Технологии проектирования и изготовления

Больше
12 года 7 мес. назад - 12 года 7 мес. назад #15627 от Виталий Алексеев
Виталий Алексеев ответил в теме Re: Технологии проектирования и изготовления
Андрей Семененко:

Вот вот - интересна технология термической стабилизации, сколько нагревать, как охлаждать...

Валерий Козлов

Владимир, рад видеть коллегу . Фотку бы покрупнее, сдается мне что посередине язычки конкретно зашорканы на занижение поэтому и блестят, там даже видна четкая косая граница на некоторых.

Павел, сталь синяя не от прокатки, а от последующего отжига, чтобы убрать напряжения.

ПАВЕЛ ИНДЮКОВ (paha2)

Владимир, рад видеть коллегу . Фотку бы покрупнее, сдается мне что посередине язычки конкретно зашорканы на занижение поэтому и блестят, там даже видна четкая косая граница на некоторых.

Павел, сталь синяя не от прокатки, а от последующего отжига, чтобы убрать напряжения.

Я там чуть добавил (закалки)в её разных значениях !

Андрей Семененко

Интересно только откуда деревенские кустари, не обладая специальным образованием знали как все это делать? Это не говоря о свойствах древесины. Ведь резонаторы делают (из чего только не делают) липы, ольхи, бука, ореха. Или то что под рукой, или действительно для придания тембра? Откуда знания получались? Древесину выдерживали, читал про восточные гармони - даже вымачивали в горной речке не один год (именно в речке, где быстрая проточная вода )

Валерий Козлов

Вот вот - интересна технология термической стабилизации, сколько нагревать, как охлаждать...

Андрей, для каждого материала режимы свои. Для разных целей так же свои. В промышленных условиях это сделать легче. В кустарных это метод проб. Трудность в том, чтобы имеющимися средствами получить удовлетворительный результат, т.е. в технологии. Это прокатит только с одним и тем же материалом. Я говорю сейчас не только об отжиге а о термообработке вообще.

Думаю кустари отжигают досиня та и ладно, не ломается и хорошо.

Возможно звук и становится бархатистым от отжига, но я думаю это просто приятный бонус усиленный древне-маркетинговыми приколами и молвой.

Валерий Козлов
Вот чего нашёл ГОСТ 15146-69 на ленту для язычков

Смотрите п.2.4 -колоризованная
А в2.3 сказано что структура мартенсит. Это значит что она каленая(и потом соответственно, отпущенная.).
Материал У10А это инструментальная сталь.

Режимы надо?

ПАВЕЛ ИНДЮКОВ

надо ! Я гдето видел упрощённый вариант - типа до какого цвета надо нагреть - чтобы знать какая температура и как охладить ! надо поискать !

Андрей Семененко
Да, хотелось бы попроще, до какого цвета греть и охлаждать... Блин это конечно зависит у

кого какое цветовосприятие. Художники те вообще зеленого только до 5000 оттенков различают

Валерий Козлов

Вот режимы для У10А, см.п.5


А вот температура по свечению и цветам побежалости


Последнее редактирование: 12 года 7 мес. назад пользователем Виталий Алексеев.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 7 мес. назад #15628 от Владимир Фомин
Владимир Фомин ответил в теме Re: Технологии проектирования и изготовления
В заводском технологическом процессе изготовления язычков нет термических операций (я посмотрел литературу и не нашел).
Термической обработке подвергается стальная пружинная лента, из которой и делают голоса, в процессе ее изготовления.
Расчет язычков описан в соответствующей литературе, я не буду это приводить, но желающие могут почитать.
Расчеты весьма сложные, используются упрощения. Часто используется такая схема – расчеты по упрощенной модели как ориентир, а дальше размеры определяются опытным путем.
Даже такая задача, как расчет язычка с изменяющимся по длине сечением, весьма затруднительна за исключением отдельных случаев.
Рассчитав длину и ширину язычка по определенным методикам, толщину язычков высоких и средних тонов шлифуют по определенному профилю, который определятся экспериментально. Шлифуют язычок, чтобы уменьшить жесткость, т.к. она определяется модулем упругости материала и его толщиной.
Это используют всегда на заводах, используют мастера и при индивидуальном изготовлении язычков, кроме случая, о который сейчас обсуждается в этой ветке – вятские гармони с отожженными кончиками язычков. В этом случае для части язычка (кончика) жесткость меняется за счет изменения модуля упругости в результате термообработки.

Преимущество шлифовки – легко контролируемый процесс и стабильный выход продукции, особенно при массовом производстве.
А термические операции для маленьких, тоненьких язычков трудно контролировать (температура, скорость остывания, длина прогрева и т.д.). Это больше кропотливая работа над каждым язычком. Но вероятно у тех, кто занимался этим, есть наработанный опыт, регламент действий, следуя которому можно получить более-менее стабильный результат.
Конечно, лучше всего научится этому методу у мастера, а осваивать заново очень трудно – придется потратить много и времени и денег.

А что дает снижение жесткости?
У более жестких язычков уменьшается амплитуда высоких гармоник, поэтому язычки издают более простой по тембру и более резкий звук. Так что снижение жесткости улучшает звук, и, кроме того, снижается порог возбуждения язычка. Однако сильное снижение жесткости может привести также к снижению порога срыва и язычок «захлебнется».

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 7 мес. назад - 12 года 7 мес. назад #15630 от Валерий Козлов
Валерий Козлов ответил в теме Re: Технологии проектирования и изготовления

В этом случае для части язычка (кончика) жесткость меняется за счет изменения модуля упругости в результате термообработки.



