Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
В 1870-х годах на улице Никольская (ныне – Радищева) открыл свою мастерскую знаменитый гармонный мастер Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». Вскоре, рядом на Никольской улице, открыли свои мастерские по производству саратовской гармоники Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом первом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное» (в последующих — гармонное). В том же году получил свидетельство С. Е. Егоров, затем (1883) И. П. Сахаров и Е. В. Васильев. Свидетельство давало право на устройство мастерской. Для получения его нужно было сдать соответствующий экзамен в Саратовской ремесленной управе (теоретический и практический).Развитию саратовской гармоники способствовала и общая активизация музыкальной жизни в Саратове в 70-х годах. В Саратове в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества. При нем открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Толчок этому дало открытие в 1871 г. железнодорожного сообщения между Саратовом и Москвой.Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева; плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками (например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова).Первый «гармонных дел мастер» - Николай Геннадьевич Корелин все старания направил на улучшение инструментов: голосовые планки стал делать из листовой меди, голоса — из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сел, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Корелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»).В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Изделия Корелина, как и других саратовских мастеров – его учеников, служили много лет без ремонта. И сегодня можно встретить их гармоники, сделанные в конце 19 века, в отличном состоянии. Ученики Корелина - Дмитрий Жарков, Хрисан Артемьев и другие имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов.В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора.Саратовская гармоника в XXI веке.К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось. В цехе по производству саратовской гармоники, расположенном в старинном особняке на ул. Кутякова (ближе к ул. Радищева) в 2002 году было даже отключено отопление. Оставшимся сотрудникам – девяти пенсионерам - пришлось обогревать помещение электроприборами - ведь инструменты должны храниться при температуре строго 18 градусов. Заказы по производству саратовской гармоники мастера выполнять у себя на дому. Это были последние инструменты – ведь на изготовление настоящей концертной гармошки уходили многие месяцы, а то и годы. В 2003 году цех по производству саратовской гармоники посетил последний высокопоставленный чиновник – мэр Саратова - Юрий Аксененко. Он обещал, что цех никто не приватизирует. После его визита отопление помещения было возобновлено. Вот что говорил тогда директор ОАО "Музинструмент" Владимир Леонов: «Никто цех саратовских гармоник закрывать не собирается, это все слухи. Хотя прибыли предприятие не приносит, но нашему руководству небезразличны престиж Саратова и судьба национального символа».В 2008 году Саратовская областная дума внесла в план приватизации старинное двухэтажное здание на улице Кутякова общей площадью 435 квадратных метров. Это и был тот самый цех, где на протяжении 150 лет мастера изготавливали знаменитые саратовские гармони, прославившие наш город на весь мир. Таким образом, сделан еще один шаг к окончательной утрате одного из главных культурно-исторических брендов города.Сейчас в живых остался последний мастер по производству саратовской гармоники - Петр Федорович Текучев. Петр Федорович поступил на фабрику в 1947 году. Здесь он стал учеником Михаила Дмитриевича Корелина (умершего в 1950 году) – племянника знаменитого Н.Г.Корелина – основателя уникального производства саратовской гармоники. Петр Федорович принадлежит к плеяде лучших мастеров Его концертные гармоники, разливаясь веселыми напевами в руках артистов хора Пятницкого, объехали весь мир. Один из инструментов Петра Федоровича подарили знаменитой Монтсеррат Кабалье, дававшей концерт в Саратове. Сам Петр Федорович называет три имени своих современников , чьи изделия стоят вровень с эталонами мастеров XIX века: Василий Васильевич Ножкин, Михаил Васильевич Чернозубов и Алексей Васильевич Борисов.Последние годы – вплоть до приватизации цеха- Петр Федорович работал и начальником, и сторожем, и мастером в одном лице. Он до последнего момента не верил, что дело всей его жизни – символ и гордость Саратова может вот так просто уйти с молотка.Однако саратовская гармоника не умирает, она просто не может умереть. Ведь она осталась в сердцах тысяч людей, однажды ее услышавших и полюбивших на всю жизнь!В 2008 году саратовская гармоника стала народным символом Саратовской области, победив в акции "Гордись, Саратов!", которую проводил телеканал ТНТ –Саратов.В течение 2 месяцев саратовцы в прямом эфире выбирали свой символ. Более 400 000 голосов было отдано за то, что близко сердцу на Саратовской земле. В результате голоса распределились следующим образом: 43,6% - Саратовская гармошка, 31,7% - Консерватория, 24,7% - Энгельсская авиадивизия.В доме - музее Н.Г. Чернышевского 2009 год пройдет под эгидой возрождения Саратовской гармоники в рамках акции - «Сохраним народный символ земли Саратовской». Поможет ли это? Посмотрим…
Широкое распространение уже в середине второй половины XIX в. получили усовершенствованные однорядки с восьмью-одиннадцатью клапанами, производившиеся как в Тульской, так и во многих других российских губерниях. Особенно крепкой оказалась саратовская традиция этой разновидности гармошек. На саратовских однорядках до сих пор играют во многих поволжских областях: Саратовской, Куйбышевской, Ульяновской и др.Кустарное производство гармошек в Саратове началось с 1860-х годов. Долгое время они мало чем отличались от тульских. Возможно, поэтому саратовская гармошка не упоминается ни в одной из ранних школ и самоучителей для тульских однорядок, хотя все они годятся и для саратовской.Лишь совсем недавно в связи с активным функционированием традиции вышел из печати самоучитель специально для саратовской гармони (Нахов, 1979).Одна из причин столь продолжительной популярности – удачно найденный тембр инструмента, приспособленного к игре на открытом воздухе, на широких волжских просторах. Саратовскую гармошку достаточно услышать один раз, чтобы потом ее звучание не спутать ни с какой другой. Характерную яркость, даже резковатость ее тембра обеспечивают три набора свистовых планок, дублирующих звучание основных планок октавой выше (подробнее о формировании тембра гармошек см.: Мирек, 1968, с. 47, 105-108 и др.), и, отчасти, один или два колокольчика, приводимые в действие с помощью кнопок басо-аккордового комплекса.Диатонический звукоряд саратовской гармошки с десятью кнопками в правой руке охватывает три неполных октавы (пропущены вторая и предпоследняя ступени (Новосельский, 1936, с. 33; Мирек, 1968, с. 47).
