.

Очень интересно рисовать линиями и точками, без символов и узнаваемых предметов, ощущения от аккордов. Рисунки явственно отличаются.
И, что интересно, если их составлять последовательно по каким-то характеристикам, то они почти всегда складываются в таком порядке: фа-до-соль-ре-ля-ми-си или си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Экспериментов было мало, но в тех, которые были, эти хорошо ззнакомые последовательности угадались сразу. Потому, что хорошо известные?

Что ж, попробую развить эту гипотезу, авось окажется полезной.

Посмотрите, в последовательности появления диезов и бемолей (обратной диезам) есть серединка - нота ре.
Предположим, она нейтральна. И в сторону си будет идти затемнение, в сторону фа - осветление.
Ля для меня явно гуще, тяжелее, тягостнее, чем ре. А ми? Должно быть еще тяжелее, но ничего подобного. Но зато соль точно легче и просторнее, чем ля и ми. Так что что-то в этом есть.

Встречалось ещё одно стоящее замечание насчет того, как аккорд выбрать.
Субдоминанта развивает мелодию и уводит от тоники, а доминанта не прочь ее остановить и привести к тонике, недаром же мы перед возвращением в Ля в концовке почти всегда играем Ми.

В этом уроке прошу запомнить порядок диезов-бемолей, пригодится. Мы уже однажды запоминали последовательности через ноту, это был порядок клавиш в одном ряду на гармони. А если теперь из того ряда сделать ряд через клавишу, то как раз получится квартово-квинтовый круг или порядок ключевых знаков. Полезное знание и для записи музыки или чтения с листа, и для практической игры на гармони.

На этой расплывчатой картинке в центре до-мажор и ля-минор, параллельные беззнаковые тональности. Те самые, в которых условно играют наши гармони для упрощения нотной записи. На самом-то деле гармони бывают разные, и в до-мажоре играют далеко не все. Но обратите внимание на то, что чуть ниже до мажора - фа-мажор, чуть выше - соль-мажор, что совпадает с расположением аккордов у нас в басах, аналогично с минором. Субдоминанта снизу, доминанта сверху.
Может быть достаточно таких ощущения низа-верха? И в гармони, если не кирилловская и некоторые другие с нехромковским расположением кнопок, минор-мажор в басах четко различаются по движению по краю в мажоре и ближе к дышащим мехам в миноре. Быть может, этого достаточно. И тьма-свет ни при чем.
Фа-до-соль-ре, ре-ля-ми-си повторяем до запоминания в любом случае. Или, зная твердо басы, приметим, ято этот порядок диезов совпадает с порядком басов снизу вверх в мажоре и в миноре.
Вложения:
Последнее редактирование: 9 года 1 мес. назад пользователем helen.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 1 мес. назад - 9 года 1 мес. назад #32913 от Валерий Козлов
Валерий Козлов ответил в теме ЕЕ-обучайка
Елена, если позволите, я попытаюсь рассказать как я подбираю аккорды. Вроде худо-бедно получается.

При подборе аккордов, я ориентируюсь на совместное звучание мелодии и аккорда. Т.е. если это сочетание совпадает, со звучанием оригинала, значит так тому и быть. Так же нужно слышать, скажем так, "мелодию аккордов". Т.е. если не играть мелодию, а только аккорды, то ведь тоже музыка будет, будет движение.

Если, к примеру, взять некоторое абсолютно не знакомое произведение, и дать послушать "подбиральщику" только мелодию, без гармонии, да хотя бы и нотами написать, то не факт, что он подберёт аккорды так как в оригинале, хотя скорее всего звучать будет тоже вполне гармонично. Потому что опираясь только на правила и "приметы" присочинить гармонию к мелодии можно, а подобрать, как в оригинале, без слухового анализа не всегда получится.

Про то, что с опытом проще- правда. Аккордовые последовательности запоминаются и сразу узнаются. Например большинство народных песен играются почти одинаково. Но если долго играть (подбирать) песни из репертуара, например, Щербакова, а потом попробовать подбирать скажем ДДТ, то местами наступает ступор поначалу. Настолько непривычно следуют аккорды.

