Красногвардейский музыкант-самородок ушёл из жизни

Водителю Василию Осадчему были присвоены звания «Заслуженный работник культуры», «Народный музыкант земли русской».

Василий Осадчий родился и жил в селе Новохуторное Красногвардейского района. Здесь у него зародилась любовь к музыке. В семье он находил стимул и поддержку творческим поискам и открытиям.

Музыкальная терапия


Время близилось к вечеру. Пациенты терапевтического отделения Красногвардейской райбольницы после обходов, капельниц, приёма таблеток вели непринуждённые беседы. Перспективы у большинства из них, подогреваемые рассказами-страшилками завсегдатаев лазаретных палат, рисовались далеко не в радушных тонах. И, соответственно, настроение граничило с унынием.

Но вдруг раздались бодрые музыкальные звуки. А затем помещение наполнил сильный, задорный голос.

– Неужели, Василий Осадчий! – воскликнул один из проходивших лечение.

Предположение подтвердилось. Да, это гармонист из народа устроил небольшое шоу в необычном месте. Лица невольных зрителей мгновенно посветлели, они озарились улыбками, загорелись глаза. Улучшилось самочувствие и появилась надежда на лучший исход.

Как позже выяснилось, Василий Александрович в тот день угодил на больничную койку. Ему были проведены все необходимые в таких случаях процедуры. А немного оклемавшись, он не удержался от соблазна взять в руки незаменимую подругу – трёхрядку. Другому, может быть, такая импровизация грозила бы досрочным выдворением из специфического учреждения. А здесь всё завершилось мирно, общей благодарностью музыканту и певцу от «товарищей по несчастью» и дежурившего медперсонала. Правда, последние попросили Василия Александровича не затягивать с арт – терапией, дабы не стало это достоянием начальства и не привело к их увольнению.

На сцене и в поле


А сколько аналогичных представлений было в многолетней творческой биографии этого замечательного человека?! Сотни, тысячи.

Запланированных в учреждении культуры, парке, на площади или импровизированных в мехотряде, гараже, на стройплощадке, полевом стане, по телефону. Да, я не оговорился. Частенько Василий Александрович звонил своим знакомым ( в числе этих счастливчиков был и я) и после короткого приветствия звучала песня. Оказавшиеся при этом рядом случайные люди вначале смущённо пожимали плечами, а узнав о необычном «рассказе – послании» новохуторянского гармониста, становились невольными пленниками необыкновенной экспрессии звучания инструмента и тембра голоса исполнителя.

Он мог и самолично заглянуть в редакцию, какое – либо учреждение. И тогда его сообщение о состоявшейся поездке на конкурс, фестиваль, завершении работы над очередной песней также не обходилось без музыкального сопровождения.

Здесь творчества начало


Василий родился в Новохуторном. Здесь рос, мужал, создал семью. Отсюда его провожали на службу в армию. В воинской части в Курске приобрёл профессию водителя, оказавшейся желанной и единственной на всю жизнь. На службе появилась возможность публично заявить о своих музыкально-песенных претензиях. При этом стоит отметить, что на первых порах у начинающего самодеятельного артиста не было собственного инструмента. Он брал, как говорится, на прокат гармошку у соседа Никифора Курилкина, у которого она находилась в качестве дорогого сувенира. Поэтому их частенько видели на сельских мероприятиях вдвоём. Впоследствии Осадчий «арендовал» колхозный баян. Зато приобретённый собственный инструмент прослужил его хозяину не одно десятилетие. 35 лет он колесил по сельским просторам на колхозном автомобиле. А под рукой непременно находилась любимая гармонь.

Глазами почитателей


Полвека назад молодой культработник Веселовского Дома культуры Александр Ключников впервые увидел Осадчего. Вот как сегодня вспоминает об этом преподаватель Красногвардейской детской школы искусств: «На автомашине ГАЗ – 51 он доставлял до работы тружениц полей и ферм. И как только выпадала свободная минутка, хозяин доставал из‑за спинки сидения гармошку. Мгновенно всё окружающее пространство заполняла песня, смех, шутки – прибаутки. Василий Александрович сразу становился душой коллектива, зажигал огонёк в душе самого унылого пессимиста».

Тесные отношения связывали с семьёй гармониста Почётного жителя Красногвардейского района Вячеслава Мизенко. По его мнению, Василий многое перенял у отца Александра Захаровича, участника Великой Отечественной войны. Дух захватывало, когда они вдвоём выводили: «Эх, донцы – молодцы! Эх, донцы – удальцы!». У старшего Осадчего, на его взгляд, был сильнее голос. А сын превосходил его во владении инструментом. Несмотря на плотное телосложение, мужчина эффектно выполнял стойку мостиком. Находясь в положении ноги – голова, брал в руки гармонь, не давая ей «остыть».

