ТАЛЬЯНКА (тальян-гармун, батская гармонь, Бараксин), ручной клавишно-пневматический муз. инстр-т, изв. в Башкирии с кон. 19 в. Название связано с сокращением слова "(и)тальянка", т.е. гармонь итальянского строя. В правой клавиатуре имеются 12-15 удлиненных клавишей, дающих одинаковые на разжим и сжим меха звуки миксолидийского звукоряда (в отличие от русской гармони, также распростр. в Башкортостане). В левой клавиатуре - три клавиши-лопатки, позволяющие исполнять тонико-доминантовые бас-аккордовые функции на разжим и сжим меха, а также однотонная клавиша "пискун". В уфимской Тальянке верхняя клавиша "аккорд" связывается с механизмом удара по 2 разновысоким колокольчикам. В репертуаре гармонистов кроме простых однотональных наигрышей умеренного и быстрого темпа, имеются и чисто тальянные мелодии, т. наз. "деревенские напевы" ("урам-кюй", "ауыл-кюй"), из которых наиболее известны "аламишкин", "Йома", "Сабата", "Ущелье" и др. В памяти гармонистов сохранились фамилии 29 потомственных мастеров-тальянистов: В.Роженцов (Бирск, кон. 19 в.), братья А.С. и А.С.Фоменковы (Уфа, 20-30-е гг. 20 в.), Т.А.Трофимов (В.Авзян Белорецкого р-на, 30-50-е гг.), З.Ш.Мухаяров (Уфа, 80-е гг.) и др. Башкирские "Праздники тальянки" (1985-87 гг.) выявили существующий почти столетие пласт башкирской гармонной культуры.