А бывает ещё круче, столкнулся уже в двух песнях с переходом другую тональность, когда субдоминанта становится тоникой (но это играя на баяне). И в таких местах поначалу тыкаешся-тыкаешся, и так и эдак пробуешь а потом раз, нашел и отложилось, что и так бывает.

Есть хорошая книжка "Баян по слуху" , там на примере известных песен, именно песен, где человек в голове слышит мелодию голоса, показаны распространенные и не распространенные последовательности аккордов. Сделано это с целью научить слышать и узнавать их.

И про "рука тянется" тоже правда, есть такое иногда.

Самый, на мой взгляд, действенный метод научится подбирать аккорды. Это поиграть сначала только левой рукой хоть по нотам, хоть по буквенно-цифровым обозначениям известные песни, пробуя петь ( хотя бы в уме) под свою игру. И внимательно вслушиваясь в получаемую музыку. И конечно пытаться подбирать как можно больше.
Последнее редактирование: 9 года 1 мес. назад пользователем Валерий Козлов.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 1 мес. назад #32915 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка

Валерий Козлов пишет: Елена, если позволите, я попытаюсь рассказать как я подбираю аккорды. Вроде худо-бедно получается.

Спасибо за отзывчивость. Но почему же "худо-бедно"? Разве красавчик kvs781 - это не Вы?
Из-за этого человека я не могу понять, что делает гармонист с точки зрения схемы НЛП:

При подборе аккордов, я ориентируюсь на совместное звучание мелодии и аккорда.

Предположим, правая рука еще не играет, и можно ориентироваться на свой внутренний голос. Тоже ведь хорошо слышно, совместно звучит или нет. Но, хоть кнопок для перебора и мало, мы же не пробуем каждую каждый раз.
Хотя иногда бывает :blush: . Когда на помощь приходит Н7, этому иногда предшествует перебор всех других вариантов. С каждым разом это случается все реже. Уже начало появляться ашное чувство, как когда-то вдруг появилось ешное и яркое жешное.

Если, к примеру, взять некоторое абсолютно не знакомое произведение, и дать послушать "подбиральщику"

и гармонь в руки ему не давать, пусть расскажет, что играть будет. Беспроверочно.
Я когда-то со своей собакой договорилась, что если правильно запишу аккорды новой песни, не прикоснувшись к инструменту, то вкусняшку покупаем мне, а если она хорошо подпоет, то ей. Тогда у нас был хаски, а это собака ой-ой какая певучая, причем пела четко в ля-миноре, особенно хорошо с телефонным гудком. В общем, мне вкусняшка не досталась.
Да и сегодня, наверное, не досталась бы, если взять что-либо посложнее, чем "В траве сидел кузнечик"
С кузнечиком-то просто: там, где малая секунда, то есть переход с ля на соль-диез, там точно Е7

Но если долго играть (подбирать) песни из репертуара, например, Щербакова, а потом попробовать подбирать скажем ДДТ

Вот это да! Поздравляю себя с появлением единовкусца среди гармонистов.
Попытка спеть под гармонь Михаила Щербакова в Измайловском не удалась, его просто не опознали. "Осень" по-ДДТшному спели, а "Хромого короля" Дулова, "Трубача" и "Вишневое варенье" Щербакова не смогли.

так и эдак пробуешь а потом раз, нашел и отложилось, что и так бывает.

Да, точно, нащупалось - запомнилось. И так оборот за оборотом.

И про "рука тянется" тоже правда, есть такое иногда.

Если наши глаза - это "периферийный мозг", то почему бы не сказать то же о руках, оснований-то не меньше? "Умные руки" - то, с чем не раз приходилось сталкиваться. Правда все реже:, поскольку компьютерные кнопки явно тормозят интеллектуальное развитие рук.