«С ним невозможно было заскучать, потому что атмосфера мгновенно наполнялась теплом, весельем, уютом. Всё это не было показным, наигранным, а шло от глубины души искреннего самобытного человека, его божьей одарённости», — выразил уверенность Вячеслав Васильевич.

Тёплые, добрые чувства питал к самородку из Новохуторного журналист с пятидесятилетним стажем Николай Цыкаленко. У него запечатлелся такой образ: «И вот на пороге появляется с гармошкой под мышкой плотный, среднего роста мужчина. Круглое, добрейшее лицо, а на нём такая чудесная лучезарная улыбка, что моё настроение, как, впрочем, и у всех присутствующих резко пошло вверх! О, это, пожалуй, был самый наилучший праздник в моей жизни. Самый памятный».

Я также не единожды испытывал чувства радости и гордости за талантливого земляка, блиставшего на подмостках в Алексеевке, Новом Осколе, Волоконовке, Вейделевке во время обмена культурно – спортивными делегациями. Когда Василий Александрович исполнял патриотические произведения, зрители сопереживали автору, восхищаясь стойкости и мужеству советского солдата, величию и мощи России – матери, несравненным красотам родного края. А если гармонист начинал без удержу сыпать частушки, через время у присутствующих горели ладошки от усердных аплодисментов и слёзы умиления наворачивались на глаза.

Завоёвывал сердца


Своими незаурядными способностями исполнитель покорял аудиторию за аудиторией, завоёвывая всё новые сердца. На одном торжестве он приглянулся видному чиновнику, который полюбопытствовал:

— Что‑то, Василий Александрович, гармошка у тебя сильно поизносилась?

— Так, денег не поднакопил, — парировал тот.

— Будет тебе, уважаемый, новый инструмент, – заявил высокопоставленный гость.

И слово сдержал. Вскоре Василию Александровичу передали красивую, высокого качества дорогостоящую гармонь.
Особые данные, весёлый нрав и в других ситуациях не раз сослужили ему добрую службу. Так, стоило ему оказаться в длинной очереди на пункте заготовки сахарной свёклы или зерна, он брал в руки трёхрядку и заводил залихвастую песню или задиристую частушку. И подобревшие шофёры пропускали коллегу вне очереди.

Заприметил белгородского виртуоза и Геннадий Заволокин, основатель и ведущий телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!». Это произошло на фестивале в Иваново, где и зрители, и жюри отметили своеобразность игры и необычную манеру исполнения нашего земляка.

Следует отметить, что Осадчий вряд ли бы добился такого оглушительного успеха и всеобщего признания, не будь цельной натурой, не обладая целеустремлённостью, настойчивостью, кипучей энергией и постоянным творческим поиском. Однажды почувствовав, что для него стали тесны стены местного очага культуры, он начал настойчиво рваться на районную сцену. Вышел в райотдел культуры с ходатайством по примеру всероссийского организовать районный конкурс «Играй, гармонь», на котором в итоге был признан победителем. Такого же успеха добился на аналогичном региональном форуме, разделив первенство с коллегой из Шебекино.

Василий Осадчий (1-й слева) во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга

Василий Осадчий (1-й слева) во время празднования 300-летия Санкт-ПетербургаВасилий Осадчий (1-й слева) во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга / Фото: Личный архив Василия Осадчего

На всероссийскую арену


Так для него распахнулись двери на всероссийскую арену. Москва, Санкт – Петербург, Воронеж, Курск, Орёл, Тамбов, Алтайский край – вот далеко не полный перечень мест, где ему довелось воспевать родную Белгородчину. Особенно запоминающимся и удачным явился для него 12-й международный фестиваль в Новосибирске в 2013 году. На него съехались более одной тыс. аккордеонистов, гармонистов, баянистов из различных регионов России, стран ближнего зарубежья, а также Франции, Италии, Германии. Зажигательно, вдохновенно, артистично прозвучали в его исполнении песни «Бирюч – наш любимый» и «Проводы зимы». Осадчий был удостоен Диплома лауреата первой степени в номинации «Поющий музыкант», третьей степени – «Композитор – исполнитель». В течение недели творческая бригада, в состав которой входил Василий Александрович, дарила радость сибирякам.