Фома, я те сообщу, что жесткость в пределах упругих деформаций не зависит от термообработки т.к.модуль упругости при этом меняется очень незначительно. Т.е. в пределах упругих деформаций, кленая и не каленая балки одинаковых сечений закрепленые одинаково под действием одинаковых сил приложенных в одинаковых точках согнутся одинаково.
Но при увеличении сил у не каленой раньше привысится предел упругости и она не разогнется назад, но это уже выше предела упругих деформаций.
Последнее редактирование: 12 года 7 мес. назад пользователем Валерий Козлов.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 7 мес. назад #15632 от Паха
Вот эти таблицы с цветами - тема что надо ! - сохраняю! - пригодится во многих случаях !
по ним и надо делать прикинул примерно что надо раскалил - остудил и в работу ! Русский авось - не одну войну выиграл - так же и мастера мне кажется - знали примерно и делали - авось нормально !
А вяткая гармонь по звуку на любителя - глуховата ! но это опять же Моё сугубо личное мнение !

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 7 мес. назад #15633 от Владимир Абрамов
Владимир Абрамов ответил в теме Re: Технологии проектирования и изготовления
В рамках теории и практики ремонта и изготовления.
Очень приятно в общении на форуме видеть очень компетентные ответы, суждения и заинтересованные поиски истины. Думаю если в результате рассуждений мы сможем формулировать простые рекомендации для любого уровня понимания и при необходимости повторения - это будет великолепно.
В своем сообщении я сформулировал, что СТАЛЬНЫЕ язычки гармони должны проходить ТЕРМООБРАБОТКУ для получения необходимых механических характеристик и неизменности их (стабильности) со временем.
Давайте эту рекомендацию дадим, внедрим в сознание ищущих информации людей.
1. Язычки должны быть термостабилизированы.
Для чего это?
На форуме неоднократно возникают вопросы: из чего сделать язычок и начинается -из пружины будильника из шпателя и …пошло поехало.

Действительно уже давно предприятия получают (вернее могут получать) пружинную сталь термообработанную в условиях поставки.
И Щуйская и Тульская фабрики будем считать что получают качественную термообработанную (отпущенную) в условиях поставки сталь. При этом их техпроцесс механообработки корректен и голоса качественные.
Тогда давайте дадим вторую рекомендацию:

2.Рекомендуется при ремонте использовать язычки фабричные (они более стабильны, чем какая то случайная заготовка)

Теперь немножко реальности
Мне по работе приходилось получать постоянно пружинную сталь термообработанную в условиях поставки для производства приборов. Детали изготовленные из различных участков бухты настолько отличались по своим характеристикам, что о качественном выходе серийного прибора трудно было говорить. И самое - то главное материал со временем существенно менял свои характеристики. То есть он не бал стабилизирован. Бодаться с поставщиком было бесполезно. Просто как пружина видимо материал устраивал основных заказчиков.
Вынужденная мера –запущен в термичке процесс термостабилизации, отработан, качество и стабильность достигнуты.
Вот это термообработанная сталь в условиях поставки. Кстати мой пример из времени серьезного отношения к качеству.
А ведь у нас с Вами прецизионные требования к частоте голоса.

3 Рекомендация.
Если беремся сделать голоса самодельные, то рекомендуется изготовить весь комплект из одной заготовки. Характеристики их будут все таки близки. Изменяться характеристики голосов (в нашем случае частота) будут более - менее одинаково.
Вероятнее всего несколько сместится вся тональность.

И последнее на сегодня.
В обсуждении вопроса как то ушли в сторону. В вопросе язычка главное не в пределе прочности материала, не в твердости, степени упругости, жесткости (хотя это очень важно) а в стабильности - неизменности частотных характеристик язычка и во времени и от влияния внешних факторов: температура, влажность, динамические нагрузки и т д. И как их стабилизировать. И как не ухудшить при изготовлении, ремонте, эксплуатации.

С уважением Владимир scale

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 года 7 мес. назад #15634 от Сергей Акимов
Сергей Акимов ответил в теме Re: Технологии проектирования и изготовления
Ребят, я сильно сомневаюсь,что хотя бы один современный мастер, при необходимости изготовить и наклепать голос, проводит с ним весь цикл термообработки. Он просто берёт голосовую сталь и изготавливает голос нужной формы. Вот и всё. Это если говорить о тех инструментах,где изначально нет никакой термообработки.
Что касается отжига голосов до или после наклёпки... Я на 99% уверен,что голоса на вятских гармонях отжигаются ДО наклёпки. Иначе,как вы это себе представляете-отжигать голоса,наклёпанные на планку? Жечь вместе с латунью что ли?... Окончательная настройка,как ни крути,всё равно производится при наклёпанном голосе и планке, установленной на резонатор ,который,в свою очередь, должен быть установлен в корпус(если стремиться к идеалу). Изготовить голос требуемого тона, наклепать его и чтобы он при этом ни на один цент не изменил тон - это невозможно. Я проводил опыт: брал кусковые планки, проверял их тон на щелчок по тюнеру. Потом стачивал заклёпки, снимал язычки и повторял процедуру,зажав голоса в ручные тиски на уровне плечиков(иммитация установки голоса на планке): минимальная разница была 10 центов. Эта же процедура в обратном порядке даст гораздо большую погрешность.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.360 секунд
Работает на Kunena форум