Фандыр - осетинская гармонь


 Осетинская гармоника (фандыр) появилась у осетин не так давно – в XIX веке. Но за прошедшие более чем сто лет она стала одним из главных музыкальных инструментов в Осетии. Теперь на любом торжественном осетинском мероприятии вы обязательно услышите затейливую вязь национальной гармоники. На севере Осетии фандыр популярен настолько, что многие семьи принимают решение отдать ребенка обучаться игре именно на этом инструменте. Последнее время растет количество энтузиастов фандыра и в Южной Осетии.

Войдите чтобы комментировать

Лет несколько тому назад я увлёкся ирландской народной музыкой. Она прекрасна и доступна каждому - бери да учись. Я и учился, начав, как и все начинают, с тин-вистла. Играл себе помаленьку, пока однажды, гуляя по ютубу, не наткнулся на любительскую запись из какого-то шумного ирландского кабака...

И вот тут-то я и понял, на чём мне нужно учиться играть.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (4 ответов).

МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву. Звукоряд приспособлен к особенностям мар. музыки (напр., тонико-доминантовый аккомпанемент заменяется созвучием квинты). Обычное распределение звуков в диатоническом строе: до1, ми1, соль1, до2, ми2, соль2, до3 при растяжении меха, ре1, фа1, ля1, си1, ре2, фа2, ля2 при сжатии гармони.
Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (2 ответов).

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (13 ответов).



Современная усовершенствованная азербайджанская гармонь зачастую воспринимается азербайджанцами как народный инструмент. Изучение технических, исполнительских особенностей гармони, используемой в Азербайджане, выявляет полное отличие ее хроматического строя от звукоряда русской гармони. Мастера, занимавшиеся в Азербайджане изготовлением и сборкой этого инструмента, привели его звуковую систему в полное соответствие со звукорядом азербайджанской музыки, что в совокупности с тембровой окраской инструмента и широкими техническими исполнительскими возможностями сделали гармонь очень удобным инструментом для исполнения азербайджанской народной музыки, в том числе, мугамов.
Растягивая и сжимая меха с помощью левой и правой рук, из инструмента извлекают звук. В то же время пальцы правой руки; указательный, средний, безымянный и мизинец; играют мелодию, а пальцы левой руки держат органный пункт на тонике соответствующей тональности мелодии.

Диапазон азербайджанской гармони обычно охватывает звуки от “до” малой октавы до “фа” третьей октавы.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (5 ответов).