Невероятно, но факт: в глубинке живут уникальные мастера-виртуозы, современные псковские «Заволокины», которые переняли от своих дедов игру на новоржевской гармонике. Мало кто помнит, но на трехрядке и пятирядке выросло не одно поколение скобарей. Под гармонь пели, танцевали, любили, ревновали и дрались
Благодаря репортерским находкам газеты «КрЪ» я узнал, как выглядела старинная порховская гармонь, больше известная как новоржевская резуха («У забытого дома. Мужчина нашел древнюю гармонь, под которую псковичи ломали скобаря», «Ходи шибче, резуха! Слава о нашей гармони, найденной в Порхове, прокатилась по России»). Под её наяривание (сейчас и слова такого не знают) молодежь пела и плясала.И мне хочется рассказать вам о неизвестных героях-земляках, хранителях традиций и об их жизни.
Спасла… КолымаНоворжевская резуха была достойным прообразом последующих хромок: превосходящих её по числу клавиш, - двух, трех и даже пятирядок. Потом они изготавливались на фабриках. Но наша резуха остается всему предтечей.Ты гармонь моя резуха,На печи лежит старуха.Рядом с нею старичок,Чем-то занимается…Любимый Новоржевский край славен резухами и исполнителями. А дальше - совсем крамольное:Заигрывай, товарищ, а я буду запевать,Соловков широкой линии нам их не миновать.Это был призыв «повыламываться» - показать себя. Такие угрозы часто заканчивались дракой с заезжими. У нас одна такая стычка деревенских парней Толи и Гены сулила им за поножовщину тюрьму. Пока шло следствие, бойкий Геня где-то раздобыл денег и тайком подался на Колыму добывать золото. Это его и спасло. Толя же по полной отсидел за драку под резуху и ранение парня.
«Запевай какую хошь»А вот после войны припевки девок стали грустными:Запевай, подруга Зина, запевай какую хошь,Про любовь только не надо, мое сердце не тревожь.Или вот уже почти «курьеровские» строки о любимых и любви:Мы с миленочком гуляли, как цветы в поле цвели,Мы не сами с ним расстались – злые люди развели.Все эти частушки и пляски («бить дробушу») не обходились без гармони. Увы, с появлением патефонов, радиол, магнитофонов ушёл и век гармони. Уверен, временно, ведь по деревенской музыке тоскует не одно поколение псковичей.
Первый парень на деревнеЗная историю резухи, я искренне радуюсь преданности гармони со стороны моих земляков-новоржевцев Валерия Найдёнышева и Валентина Огнева, которые виртуозно владеют инструментом, интересуются видами хромки, их географией и забытыми гармонистами.Так, Валерий Павлович, родом из деревни Гривино, с малолетства был очарован гармонью, имел тонкий музыкальный слух, освоил двухрядку, что его стали звать на гулянки.- Несмотря на голод, холод, отсутствие нарядов деревенским девкам и мальцам нужно было общение, - признался мне мастер. – Все посиделки устраивались стихийно. Естественно, не обходились без балалаек и гармоней.Любовь к гармони определила жизнь Валерия. Он окончил Ленинградский институт культуры, работал режиссером Новоржевского народного театра, руководителем ДК и завотделом культуры - отвечал за клубы, избы-читальни и вообще – за настроение.- Где бы я ни был – в кабинете или в машине - баян неизменно со мной. Думаю, всё получалось искренне и от души, - заключил собеседник.
Подробнее: Эх, гармонь моя, резуха! Кулачные бои устраивали ради куража и любимых наши деды
На территории юго-западных районов Кировской области гармонику кустарного производства называют «кустáркой», «румянцевской», «колевáтовкой».
Среди мастеров «румянцевской» и «колеватовской» школ — не только близкие родственники, представители династий, но и их ученики, изготовлявшие свои инструменты по канонам сложившихся традиций. Одни ученики проходили обучение и перенимали навыки непосредственно от мастера, а другие делали копии инструментов известных мастеров.
Закономерность формирования традиции кустарного изготовления гармоник на территории юго-западных районов Кировской области была обусловлена общим распространением промысла. Влияние на местную традицию могли оказать крупные центры по изготовлению гармоник — центрально-вятские и нижегородские.
Общими для румянцевской и колеватовской гармоник являются основные конструктивные особенности — количество клавиш на двухрядной правой клавиатуре (21 или 23), раскладка левой клавиатуры (12 клавиш, «угловая раскладка»). Различия между инструментами обнаруживаются во внешней отделке (использовании растительного орнамента в декорировании румянцевской гармоники и геометрического — в колеватовской) и в наличии дополнительных устройств. На колеватовской гармонике — это кнопка спуска воздуха, дополнительные звуки («кукушка» или «гудок»), на румянцевской — «колокольчик» (звонок), который звучит при нажатии на кнопки аккордов. Еще один признак, отличающий колеватовскую гармонику от румянцевской, — это использование на некоторых инструментах заёмной механики. Она представляет собой группу рычагов и валиков, с помощью которых производится дополнение звуков [См. Библиографию №3, С. 168]. При нажатии на одну клавишу правой клавиатуры поднимаются сразу несколько клапанов; при этом одновременно могут звучать голоса, настроенные не только в октаву, но и в квинту или другой интервал.
Важной особенностью звучания колеватовской гармоники является настройка «в розлив». По словам мастера по ремонту кустарной гармоники Н.И. Махнёва из посёлка Тужа, «когда все планки играют в унисон, пусть три октавы, они настроены чётко — вот особенно баяны и фабричного производства гармошки. А кустарная, почему она так сочно звучит? Потому что там одна или две планки настраивались немножко неточно, или повыше чуть-чуть на какую-то долю тона, или пониже».
Отличия в характере звучания инструментов были связаны с тем, что румянцевские гармоники настраивались в более высокой тесситуре, чем колеватовские. Народные исполнители часто упоминают об этом различии: по их мнению, колеватовские гармоники звучат «грубо», «объёмно», а румянцевские «звонко», «резко». Гармонист А.А. Летунов из села Знаменка Яранского района, рассуждая о различиях колеватовских и румянцевских инструментов, отмечает: «Эта гармонь [румянцевская] не домашняя, она уличная… а вот колеватовская — она домашняя, она тихонько играет».
Подробнее: Традиционные технологии изготовления гармоники на территории юго-западных районов Кировской области
Подробнее: Петроградка
Тульская хроматическая гармоника – гениальное изобретение тульского музыканта Белобородова. Изготовлена в 1875-1878 годах «гармонных дел мастером» Л.А.Чулковым по эскизам Белобородова и при непосредственном его участии. Это двухрядная гармоника с полной хроматической гаммой, не с семью (как у обычной гармоники), а с 12-ю звуками. Это делает звучание более полным, расширенным.
Ногофон - это ножная басовая гармоника. На ногофоне играют особенно низкие ноты, что придает музыке наполненность. Его применение можно сравнить с применением басовой балалайки в ансамбле народных инструментов, или бас-гитары в гитарном ансамбле. Смысл ногофона в том, что один человек, подыгрывая себе ногофоном, может играть как целый ансамбль.
Подробнее: Ногофон