ТАЛЬЯНКА (тальян-гармун, батская гармонь, Бараксин), ручной клавишно-пневматический муз. инстр-т, изв. в Башкирии с кон. 19 в. Название связано с сокращением слова "(и)тальянка", т.е. гармонь итальянского строя. В правой клавиатуре имеются 12-15 удлиненных клавишей, дающих одинаковые на разжим и сжим меха звуки миксолидийского звукоряда (в отличие от русской гармони, также распростр. в Башкортостане). В левой клавиатуре - три клавиши-лопатки, позволяющие исполнять тонико-доминантовые бас-аккордовые функции на разжим и сжим меха, а также однотонная клавиша "пискун". В уфимской Тальянке верхняя клавиша "аккорд" связывается с механизмом удара по 2 разновысоким колокольчикам. В репертуаре гармонистов кроме простых однотональных наигрышей умеренного и быстрого темпа, имеются и чисто тальянные мелодии, т. наз. "деревенские напевы" ("урам-кюй", "ауыл-кюй"), из которых наиболее известны "аламишкин", "Йома", "Сабата", "Ущелье" и др. В памяти гармонистов сохранились фамилии 29 потомственных мастеров-тальянистов: В.Роженцов (Бирск, кон. 19 в.), братья А.С. и А.С.Фоменковы (Уфа, 20-30-е гг. 20 в.), Т.А.Трофимов (В.Авзян Белорецкого р-на, 30-50-е гг.), З.Ш.Мухаяров (Уфа, 80-е гг.) и др. Башкирские "Праздники тальянки" (1985-87 гг.) выявили существующий почти столетие пласт башкирской гармонной культуры.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).



Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Войдите чтобы комментировать

Эх, гармонь моя, резуха,
Растянись во все басы.
Ах, ты Русь, тоска-тоскуха,
Нечем сеять полосы...


Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Она звучала заливистее знаменитых тальянок

 

Как-то, лет двадцать с лишним назад, я побывал но Гальянке - в старинном микрорайоне Нижнего Тагила. За считанные минуты юркий катер переправил меня через широководный заводской пруд. И, оставив позади современные кварталы, я попал в деревенское обиталище. А прибыл я сюда с желанием познакомиться с кем-либо из старожилов. Неожиданно мне повезло. В воротах одного из домов появился крепкий старик. Когда он узнал, что меня интересует история Гальянки, рассказал о своих предках, о том, как они оказались на этой земле. Из рассказанного этим человеком запомнил, что на Гальянке не играли на "тальянке", а пели и танцевали под заливистую тагильскую гармонь.

 

 

Оригинальная концертная гармошка "Олимпиада"

 

 

Войдите чтобы комментировать

Среди двухрядных гармоник (хронологически и стадиально) старшую группу составляют, как и у однорядок, инструменты со сменой звучания при смене направления движения меха. Имеются сведения различной полноты о двухрядках – касимовской, бологоевской, вологодской, новоржевской и некоторых других, на основе которых позднее была сконструирована так называемая русская венка. Исходной базой для создания этих двухрядок послужили модели не только тульской однорядной семи-, восьмиклапанки, но и некоторых других однорядных гармоник.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).