Принцип устройства звукоряда тот же, что у тульской семиклапанки. Растяжение дает звуки, образующие мажорное трезвучие, сжатие – малый септаккорд с уменьшенным трезвучием. Последовательное осуществление этого принципа приводит к тому, что первая и три последних кнопки дают пары звуков, не образующие смежных ступеней звукоряда.Звукоряд пятиклапанки расположен в центре звукоряда десятиклапанки. По сравнению со звукорядом семиклапанки в нижней части этого звукоряда добавлены только два звука (на одной кнопке) – соль и си малой октавы, в верхней – четыре. Ограничение звукоряда снизу звуком соль как бы напоминает, что и саратовская однорядка дает возможность исполнять наигрыши в мажоре как натуральном (от до), так и миксолидийском (от соль).Клавиатура левой руки у гармошек с таким звукорядом располагает обычно тремя-четырьмя кнопками, однако гармонические возможности ее басо-аккордового комплекса почти такие же, как у семиклапанки (Новосельский, 1936, с. 33; Мирек, 1968, с. 47).
Как видно из примера, третья кнопка повторяет аккорды второй, но октавой выше, и имеет в основном темброво-характеристическое значение. Нередко вторая и третья кнопки нажимаются одновременно. Назначение четвертой кнопки, расположенной на тыльной стороне выносного басового грифа, – преодолеть один из существенных недостатков семиклапанки. Те же аккорды сопровождения на этой кнопке переставлены местами. С ее помощью оказывается возможным сопровождение звука соль в мелодии аккордом доминантовой функции, поскольку на растяжение она дает не до мажорное, как две другие кнопки, а соль мажорное трезвучие или его обращение.Можно полагать, что единственный опубликованный наигрыш на саратовской гармошке (Смирнов, 1962, № 14) был исполнен на инструменте именно с такими звуковыми параметрами[9] (пример № 80).Анализ фактуры этого наигрыша показывает, что его действительно невозможно сыграть без употребления четвертой кнопки с переставленными на сжатие и растяжение аккордами. Об этом свидетельствуют звуки соль и до в мелодии, гармонизованные соль мажорным трезвучием (такты 3, 7, 9, 12 и 14), а также звук ля, гармонизованный, наоборот, до мажорным трезвучием.Был найден и другой способ устранить недостаток тульской семиклапанки. Вместо дополнительной басовой кнопки с переставленными аккордами вводится дополнительная кнопка в клавиатуре для правой руки, дающая звук соль при сжатии меха. В литературе такое музыкально-конструктивное решение до последнего времени описано не было. Оно обнаружено нами на двух образцах двенадцатикнопочной саратовской гармошки.Сначала в 1970 г. в городе Сенгилее Куйбышевской области в исполнении П.Я. Чирина (г.р. 1922) на саратовской двенадцатиклапанке автором были записаны “Волжские припевки”, “По улице мостовой”, “Русская плясовая” и другие наигрыши. Затем в 1982 г. в Москве на аналогичной гармошке в исполнении уроженца Саратовской области А.И. Курдюмова (г.р. 1954) записаны “Саратовские переборы”, “Ах вы, сени мои, сени”, “Барыня” и другие наигрыши.Оба инструмента, на которых были произведены записи, изготовлены в 1920-е годы. Мензура этих инструментов такова, что первая гармошка дает звучание в си бемоль мажоре, а вторая – в соль мажоре, то есть соответственно на секунду и кварту ниже строя до мажор. Вот их звуковые параметры.
Басо-аккордовый комплекс обоих образцов состоит из четырех кнопок. Однако аккорды четвертой кнопки на растяжение и сжатие мехов не переставлены, как у некоторых образцов десятиклапанки, и, следовательно, четвертая кнопка оказывается, по существу, лишней, поскольку просто дублирует возможности третьей кнопки.В мелодическом звукоряде добавлено по два звука – снизу и сверху. Верхняя кнопка, расширяющая диапазон инструмента снизу, хотя и нарушает принцип строения звукоряда, так как вместо звука ля при сжатии меха дает звук соль, но вполне эффективно устраняет наиболее существенный недостаток узкообъемных однорядок данного вида.Необходимость в звуке соль при игре на сжатие в некоторых наигрышах оказывается столь значительной, что повышенная частота движений правой руки с середины клавиатуры к верхней кнопке в игре А.И. Курдюмова сразу же обратила на себя наше внимание (пример № 81).Эта кнопка используется, когда в мелодии встречается звук соль не только малой, но также первой и даже второй октавы. Однако октавных скачков при этом на слух не ощущается. Этому способствуют, видимо, свистовые планки и высокая тесситура одного из аккордов сопровождения.В игре другого исполнителя П.Я. Чирина возможности верхней кнопки были использованы, очевидно, далеко не во всех случаях, где это требовалось. Например, во вступительном разделе “Волжских припевок” звук соль относится к доминантовой сфере не только в третьем и седьмом, но и в первой половине девятого такта, а также легко мог быть сопровождаем доминантовым басом (пример № 82).