В начале 20 века гармонь как инструмент прочно завоевал позиции в жизни простого народа, особенно в сельской местности. Без него не мыслилась ни одна вечорка. Каждый вечер парни и девушки собирались вместе: зимой — в какой-нибудь избе, летом — на улице, и обязательно с гармошкой. Правда, эти сборища не всегда носили пристойный характер. Корреспондент одной из местных газет пришел в ужас, побывав на одном из таких мероприятий.«Ввалился на посиделки.От ужаса вылезли на лоб гляделки.В избе чуть-чуть горел в лампе огонь.Галдеж, матерщина и самогонная вонь.В углу неистово наяривала гармошка.Ретиво налегал на пищики гармонист Мирошка.Пьяно изгибались парни, как волки в овчарне.Фигуры и рожи — как будто из свиной кожи.Лапали девок у всех на виду(спервоначалу я думал, что нахожусь в бреду).Девки визжали, как кошки, под серые взвизги гармошки…»
После революции комсомольцы решили, что нужно как-то с этими вечорками заканчивать и переманить беспартийную молодежь на свою сторону. Вопрос: как это сделать? Молодежь утомляли нудные полуторачасовые рассказы из истории комсомола. Сидят они, носом клюют, но стоит лишь пройти мимо избы парню с гармошкой, всех как ветром сдуло — все за гармошкой ушли. Часто девушки спрашивали: «А после беседы у вас будет гармошка?» Если да, то слушали лектора, нет — шапку в охапку, и до свидания. Тут-то комсомольцы и придумали, что гармошку можно использовать в качестве приманки, чтобы «вовлечь широкие массы беспартийного молодняка в учебу».В 1934 году рабочие тульских заводов преподнесли гармонь в качестве подарка XVII съезду ВКП(б)Почти каждая комсомольская ячейка, клуб, изба-читальня приобрели сей драгоценный инструмент. И, несмотря на запреты коммунистов, устраивали после официальной части и танцы, и пляски.Началось победоносное шествие гармони по всей стране. Газеты писали: «Народный музыкальный инструмент, загнанный при царизме на задворки, в кабак, в пивную, имеющий законное признание только на деревенских и рабочих вечеринках, — гармонь была вытащена на широкую дорогу советской общественности».Комсомольцы устраивали конференции гармонистов, ставя перед ними новые задачи в области репертуара и дальнейшего усовершенствования самого инструмента. Стали даже проводиться конкурсы на лучшего исполнителя. Новое «гармонишное» движение превратилось в одно из орудий воздействия на подрастающее поколение.«Камаринская» под… гусли?И вдруг как гром среди ясного неба… Пролетарский поэт Демьян Бедный обвинил гармонь в немецком происхождении и специфической принадлежности к кабаку. Свое стихотворение, напечатанное в «Известиях» в декабре 1926 года, он заканчивает такими строками:«Когда станет богаче наша страна,Музыкально-культурней станет она.А повысится наша культура -Умолкнет гармошка, визгливая дура,Умолкнет, умрет вместе с верной подружкой,Пивною, разбитою кружкой,Умрет, но, воскреснув для жизни иной,Оплакана горьким, последним пьянчужкойВ последней советской пивной!»С этими доводами в корне не согласилась молодежь. В «Рабочей газете» они опубликовали письмо, обращенное ко всем читателям, прося обсудить этот вопрос и высказать свое мнение. «Давайте поставим на всенародное голосование: наш ли инструмент гармонь, нужно ли бороться за обогащение ее репертуара и улучшение качества самой гармони.Зачем вам понадобилось, спрашивали они Демьяна Бедного, вместо пера взять в руки дегтярный помазок и мазать дегтем хорошее, полезное дело? Мы за гармонь, за обогащение ее репертуара, за продвижение через нее в массы не похабщины и хулиганства, а новых, революционных песен и лучших произведений классической и народной музыки. Мы за гармонь, за привлечение ее на службу молодежи».