Самый, на мой взгляд, действенный метод … пытаться подбирать как можно больше.[/quote] На мой взгляд - брать песенник и где-нибудь в метро прописывать карандашиком аккорды. Если взять те песни, которые наверняка начинаются с Am, то в некоторых простых случаях можно добраться до Am в конце, ни разу не споткнувшись. Хорошая тренировка - это по сборнику песен Парнеса и Оськиной (те самые для игры по слуху), глядя на список аккордов в конце песни, "прослушать" смены звучания. Ведь мы же изменение гармонии слышим ясно, а там подсказано, какой аккорд в этом месте будет подставлен. По ощущениям это занятие похоже на устный счет в начальной школе, тот же неописуемый восторг от того, что получается. Дорога домой пролетает совершенно незаметно.
"Нам песня ездить в метро помогает, D Dm A A7 :huh:
Она, как друг, и зовет и ведет, D Hm C# :blink:
И тот, кто с песней до дому шагает, E7 A D#dim :woohoo:
Тот никогда и нигде не пропадет" A E7 A :) :) :)
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 1 мес. назад #32916 от Валерий Козлов
Валерий Козлов ответил в теме ЕЕ-обучайка

helen пишет: и гармонь в руки ему не давать, пусть расскажет, что играть будет. Беспроверочно.


Ну попробовать можно, но лучше получается с инструментом, может потому что "рука сама тянется".
Сейчас попробовал и выходит, что я не думаю Am или Dm, а в первую очередь представляю, куда бы я нажал, хотя и одновременно понимаю, что за аккорды при этом прозвучат.


helen пишет: На мой взгляд - брать песенник и где-нибудь в метро прописывать карандашиком аккорды. Если взять те песни, которые наверняка начинаются с Am, то в некоторых простых случаях можно добраться до Am в конце, ни разу не споткнувшись


Мне кажется это трудно будет сделать не имея большого опыта, т.е. не слыша в уме звучание аккордов. Или не имея моторной памяти опять же.

И ещё при подборе по моему не стоит распыляться на все тональности. Хотя бы поначалу. Т.е надо быть всегда в Am/C не зависимо от реальной тональности . Так проще. Опять про себя скажу, что на баяне я всегда думаю, что я в Am/C. В любой тональности у меня на правой клавиатуре до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
В "баян по слуху" для этого предлагают названия нот заменять номерами ступеней, но я привык к до ре ми... уже и не стал переучиваться. к тому же состав аккордов запомнил раньше ещё как эдакие слова типа "рефаля", "сольсире" и т.д.
А тем более если речь идет о гармони, то там и так обычно Ля-минор, До-мажор.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 1 мес. назад #32919 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка

Валерий Козлов пишет: Сейчас попробовал и выходит, что я не думаю Am или Dm, а в первую очередь представляю, куда бы я нажал, хотя и одновременно понимаю, что за аккорды при этом прозвучат.

У меня это четко было поначалу - с ощущением, что прикасаюсь как к утюгу, который то ли обожжет ошибкой, то ли нет.

не слыша в уме звучание аккордов.

Мне очень хочется добиться четкого предслышания. На сегодня могу лишь высчитать звучание, потому что четко слышу в отдельных хорошо помнящихся песнях, и можно влезть слухом в песню и забрать оттуда звучание. Это очень долго.

не стоит распыляться на все тональности

. Баянист! Я теперь тоже даже на аккордеоне и пианино играю в белоклавишных тональностях ради гармони. Раньше был спортивный интерес: больше ключевых знаков, большая скорость чтения с листа, слух по возможности абсолютный. А теперь этот абсолютный стал проблемой, потому что мучительно трудно с нужной ноты переходить на нужную ступень лада при несовпадениях.

предлагают названия нот заменять номерами ступеней

Это неплохо, когда есть нотки, а то попытка две октавы уложить в семь цифр давала ужас какой-то. И очень странно, когда минор начинается с 6-й ступени.
Считать ступенями довольно легко. 1 и 4 - ага, кварта, звучит так-то. Но когда рядом 6 и 2, надо сначала вспоминать мелодию, чтобы сообразить направление движения, потом соображать, что всего ступеней 7 и 62 - то же, что и 14. Жуть! И приходится переводить цифры в дореми.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.308 секунд
Работает на Kunena форум