В Адыгее играют на вятских гармониках. Что, вроде бы, здесь удивительного? Вятские гармоники известны всей России, слава о местных умельцах дошла до Кавказских гор, и вот уже потянулись ходоки в край вятских промыслов и стали увозить в свои аулы новые, пахнущие древесиной и клеем гармоники.
Адыги - народ музыкальный. В каждом селении обязательно живут 15-20 музыкантов, часть из которых не выступают публично по старости, другие играют только в своих молодежных компаниях, а человек 5-6 есть признанные музыканты. Их приглашают на свадьбы, без них не проходит ни одно торжество в ауле или в городе. И многие из этих музыкантов - думаю, что не меньше трехсот человек! - играют на гармониках, изготовленных Столбовыми, родом из деревни Столбовы, которые долгое время жили в Хлынове.Каким-то неизвестным для нас путем (скорее всего, через перекупщиков) гармоника Федора Ильича Столбова попала в Адыгею и понравилась местным музыкантам. Это было в самые последние годы прошлого века. А еще через несколько лет адыгские музыканты сами ездили в Вятку к Федору Ильичу и высказывали мастеру свои пожелания. Им хотелось, чтобы гармоника была полегче: ведь адыгские музыканты играют по 3-4 часа подряд (иногда и больше), играют стоя - разве в этих условиях выдержишь тяжелый инструмент!И если на тальянках было 12 клавиш, то адыгским музыкантам хотелось иметь все 16. В этом случае их музыка звучала полнее и ярче. Регистры адыгам были не нужны, но регистровые кнопочки нравились. Они украшали гармонику.Вот так постепенно и формировался тип адыгской национальной гармоники, которую в народе стали называть ищынэ. Дело Ф.И.Столбова продолжали его сыновья Василий, Иван. Александр и Михаил. Гармоники с клеймом <Столбов и сыновья> считались инструментами высшего качества. Так и продолжались связи адыгов с вятчанами до войны. Инструменты посылались и по почте, и с посыльными. Говорят, что иногда и сам Иван Федорович возил свои поделки на Кавказ. Но чаще адыги приезжали в Вятку. Расстояние их не страшило. Ради пщынэ они готовы были ехать на этот <край света>. В моих глазах это тем более подвиг, что и при современных поездах путь длиною 55 часов не так-то легко выдержать. Проехать же этот путь хотелось ради личной встречи с Иваном Федоровичем Столбовым, который мог бы многое рассказать о своих встречах с заказчиками, назвать их имена, вспомнить об их пожеланиях в деталях изготовления инструментов. Увы... Иван Федорович умер в феврале этого года в возрасте 92 лет. Последний из могикан. И не успела я ему рассказать, что в Адыгее сохранились пластинки Магомета Хагауджа, который играет народную музыку на инструменте Федора Ильича. Записи эти были сделаны в Армавире в 1913 году.Не успела порадовать тем, что в апреле 1995 года в Майкопе состоится Международная конференция под названием <Гармоника: история, теория, морфология, эркология>, где ученые из нескольких десятков городов будут обсуждать вопросы, связанные с появлением и распространением гармоник, технологий их создания, их типами и проч.Мне посчастливилось встретиться с Алексеем Федоровичем Сапожниковым, который в свои 87 лет много знает и помнит и с высот своего жизненного опыта щедро делится этими знаниями. Много интересного рассказали пенсионеры Николай Федорович Самоделкин, (одна фамилия чего стоит - вот где корни) и Василий Николаевич Пяткин из Субботихи - выдающийся мастер-универсал. Эти люди - живая история Вятки.И было немного горько, что на фабрике музыкальных инструментов - АО <Октава>- нет не то, что своего музея, а нет лаже ассортиментной экспозиции за все годы ее существования. Поэтому не мудрено, что на фабрике никто не помнит о том, что когда-то в 40-е годы вятчане делали на потоке азиатские гармони, а потом в 60-е такие же инструменты делали в Ганино, что поначалу <азиатки>- имели межсолицкий строй, а позже - ионийский. А ведь все это, не будучи зафиксированным, уйдет безвозвратно.Пусть знают это люди. И знают еще, что адыги - это красивый музыкальный народ, который живет в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. И в Майкопе, как и во всей Адыгее знают и помнят вятских мастеров Столбовых и бесконечно им благодарны.Алла СОКОЛОВА, музыковед г.МайкопОргининал статьи http://www.bblog.nabludatel.ru/numers/1994/33/3.htm