Это сообщение из райвоенкомата о том, что через шесть десятков лет боевая медаль «За отвагу» все-таки нашла его, Мазит Халилович Валиахметов из деревни Ибраево Стерлибашевского района воспринял с большим удивлением. Не мог поначалу понять, когда и за что он был представлен к награде.

Войдите чтобы комментировать

Этот материал посвящен самым известным тульским гармонным мастерам и владельцам крупнейших тульских гармонных фабрик до революции.

1.



В первой половине XIX века широкую известность в России получили музыкальные инструменты, выпускавшиеся на гармонных фабриках   Т.П. Воронцова.

Тимофей Пименович Воронцов родился  в 1787 году. Он был потомственным тульским оружейником. Славу, однако, ему принесло не оружейное ремесло. Его устремления были связаны с новыми промыслами, которые начали быстрыми темпами развиваться в нашем городе. Сначала   наш земляк стал заниматься изготовлением входивших в моду водогреев. Ему сопутствовал успех, и самоварная мастерская, которую он основал, процветала. Но туляк на свой страх и риск взялся за новое дело. При самоварной фабрике  им в полуподвальном помещении было налажено производство гармоник самой простой конструкции, которые использовались в качестве детских игрушек. В подсобном гармонном хозяйстве трудились 10 наемных рабочих. В 30-е годы, ознакомившись с простейшей пятиклапанной гармошкой, привезенной в Тулу с Нижегородской ярмарки, и внеся свои изменения, наш земляк начал производить более совершенные язычковые музыкальные инструменты. Первая его фабрика появилась примерно в то же время, что и Ивана Евстратьевича Сизова.

Войдите чтобы комментировать

Гостил в дому у гармонного мастера Анатолия Золотова, наверное, последнего мастера некогда знаменитого кирилловского гармонного промысла. Анатолий Степанович в слесарском фартуке сидел за верстачком и мелким надфилем настраивал голоса.

- Динь! Динь! - Звенели голоса.

- Дон! Дон! - Вторила им за окном капель.

В окне синело подтаявшим льдом озеро Сиверское, над которым возвышались могучие стены Кирилло-Белозерского монастыря

- В гармони что главное? - Неспешно рассуждал Золотов.- Не строй и не разлив... Разливчик, конечно, хорошо, что гармонь была настроена не в чистую, а с разливчиком... Чтобы голоса с подголосками на четверть тона имели разницу...

Войдите чтобы комментировать

Деда Бабая в пятиэтажке, где он жил, знали все соседи. Любили, жалели… Странным он был стариком.
История его жизни была такой же, как у многих. Родился в селе, вырос на колхозных «харчах», воевал в Отечественную, вернулся контуженный. В родной Михайловке встретил будущую жену.
Галина приехала из города с котельного завода с самодеятельным хором. Была организатором коллектива, руководителем и участником одновременно. Бабаев, увидев её, поющую на сцене, к удивлению сельчан ушел из зала после первого же номера, а вернулся усталый, уже к концу концерта, с букетом жарков, что росли на дальнем пастбище в семи километрах от села. Не особо-то разговорчивым он был, поэтому, когда девушка вышла на крыльцо сельского клуба, Бабаев, не сказав ни слова, сунул ей в руки цветы и круто развернувшись, пошагал домой. Через месяц он поехал в город и увез молодуху в колхоз.
Деревня быстро наскучила горожанке. Да что и говорить? Ни театров, ни кино, только пьяные мужики иногда на улицах цирк устраивали. То кольями дерутся, то песни горланят.
В общем, уехали скоро Бабаевы из Михайловки. Глава семьи на завод устроился, а Галя вернулась в музыкальную школу. Преподавать. Теперь уже ни в деревне, ни в городе никто не скажет, что связало деревенского парня из простой крестьянской семьи и городскую девчонку, воспитывающуюся в богемной среде актеров провинциального театра, только ладили они между собой на загляденье. Голос друг на друга за всю жизнь ни разу не повысили. Все Витенька, да Галенька.
А может быть, просто… Музыка их друг к другу притянула. В молодости-то Виктор Иванович женихом знатным был. Не одна из колхозных красавиц засматривалась на ладного гармониста, что на разгульных деревенских свадьбах плясовыми баловался. Да и в войну не одна дорога германская слышала переборы его хромки да алтайские задорные частушки.

Войдите чтобы комментировать

Известный музыкант, педагог, просветитель, человек высокой музыкальной культуры Николай Андреевич Примеров много лет пропагандирует игру на русской гармони.

Впервые о Маланине


Есть в нашем городе человек, который стремится сохранить память о знаменитом баянисте-самородке Иване Ивановиче Маланине и передать её подрастающим поколениям. Это Николай Примеров. Родился он в Новосибирске в 1959 году. Окончил Новосибирское музыкальное училище по классу баяна, преподавал в детской музыкальной школе в районном посёлке Мошково, организовал здесь же клуб народной музыки. Параллельно учился в Кемеровском государственном институте культуры, на факультете народных инструментов. После окончания института устроился преподавателем по классу баяна в музыкальную школу № 2 Новосибирска.

Войдите чтобы комментировать