Семейная реликвия

В год юбилея Победы в Великой Отечественной войне мне хочется поделиться с земляками историей реликвии семьи Савенок. Так случилось, что в нашей семье отцы и деды были участниками исторических событий, связанных с защитой Оте­чества. Деды воевали в Первую мировую, а отцы защищали страну в Великую Отечественную войну.

Подробнее: Семейная реликвия
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Мария Мордасова из рода Яркиных

Имя в искусстве | К 100-летию со дня рождения великой русской певицы Марии Николаевны Мордасовой

 

Виктор Силин


 

Входная дверь то и дело непрестанно хлопала. И всякий раз в репетиционную вместе с хористами и плясунами нахально вваливался клуб ледяного воздуха. 

- А мороз точь-в-точь как в сорок третьем, и сугробы намело – не пройдешь – не пролезешь. Я, вот, нынче полные бурки снега набрала, пока бежала на репетицию, - первое, что выпалила Настя Кузнецова всей честной компании хористов, уже чин - чином выстроившихся в одну линию. 

- Да у тебя, подруга, и нос как у Деда Мороза, - весело подмигнула Мария Мордасова. – Краснющий! – И крепко обняла Настю за плечи, прижала к себе.

 

 
Мария Мордасова. 1960 г. Фото из архива «Коммуны»

В тот день исполнялась третья годовщина, как Воронеж освободили от немцев, и по сему поводу намечался большой концерт Воронежского хора. А с утра – генеральная репетиция. Все не то чтобы явно мандражировали, но чувствовалось какое-то внутреннее волнение. Оно заставляло собраться, сгруппироваться. 

А тут ещё спозаранку на репетицию пожаловали первые участницы крестьянского хора Митрофана Ефимовича Пятницкого, а ныне – колхозницы, Кривцова и Калашникова. И от этого волнение ещё больше усилилось: как они, познавшие уроки выдающегося фольклориста, оценят их пение? 

Из небольшой комнатки, расположенной притык к репетиционной, друг за другом вышли худрук Воронежского хора и композитор Массалитинов, директор Рогинская и участницы хора имени М.Е.Пятницкого Кривцова и Калашникова. Обе были в валенках, с накинутыми на плечи видавшими виды шаленками, когда-то черными в редкую полоску, а теперь изрядно полинявшими, ставшими серыми и невзрачными. 

Подробнее: Мария Мордасова из рода Яркиных
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Гармонная артель «Северный кустарь» в годы Великой Отечественной войны.

 
В конце 1930-х годов завершился период реорганизации гармонного производства в Кирилловском районе. Он был связан с переходом от кустарного изготовления гармоний мастерами-надомниками к артельному производству. Артель «Северный кустарь» была организована в селе Благовещенье в конце 1917 года из мастеров гармонного дела на базе ремесленного класса при Благовещенском училище[1]. Первым руководителем артели стал Дмитрий Данилович Шитов, его сменил гармонный мастер Василий Максимович Оленин. В связи с ростом производства были открыты гармонные артели в деревнях Данильцево, Верхняя Гора, Яршево. Количество артельщиков увеличивалось. Если в 1925 году их было 68 человек, то к концу 1930-х годов - 356 человек. Кадры артели пополнялись за счёт сельских жителей из окрестных деревень. В апреле 1936 года гармонные производства в Кирилловском районе объединились в артель «Северный кустарь», которая вошла в систему Ленинградского областного радиомузыкального союза. Административно-экономический справочник по районам Ленинградской области за 1936 год перечисляет в Кирилловском районе 9 цензовых предприятий, принадлежащих, главным образом, промысловой кооперации[2]. Наиболее значительными из них названы две артели по производству гармоний. С 1937 года в связи с образованием Вологодской области артель «Севкустарь» перешла в систему Вологодского областного культпромсоюза. Председателем артели стал Василий Фёдорович Суслов, главным конструктором - Александр Михайлович ПановВ этом же году «Северный кустарь» приступил к реконструкции церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (XVIII в.) в селе Благовещенье, переданной для производственных нужд гармонной артелиС храма сбили кресты, сломали купола, разбили колокола. Настенную живопись закрасили масляной краской, в алтаре установили локомобиль с динамо-машиной. Приспособление здания церкви для производственных площадей способствовало качественному росту выпускаемой продукции.

К началу 1940-х годов артель «Северный кустарь» занимала видное место в промышленности Кирилловского района. Одной из лучших производственных единиц в артели был голосовой цех, возглавляемый В.М.Малютиным. В коллективе был внедрен суточный график, что содействовало укреплению дисциплины на производстве[3]. В рабочий процесс внедрялась рационализация. Например, по предложению А. Ухачева в артели приступили к выпуску механики на качающихся валиках, что упрощало производство, давало возможность экономии. Эффективное использование оборудования и внедрение рационализаторских предложений должно было способствовать выпуску продукции на сумму более 4 миллионов рублей. Выполняя постановление партии и правительства по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья, артель «Севкустарь» за I квартал 1940 года выполнила план на 113,4%[4]. Коллектив артели произвёл 2087 баянов, 1298 полубаянов, 1637 хромок и 2587 детских гармошек. У артели было своё подсобное хозяйство, столовые, общежития, детский сад, клубные учреждения, организация ОСОАВИАХИМА[5]. В перспективных планах артели было расширение производственной базы, внедрение новых технологий, улучшение труда работников.