В прессе началась полемика. Одни были за гармошку, другие против.Демьян Бедный вдруг решил, что гармонь нужно заменить исконно русским музыкальным инструментом — гуслями:«К настоящим народным гуслям-самогудамСоветскому чистоплюю-эстетуДоступа нету.Глух он к их певучей красоте:Уши не те!»Не стерпел и поэт Жаров. В «Комсомольской правде» он обратился со стихотворным вопросом к Демьяну Бедному:«Что толкнуло вас —тоска ли, грусть ли -Пожелать гармонике капут?..Интересно:Как это под гуслиВаши «Проводы« в селеспоют?»Демьян Бедный не сдержался:«Комсомольцы резвы.Да и я не сопат.Но не хочется мне нарушатьДобрый ладС гармонистами рьяными,Стало нечем бить им в набат.Пусть при них останутсяих «венки» с «баянами».Нету масла на рынке —едим суррогат.Нету масла — бываемдовольны картошкою.Нет народных скрипичныхсимфоний и фуг -Усладим свой досугРасторопной гармоникою.Но… умерьте хвалебныйгармошечный пыл,Мы вчера лишь ввели в нашхозяйственный стройВолховстрой!Не смешно ль? В один день -Волховстроя открытие,А в Москве былгармошечныйконкурс — событие!Там — грядущее наше!Там — чудеса!Там — мечты на сто лет всехвперед уносили!Тут гармошки гнусилина все голоса,Как назад за сто лет все ониголосили!***Твердо веря в приходсимфонических дней,Когда новые звуки нам будутроднейИ когда молодежь будетфыркать, глазеяНа гармонь, экспонатбытового музея:«И подумать… играли когда-тона ней!»Всем миром на защитуНо комсомольцы и рабоче-крестьянская молодежь продолжали заступаться за свою гармошку. И отстояли. Хотя Демьян Бедный не мог с этим смириться, продолжая делать выпады и против этого народного инструмента, и против своих оппонентов.В Сибири же в это время гармонь была незаменимым инструментом. Как и по всей стране, среди гармонистов стали ежегодно проводиться конкурсы исполнителей. Несколько раз их победителем был баянист Иван Маланин. Этот талантливый человек научился играть на гармони с пяти лет и с тех пор не расставался с народным инструментом. Он родился незрячим, на слух освоил игру на гармошке, позже виртуозно исполнял мелодии на баяне и аккордеоне. С 1928 года он жил и работал в Новосибирске: вначале баянистом радиокомитета, потом артистом Новосибирской филармонии. В годы Великой Отечественной он выступал перед бойцами уходящих на фронт сибирских дивизий, играл в госпиталях и запасных полках, вдохновляя воинов на борьбу с врагом. Музыкант обладал виртуозным мастерством, талантом импровизатора, чутко аккомпанировал чтецам, вокалистам, инструменталистам. Его друзья, ленинградские артисты, говорили: «Маланин популярен в Сибири, как Шаляпин — в России!»В 2000 году в Новосибирске даже создали Музей сибирского баяна и гармони имени И. И. Маланина. Постоянно в память о народном баянисте проводятся Маланинские фестивали-конкурсы, на которые съезжаются музыканты со всей страны.Нельзя не вспомнить Геннадия и Александра Заволокиных, сумевших в наши дни пробудить любовь к народной песне, частушке, к самобытной музыкальной культуре игры на гармони. Около 20 лет занимались они сбором и изучением частушек, живущих в народе, и собрали их более 20 тысяч.Так что Демьян Бедный был не прав: этот народный инструмент нужен людям и имеет право существовать наряду и с гуслями, и со скрипкой.Людмила КУЗМЕНКИНА10.03.2007"Вечерний Новосибирск"Оригинал статьи расположен по адресу: http://www.vn.ru/10.03.2007/society/84731/