Сейчас ливенские гармошки все чаще покупают, как сувениры. Фото: Марина Сенина
Ливенка — старинный музыкальный инструмент, дна из первых разновидностей русской ручной гармошки. Она появилась на свет около 150 лет назад. О ливенской гармошке писали Лесков, Бунин, Паустовский и Есенин. Сегодня в городе Ливны гармошку тоже делают. Мастеров немного. Всего 11 человек.
История и уникальность
В небольшой комнате за столом у окна сидит Нина Павлова, заведующая мастерской по изготовлению ливенских гармошек. Одна стена ее кабинета увешана грамотами и благодарственными письмами. Рядом со всем этим — балалайка. Шкаф под завязку набит небольшими коробками с сувенирными гармошками и шкатулками.
– История ливенки очень интересная, — начинает Нина Павлова. — Первый инструмент в привычном для нас виде появился в Германии, в 1821 году. А потом в 30-х годах XIX века он пришел в Россию.
Производство гармошки было налажено в Туле в 1860 году. Там мастера изготавливали музыкальный инструмент по немецкому образцу. Но прототип из Германии имел недостаток: объем меховой камеры был не достаточным. Ливенские мастера решили эту проблему, в результате, получился совершенно новый инструмент прогрессивной конструкции.
– В жимах и разжимах мехов у германских гармошек исходил звук разной высоты. Мы это исправили. И еще увеличили количество клавиш, сделали больших размеров корпус, — рассказывает Нина Павлова.
Подробнее: Как и зачем сегодня живет производство уникальных ливенских гармошек
Путешествуя по разным странам, мы поражаемся самобытности тамошней культуры. Египетские пирамиды, архитектура Европейских столиц, диковинное сознание стран Азии. Но и в России есть то, что у иностранцев ассоциируется только с нашей страной. Помимо стереотипных медведей, водки и балалайки.
Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Основное отличие «Ливенки» – различное звучание при раздвижении и собирании мехов, что позволяет сыграть множество мелодий различной сложности. Кроме того, гармошка обладает самыми широкими мехами. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.Так как же делается этот инструмент, о котором писали в свое время и Толстой, и Есенин? За ответом отправились мы в старинный город Ливны Орловской области.
Подробнее: Как делают ливенские гармони
Фото: Татьяна Бондаренко.
Мастерская по производству саратовской гармони находится на территории мебельной фабрики. И напоминает она тоже мебельный цех: запах свежеструганного дерева, станки и инструменты для его обработки. Никакой музыкальной атмосферы. За работой пять человек: бывший заммэра Саратова Виктор Баксаляр и четыре его ученика.
Подробнее: Кто и как в Саратове делает Саратовскую гармонь.
Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Её биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев...
Подробнее: Ливенская
Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.
Подробнее: Елецкая рояльная
Страница 2 из 4