Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Ребята, по вятским гармоням, которые с обожжеными язычками, кто знает их обжигают до или после настройки?
Андрей, я не видел вятских, но по теории скорее всего их ожигают для снятия напряжений после мех. обработки (резки, пробивки и т.д.) для предотвращения поломки в процессе работы, при этом меняются их мех.свойства, значит если их отжечь после настройки они расстроятся. Это если я правильно понял смысл твоего слова "обжигают".
Я вот тоже думаю что если отжечь (обжечь) настройка поменяется. Но отжигают вятские мастера для изменения звуковых качеств, для приобретения особенного тембра. посмотри на молотке.ру есть вятские в продаже с внутренними фотами. Там четко видно кончики язычков обожжены (отожжены) по цвету от темно-синего до красновато фиолетового. Именно кончики.
Там же есть с видео, тембр слышно, отличается допустим от тульских мастеровых. Если не найдешь, я скину ссылку.
Посмотрите внимательно, на пятках язычков (где заклепки) там тоже цвет побежалости( синие они) так что отжигают видимо целиком. У меня есть поломаный тульский баян ученический, там многие языки синие
Вот и я вижу что не на всех подстройка, то есть получается некоторые язычки остаются стабильными, а некоторые подстраивают. Пятку вижу- но там равномерный цвет - а язычок- видно что гретый (неравномерный цвет, от середины к краям изменяется к светлым тонам, такой эффект только после локального нагрева, возьми обычный гвозд накали на газовой горелке (плите) до красна и пусть остынет, увидишь приблизительно то же самое) По баянам я понял что ты имеешь ввиду - цвет голубой ближе к синему, такой цвет имеет качественная голосовая сталь уже с конвеера. А тут все же специальный дополнительный обжиг.
на баяне от прокатки сталь синяя - а здесь специально - для придания бархатистости звука - жгли кончик - половину голоса - снизу видимо видно тоже от прокатки(закалки) !
Короче кто в курсе пишите тоже, но чувствую придется провести эксперимент.
Обожженные язычки. Это касается не только Вятских гармоней. ЕСЛИ ПО УМУ то - На всех гармонях голоса должны проходить термообработку. Тогда они : первое- не будут ломаться., второе - сохранят свои характеристики, то бишь в нашем случае их стабильную частоту. И не потребуются перенастройки. Надлежащим образом не стабилизированные голоса изменяют свою частоту постепенно приближаясь к стабильной. Вообще - это основной вопрос в качестве голоса, вопрос – который никто не освещает. Этим зернышком старые мастера не делились. Как Вы понимаете - при ремонте- при самостоятельном изготовлении голоса получишь большой букет проблем – твой голос «убежит» из общего строя. Что мы и видим читая сообщения на форуме.. Теперь по существу. Перед механической обработкой стали (изготовление язычка) заготовку подвергают ОТЖИГУ. Но в этом состоянии язычок не будет качественным. Тогда деталь подвергают ЗАКАЛКЕ она становится твердой но хрупкой. Для придания язычку высоких упругих свойств и стабильности во времени его подвергают затем ОТПУСКУ. При этой операции (при охлаждении) поверхность стали на воздухе окрашивается в различные цвета. (это так называемые цвета побежалости).. В нашем случае мы видим СИНИЙ цвет язычков. Это говорит о нагреве стали при ОТПУСКЕ до температуры 280-300 градусов. После отпуска стали язычок можно очень аккуратно приклепывать и подтачивать (не жестко) настраивая на нужную частоту. Если язычок подвергать жесткому механическому воздействию –ковке, неразумной клепке, проколкам, сверлениям -- можешь снова получить нестабильный, изменяющийся во времени продукт. Если кому то интересно- что происходит с металлом - требуется время -но смогу объяснить. Технологии термической стабилизации тоже можно обсудить. Самые простые практические рекомендации следующие. При ремонте гармони на цельных планках ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТАРЫЕ ДАВНО РАБОТАВШИЕ ГОЛОСА с минимальной щадящей доработкой голоса, а в случае гармони на кусковых планках ЛУЧШЕ УЖ Б/У КУСКОВЫЕ ПЛАНКИ С ГОЛОСОМ с минимальной подстройкой. С уважением Владимир scale