Василий Осадчий – участник юбилейного концерта «Играй, гармонь» в Кремлёвском дворце. Он входил в десятку лучших гармонистов России. Ему удалось осуществить заветную мечту – попасть на теле-шоу «Поле чудес».
Высшей государственной наградой нашему прославленному земляку является присвоение ему в 2010 году звания «Заслуженный работник культуры РФ». А звание «Народный музыкант земли русской» — результат общественного признания его заслуг. В полной мере характеризуют этого человека и данные ему определения: «Соловей России», «Лицо Белгородчины».

Талант к таланту


Самодеятельный артист душой и сердцем осознавал необходимость самосовершенствования и развития. Так, уже упомянутый Геннадий Заволокин посоветовал Осадчему и его музыкальным собратьям больше внимания уделять не «звёздным» произведениям известных авторов, а вводить в репертуар собственные сочинения.

И Василий Александрович с присущей ему энергией и настойчивостью начал налаживать сотрудничество с местными поэтами. Наибольшее число песен было подготовлено в соавторстве с односельчанином Николаем Шатовым и Петром Черных из Ливенки (о малой и большой родине, о славном Бирюче, городе невест Иванове и др.). Он также сделал музыкальное оформление к стихам Галины Кондратьевой из Казацкого ( о родном Новохуторном), вейделевской поэтессы Раисы Карагодиной, в котором прославляется подвиг советского народа в годы войны. На празднование 300-летия Санкт — Петербурга гармонист и исполнитель отправился с песней, слова к которой написал Владимир Гаврилов из Раздорного. Она была встречена публикой с огромным вниманием и интересом.

Поддержка и стимул – в семье


Завершая рассказ о талантливом земляке нельзя не упомянуть ещё об одной важной составляющей его долгой и успешной творческой деятельности. Это семья. Жена Лариса Петровна, учитель местной школы, с которой прожили без малого 60 лет, отличалась внимательностью и терпеливостью в отношении со второй половинкой. Она была первым слушателем и критиком его произведений, добрым советчиком и помощником. Помогала собираться супругу в бесконечные поездки. А нередко отправлялась вместе в неблизкие странствия. Нередко на «огонёк» в их дом заезжали знакомые, товарищи, коллеги, разного рода ценители народного искусства. Но однажды в Новохуторное нагрянула целая группа собратьев по музыкальному цеху. И гостевали несколько дней. Как хватило сил, выдержки хозяйке в этой ситуации, знает только сама Лариса Петровна. Как признавался в своё время герой повествования, этот творческий визит друзей со всех уголков страны был далеко не единственным. Своеобразным брендом хлебосольства и гостеприимства Осадчего стал коричневый портфель, в котором всегда находилось место куску сала с мясом, десятку вареных яиц и высококачественному натурпродукту домашней выработки.

Родители с заботой и теплотой относились к детям – сыну Юрию и дочери Светлане. Василий Александрович души не чаял в трёх внуках. Для него родные были смыслом жизни и стимулом к новым творческим открытиям и высотам.

Василий Осадчий во время фестиваля в г. Иваново

Василий Осадчий во время фестиваля в г. ИвановоВасилий Осадчий во время фестиваля в г. Иваново / Фото: Личный архив Василия Осадчего


Замолкла гармонь самородка


Трудно осознавать, что теперь мы не насладимся вживую виртуозной игрой Осадчего на трёхрядке, его чарующим голосом и манерой исполнения. Не сможем пообщаться с открытым, искренним, дружелюбным собеседником. Я благодарен моим собеседникам – почитателям таланта сельского музыканта, которые помогли воссоздать его портрет. Повествование завершу отзывом на смерть товарища Заслуженного работника культуры России, руководителя ансамбля «Усёрд» Виктора Нечаева: «С большой теплотой вспоминается время, проведённое вместе с дядей Васей. Он останется в памяти как большой человек в прямом и переносном смысле этого слова, не унывающий, подкупающий своей искренностью и добротой. Человек простой крестьянской судьбы, яркий и талантливый народный самородок. Будем петь его песни, вспоминать добрым словом». Думаю, что под этими словами подпишется большинство наших читателей, жителей района.

Источник

Войдите чтобы комментировать

Новосибирский гармонист Юрий Кочуров в свои 69 объехал на велосипеде Европу и Азию, а сейчас его путь лежит в Севастополь. На несколько дней он остановился у друга в Кабардинке и не мог не полюбоваться красотой Геленджика.

