(Эссе-воспоминание)

Гармонь, гармонь,Гуляют песни звонко
За каждый покосившийся плетень.
Гармонь, гармонь,
Родимая сторонка,
Поэзия российских деревень.


Да, действительно гармонь была в моде в российской деревне. Без нее не проходила ни одна свадьба, под звуки гармони девушки провожали своих суженых в армию. Любил играть на гармошке и петь частушки Сергей Есенин: его музыкальным инструментом чаще всего была так называемая трехрядка.

Войдите чтобы комментировать

80 лет назад в обществе разгорелся спор: нужен ли этот инструмент народу?


В начале 20 века гармонь как инструмент прочно завоевал позиции в жизни простого народа, особенно в сельской местности. Без него не мыслилась ни одна вечорка. Каждый вечер парни и девушки собирались вместе: зимой — в какой-нибудь избе, летом — на улице, и обязательно с гармошкой. Правда, эти сборища не всегда носили пристойный характер. Корреспондент одной из местных газет пришел в ужас, побывав на одном из таких мероприятий.

«Ввалился на посиделки.
От ужаса вылезли на лоб гляделки.
В избе чуть-чуть горел в лампе огонь.
Галдеж, матерщина и самогонная вонь.
В углу неистово наяривала гармошка.
Ретиво налегал на пищики гармонист Мирошка.
Пьяно изгибались парни, как волки в овчарне.
Фигуры и рожи — как будто из свиной кожи.
Лапали девок у всех на виду
(спервоначалу я думал, что нахожусь в бреду).
Девки визжали, как кошки, под серые взвизги гармошки…»

Войдите чтобы комментировать

Всероссийский фестиваль гармонистов "И играла гармонь в День Победы" стал одним из самых ярких событий культурной жизни Орла. Его организатор - Орловский областной центр культуры. В роли учредителей выступили администрация Орловской области, областное и городское управление культуры и искусств.

Войдите чтобы комментировать

Новые песни старой гармони

"Я, Лобанов Геннадий Леонидович, играю на гармони с четвертого класса..." Похоже на автобиографию гармониста, не правда ли? Но вятские гармонисты - а Г.Л. Лобанов живет в Омутнинске - таковы, что пишут не свою историю, а историю русской гармони. Вот и Геннадий Леонидович, лауреат областных конкурсов "Играй, гармонь, звени, частушка!", продолжая: "Гармошки держу в основном хорошие, кустарные. Шоферю сорок восьмой год и могу признаться, что на нелегких шоферских путях-дорогах гармонь меня не раз выручала", переходит к самому главному.

Войдите чтобы комментировать

Саратовская гармоника, в настоящее время широко распространенная в русской инструментальной традиции Поволжья, и у многих других народов данного региона предстаёт семантически ярким элементом национальной культуры. Широкой популярностью пользуется саратовская гармоника у казанских татар («тальян-гармун»), астраханских татар («саз»), калмыков («икел»), народов коми («саратовка гудок»), мордвы. Инструмент активно внедрился в древние обрядовые формы иных этнокультур, сохранив при этом свои музыкальные и конструктивные особенности. Исследование проведено при поддержке гранта Российского гуманитарного научногофонда, номер проекта 07 – 04 – 18006 е.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (3 ответов).