Подробнее: Гармонная артель «Северный кустарь» в годы Великой Отечественной войны.
Log in to comment
Discuss this article in the forums (7 replies).

Саратовская гармошка: можно ли сделать бизнес на бренде

garmon2Саратовскую гармонику  местные  музыканты покупают  неохотно. А вот в качестве вип-подарка  изделия пользуются спросом.

Стоимость нового инструмента, уже несколько лет выпускаемого в Саратове ООО «ЛИСЕР», далеко не каждому по карману – порядка 50 тысяч рублей. Для сравнения, в советскую эпоху изделие стоило относительно недорого – сначала 28 рублей, затем 47.

Сейчас по льготной цене гармоники продают музыкальным школам по 42 500 рублей. Покупателей на изделия немного, хотя в качестве вип-подарка гармошки пользуются спросом. Еще одна статья дохода  мастерской – реставрация старых, еще советского образца, гармошек, которые в Сараов присылают со всей страны.

—  Продажа гармоники – это не бизнес, а скорее социальный проект. Хочется возродить инструмент: чтобы в руках гармониста была именно саратовская гармоника, —  уверяет Сергей Липатов, директор ООО «ЛИСЕР».  – У нас инструмент приобрели пять музыкальных школ, в детскую студию «Топ-Топ» мы даем гармонику поиграть. Часто инструменты дарим – экземпляр презентовали краеведческому музею, гармонику подарили полпреду ПФО Михаилу Бабичу, еще один инструмент уехал в Китай.

Высокую цену, как объясняет Сергей Липатов,  диктуют затраты на комплектующие. Одни только «голоса» стоят 17 тысяч. Но в планах предпринимателя – удешевить гармонику.

— Мы ведем переговоры на поставку комплектующих с  известной чешской компанией. Отправили гармонику в Чехию, получили назад с их «голосами». Сейчас ждем цену. Если все сложится удачно, то гармоника будет представлена в трех вариантах – концертная, ученическая и сувенирная, — поясняет Липатов.

Подарочные и ученические экземпляры гармоники могут стоить 20-30 тысяч рублей, однако об их серийном выпуске, помогающем снизить цену, пока говорить не приходится.  Саратовские инструменты сейчас пополняю т, в основном, частные коллекции (один экземпляров приобрел сотрудник аппарата президента), спрос на нее есть и у профессиональных музыкантов А вот дефицита мастеров по производству гармошки сейчас в Саратове нет.

— Если говорить о продвижении бренда, то мы стараемся презентовать саратовскую гармонику в других регионах. Выставляли в Сочи на Олимпиаде. Недавно вернулись с всероссийского фестиваля культур регионов. Ездили туда за свой счет с нашей гармоникой музыкальные ансамбли из Самары, Элисты выразили желание приобрести изделие, — говорит Липатов.

Источник

Log in to comment

Саратовские переборы. Уникальная российская гармоника восстала из небытия.

Каждая российская область чем-то знаменита: тульская –  медовыми пряниками, ростовская – нежной финифтью, а саратовская – уникальной гармоникой! И чтобы увидеть это чудо, "НА" отправился в гости к Владимиру Андреевичу Комарову, потомственному мастеру, директору и основателю Музея саратовской гармошки.

С валдайскими колокольцами

В середине 19 века жили в Саратове братья Карелины, именно им в голову пришла мысль создать необычную гармошку - с перезвоном! Отправились мужчины на Валдай, закупили там знаменитые колокольчики, - примерно 150 штук, –  привезли домой. И изобрели доселе невиданную технологию: в специальном коробе размещаются молоточки,  бьющие по колокольчику, в результате напевы традиционной немецкой гармошки, (а именно от нее и пошла саратовская), сливаются с мелодичным звоном, рождая чудесный, неповторимый звук, те самые саратовские переборы, вскоре ставшие знаменитыми и узнаваемыми по всей Волге.   

Капризный характер

- Мой отец работал на гармонной фабрике с 1945 г., туда же привел и меня, - рассказывает Владимир Андреевич. – Начинал я сборщиком, потом стал наклепщиком голосов – высшая категория профессионализма. Именно от наклепщика зависит, как будут звучать язычки – главные голоса саратовской гармошки. Чуть-чуть ошибешься, не так выпилишь, не правильно прикрепишь — инструмент будет безнадежно испорченн.

Больше века играла гармошка почти в каждом саратовском дворе, были здесь свои, самобытные группы и ансамбли, выступавшие по всей стране. Легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев любил под нее плясать  и даже пытался научиться играть, не вышло, говорят, ему медведь на ухо наступил. Впрочем, не далась капризная гармонь и первому советскому космонавту Юрию Гагарину, хотя несколько лет играл герой в духовом оркестре местного дома культуры "Трудовые резервы".

- Сложный инструмент, - объясняет Владимир Комаров, - на сжиме и разжиме звуки совсем разные. Даже баян или аккордеон в этом плане проще, у них одна кнопка соответствует одному тону. Здесь же надо виртуозно владеть мехами, что далеко не каждому удается. К тому же еще недавно даже нот для саратовской гармошки не существовало, учились на слух. Представляете, каким он должен быть тонким? Почти идеальным! 

Подробнее: Саратовские переборы. Уникальная российская гармоника восстала из небытия.
Log in to comment