Многие мечтают путешествовать, объехать весь мир, но эти мечты так и остаются только мечтами. Возможно, людей останавливает страх перед неизвестностью или большими затратами. Ведь нужно где-то жить, чем-то питаться, и, конечно, в каждом уголке мира хочется осмотреть местные достопримечательности, что иногда требует немалых денег. Юрий оказался тем, для кого нет ничего невозможного. Ничто не мешает ему просто сорваться с места, взяв все самое необходимое, и отправиться навстречу новым приключениям.

По профессии Юрий Валентинович музыкант и преподаватель истории. Ещё в 80-х он нередко совершал путешествия на мотоцикле. В те времена его поездки ограничивались лишь республиками бескрайнего Советского Союза. С годами любовь к здоровому образу жизни возрастала. Активную деятельность без вредных привычек Кочуров начал в 55 — ходил в горы с друзьями. Во время одного из путешествий встретил пожилую пенсионерку, которая ехала одна на велосипеде из Твери до Архангельска и обратно.

— Подумал: а чем я хуже? И в 58 лет приобрёл велосипед-внедорожник, — рассказывает путешественник. — И уже на нём начал колесить по разным странам. Сначала проехал от Красной Поляны до Севастополя, затем по странам бывшего СССР. Дальше была Европа —не раз посещал Польшу, Словению, Сербию, Македонию, Австрию, Венецию в Италии, даже посетил святую гору Афон в Греции. Кстати, на Афоне в рамках поездки пешком в течение 48 дней совершил настоящее паломничество по монастырям.

Гармонь — неотъемлемая спутница путешественника. В своих поездках «артист на колёсах» дает возможность иностранцам насладиться звучанием этого прекрасного музыкального инструмента. Юрий Валентинович поет о России и победе нашего народа. Он знает весь народный репертуар, его выступления не обходятся и без частушек, в том числе и на современную тематику.

А у стен Рейхстага в Берлине пел «Катюшу» и День Победы. Благодарные иностранные зрители, по большей части туристы, окружили велосипедиста с гармонью, тепло воспринимали его песни и даже пытались подпевать.

Несколько самых незабываемых приключений довели путешественника до Вьетнама. Там он побывал 4 раза! Исколесил всю страну от Ханоя до Хошимина. Вьетнамцы его принимали как настоящего артиста, он со своей гармошкой даже выступал на избирательном участке на выборах Президента России в 2018 году в городе Муйне.

Его маршруты уже не отследить по магнитикам на домашнем холодильнике, так как на нём уже давно нет свободного места. Юрий также коллекционирует открытки и альбомы с видами городов, которые посетил. В его коллекции уже есть открытка из Геленджика. Впервые он побывал на нашем курорте в 2009-м. А приехав сюда спустя дюжину лет, был положительно удивлен переменами. Особенно восторгался красотой и чистотой набережной. Посетил канатную дорогу «Олимп» и сделал пешую прогулку к кресту на вершине Маркотхского хребта. Остался в восторге от Старого парка и его театра в Кабардинке. Велосипедист уверен: путешествия его закаляют, делают организм крепче и выносливее. А новые впечатления и знакомства не дают стареть мозгу.

Александр Бочнев

Источник: Геленджикская городская газета Прибой

Войдите чтобы комментировать

КРАЙ РОДНОЙ 08:47, 11/03/2021
АЛИНА МАЛИНИНА
Газета "Нижегородская правда"
№16 от 10.03.2021

Душа наша – гармонь: талантливые музыканты из нижегородской глубинки радуют земляков виртуозной игрой

Есть в Дальнем Константинове два удивительных гармониста-виртуоза, выступления которых уже долгие годы являются визитной карточкой района. Без «Русской» и «Семёновны» в исполнении заслуженного деятеля культуры Российской Федерации Николая Павловича Фагина и его ученика Александра Евгеньевича Чечёткина не обходится ни одно гулянье, торжество или свадьба.

 

Средство против головной боли


Без игры на гармони 64‑летний житель Дальнего Константинова Александр Чечёткин, в прошлом водитель по профессии, не может ни дня.

– Играю, даже пока чайник утром грею, – признаётся Александр Евгеньевич. – Не могу без гармони. Она меня лечит: голова заболит – поиграешь, и боль как рукой снимет. Народные песни, застольные, цыганочка, «Русская», «Страдания»… Русскому человеку нельзя без гармони – это наша душа.

Гармонью Александр увлёкся в семилетнем возрасте. Жил он тогда с родителями в селе Дубрава, были там три гармониста с кустарными гармонями. Ходил к ним, учился. В 1975 году отправился в армию, служил три года на Черноморском флоте в Севастополе.

