Путешествуя по разным странам, мы поражаемся самобытности тамошней культуры. Египетские пирамиды, архитектура Европейских столиц, диковинное сознание стран Азии. Но и в России есть то, что у иностранцев ассоциируется только с нашей страной. Помимо стереотипных медведей, водки и балалайки.
Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Основное отличие «Ливенки» – различное звучание при раздвижении и собирании мехов, что позволяет сыграть множество мелодий различной сложности. Кроме того, гармошка обладает самыми широкими мехами. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.Так как же делается этот инструмент, о котором писали в свое время и Толстой, и Есенин? За ответом отправились мы в старинный город Ливны Орловской области.
Мастерская по изготовлению гармошек образовалась в 1993 году по инициативе тех, кто всю свою жизнь посвятил этому инструменту – Михаила Мохова, Дмитрия Сопова. На сегодняшний день над изготовлением уникального музыкального инструмента трудятся 10 человек, и у каждого своя задача. Кто-то занимается меховыми камерами, кто-то деревянными корпусами, ну а руки художницы придают гармошке её законченный вид. С 2001 года помимо Ливенской гармошки в мастерской изготавливаются ее сувенирные варианты, которые, кстати, тоже могут сыграть простейшие мелодии.Начинается процесс изготовления гармошки с нарезки электрокартона для борин гармошки.
Борина – единица мехов. В «Ливенке» их от 35 до 40. Резка происходит на специальном станке, где рабочий вручную проводит по нему колесиком с одинаковым усилием для идентичности борин. Впоследствии картон должен пролежать под прессом не менее двух месяцев. Это необходимо для того, чтобы избежать эффекта его «пружинности». Если спустя время картон все еще пружинит, то его возвращают обратно. Полученные после нахождения под прессом борины соединяют с заранее подготовленными деревянными рамкам, используя обыкновенный клей. Заготовку обклеивают тканью с тем расчетом, чтобы рисунок гармонировал с последующей росписью корпуса.
Сверху на каждую из 40 борин надевают стальные уголки, отчеканенные так же вручную.
Затем меха обклеиваются кусочками кожи, так называемыми «мышками», чтобы через дырочки, которые образовываются при изготовлении мехов, не проходил воздух. Присоединяются рамки, и меховая камера готова.
Следующий этап – роспись. Части попадают в руки художницы, которая проводит каждую из частей корпуса через 3 подэтапа: сначала они «зашкуриваются» с помощью наждачной бумаги, затем покрываются морилкой, потом снова «зашкуриваются». И, наконец, финальный этап – нанесение рисунка. Для росписи используются и акварельные, и акриловые краски, и гуашь.
«Мы не берем известные росписи: гжель, хохлому. Чаще всего на гармошках можно увидеть то, что растет в нашей местности», - заведующая мастерской Нина Павлова не без гордости подчеркнула еще одну уникальность Ливенской гармошки. После росписи, гриф крепится к воздушной камере, устанавливаются клавиши, и гармошка отправляется к настройщику.
Игорь Занин – настройщик. Мастер подобной профессии должен обладать абсолютным слухом, чтобы даже малейшая фальшь не ускользнула от него. Внутри гармошки находится несколько так называемых «голосов», каждый из которых необходимо подогнать и несколько раз проверить.
«Ливенка» всегда отличалась своей звонкостью, которая прямо зависит от того, как тщательно настройщик сделает свою работу. «Голоса» устанавливают внутрь корпусов, который в свою очередь соединяется с меховой камерой.
И вот перед вами Ливенская гармошка – старинный, инструмент, звуки которого сегодня можно услышать по всему миру.
Каждая «Ливенка» – уникальное произведение искусства, изготовленное вручную. Трудоемкость процесса позволяет мастерам изготовлять не более четырех гармошек в год. Но каждая из них безусловно обладает той русской душой, о которой так много говорят иностранцы.
Источник