– На корабле был баян, в свободное время мы играли, пели песни, – вспоминает он. – Из армии вернулся домой в 1978‑м, отец уже переехал в Дальнее Константиново. И здесь заслуженный гармонист и баянист Николай Павлович Фагин нас, молодых парней, начал учить тонкостям игры – и на гармони, и на баяне. Он всегда говорил мне: «Саш, давай учись, ни в каком возрасте учиться не вредно».
Создали ансамбль «Гармошечка» при районном Доме культуры. Гармонисты с выступлениями объездили много интересных мест, в 80‑е даже в Звёздном Городке космонавтам концерт давали. И сейчас народный ансамбль под руководством Николая Фагина известен далеко за пределами Нижегородской области.

 

Музыка жизни Николая Фагина


О своей жизни Николай Павлович Фагин написал в своей книге «По клавишам судьбы». Её подзаголовок – «Музыка моей жизни». Этот невероятно одарённый человек – создатель нескольких творческих коллективов, автор многочисленных песен, в которых отразились воспоминания трудного послевоенного детства, гордость за Великую Победу. Почётный гражданин Дальнеконстантиновского района награждён знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», орденом «Знак Почёта».

Он вырос в семье, где любили гармонь, русские народные песни, и с раннего детства впитал в себя эту любовь. В семье Николая Фагина ещё до войны имелась гармонь русского строя известных семёновских мастеров братьев Потехиных. На ней умели играть его старшие братья Виктор, Валентин и Владимир. Особенно виртуозно играл Владимир, его крёстный. Когда маленький Коля капризничал, тот брал в руки гармонь, и плач тут же утихал.

– Гармонь обычно висела на большом вбитом в стену гвозде, я не мог её достать, – вспоминает Николай Павлович. – Однажды мой брат Валентин, нянчась со мной, тоже пытался изобразить что-то на гармони. У него получалось плохо. Валентин зачем-то пошёл на улицу, а гармонь осталась стоять на полу. Я взял её, поставил на колени, надел на плечо ремень и заиграл «Сормача» (наигрыш под припевки, – прим. авт.). Валентин влетел в дом и попросил: «Ну-ка, ну-ка, покажи ещё!» Я ему показал не только «Сормача», но и цыганочку, и «Страдания». На дворе стоял 1950 год. Мне тогда было всего четыре года.

Николай Фагин написал гимн к 800‑летию Нижнего Новгорода и отправил его на конкурс.
Позднее, когда Николаю исполнилось 13, он услышал, как какой-то мальчик, приехавший из города, играл на баяне вальс, но звучал он иначе, не так как играл его Николай. Там были такие красивые аккорды, которые сыграть на гармошке было невозможно. Коля очень захотел освоить новый инструмент и упросил родителей купить ему баян.

Композиторская деятельность Фагина началась в армии. В 1968 году о нём написали в газете «Красная звезда», статья называлась «Автор музыки – солдат». В ней говорилось, как солдаты собирались в свободное время в клубе послушать баяниста Николая Фагина.

Песни были как строевые, так и лирические. После службы в армии он продолжил сочинять песни и романсы. Сам он рассказывает, что мелодии, как настойчивые комары, звенели в голове. И как он ждал, когда «запоют» стихи, чтобы мелодия начала звучать между строк. Его музыкальные произведения разнообразны и многогранны, наполнены любовью к родному краю. Где бы он не появлялся, везде его встречают и провожают аплодисментами. В 1973 году Николай Фагин выступил со своей гармонью на всесоюзном концерте во Дворце съездов в Москве.

 

Ля мажор и стяг на растяг


– Сейчас эта гармонь с именной бирочкой, которую ему выгравировали после того концерта, у меня, – рассказывает Александр Чечёткин. – Так что у меня сейчас две гармони, обе ля мажор. Одна – от Николая Павловича, другая – постарше, ей около 50 лет, но звучит она прекрасно. Настраиваю её у наших нижегородских мастеров. А я подарил ему русскую гармонь братьев Потехиных. Играть на ней сложнее, чем на гармони-хромке или на баяне. Это совсем другая техника, стяг на растяг, то есть на жим и на разжим разная тональность.

Оба гармониста продолжают радовать земляков своей игрой. Разыгрываются к Масленице. Планируют выступать на 9 Мая у районного Дома культуры, а также в сёлах Новое, Суроватиха, Татарское.

– Особенно чутко гармонь люди в возрасте принимают, просят ещё сыграть, подпевают, – говорит Александр Чечёткин. – Нужна гармонь народу, зовут нас веселить душу.

 

Источник

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).