Родословная гармони-ливенки уходит в середину девятнадцатого века. Сегодня гармошка стала визитной карточкой Ливенского края
11.10.2020 12:31:00 КРАЕВЕДЕНИЕ Геннадий Рыжкин 129 просм.


Из истории
Наверное, не было бы гармони-ливенки вообще, если бы две с половиной сотни лет назад петербургский мастер императорских театров Киршник не сделал первую гармошку: незатейливую, но издающую приятные звуки. Понравился невиданный дотоле инструмент петербуржцам и не только им. Когда оружейных дел мастер из Тулы Иван Сизов впервые услышал в 1830 году на Новгородской ярмарке гармонь и увидел, что ее слушали многие любопытствующие, смекнул: гармонное дело может принести барыши. Приехал домой, спешно организовал производство в мастерской. И пошла она в народ. Купил ее кто-то из ливенцев. Кто, наверное, никогда не узнать, но с уверенностью можно сказать: человек этот был не только предприимчивый, но музыкальный и мастеровой. Он не стал копировать купленный инструмент, а создал совершенно новую гармонь. В конце 60-х годов XIX века даже приехал в Ливны вятский мастер Шишкин, чтобы перенять опыт изготовления гармошек. Значит, было что перенимать.
Ее стали делать и по селам. Искусным умельцем и виртуозным исполнителем считался человек по прозвищу «Крест» из села Остров, известен был Ершов из Парахино, делали ливенку в Здоровце и Речице. А И.С. Грудев из деревни Горюшкино организует мастерскую в Черкасской слободе и начинает делать инструмент на продажу. Тюрин, Нечаев, Мотин, Нестеров, Вахнов… — вот неполный перечень мастеров того времени. Даже в Петербурге начали ливенку делать. В газете того времени рекламировали гармошку, а заплатить за нее нужно было столько же, сколько стоили две коровы.
В те времена начал делать гармошку и Федор Иванович Занин, привил любовь к ней сыну Ивану, который пристрастился к этому ремеслу в начале двадцатого века. Имел не только музыкальный слух, но и золотые руки, — считался непревзойденным мастером ливенок. Слух о нем разнесся далеко – он получил заказы от хора имени Пятницкого, оркестра народных инструментов Андреева. Работал от души, и названные коллективы благодарили уникального мастера.
Звучала ливенка на ярмарках, праздниках и матанях, веселя душу, поднимая настроение. Поэт Сергей Есенин, наверное, любил ее, коли фотографировался с ней, воспевал в стихах и не раз:
Играет ливенка раздолье
На все лады. Святая Русь!
В ромашках выгон, жито в поле, -
Какая может быть тут грусть.
В 1938 году на выставке музыкальных инструментов СССР демонстрировалось аж 10 штук гармошек из Ливен! Но это уже было время заката ливенки. В Шуе, Туле стали делать гармошки фабричные и вытеснили они самобытный инструмент. Война окончательно поставила крест на промысле. В 40-50 годы прошлого века о ливенках совсем позабыли и, казалось, что уже никогда не возродится эта гармонь.

 

Войдите чтобы комментировать

Уникальные мелодии елецкой гармоники

 

В Елецком музее народных ремесел и промыслов выставлена экспозиция по истории рояльной гармони с эксклюзивными экспонатами. В музейный антураж органично вписывается манекен бойца — ведь почти все представленные здесь гармоники прошли через руки настоящих фронтовиков.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (1 ответов).

На юге России наигрыши на елецкой рояльной гармонике в настоящее время занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной культуры и передаются традиционными способами. По степени владения инструментом в традиции выделяются два стиля игры – простая игра и игра с переборами. Простая игра показательна в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли». Игра с переборами свойственна гармонистам-виртуозам, использующим различные приемы варьирования при исполнении традиционных наигрышей. Конструкция инструмента обусловливает приемы игры на нем, которые определяют как индивидуальный исполнительский стиль отдельного гармониста, так и стиль конкретной локальный традиции.

 

Традиции игры на елецкой рояльной гармонике бытуют на территории Липецкой области (Измалковский, Красненский, Лебедянский, Елецкий, Задонский, Липецкий, Тербунский, Грязинский, Хлевенский, Усманский, частично Добровский, Долгоруковский, Добринский районы), а также в северных районах Воронежской области (Нижнедевицкий, Семилукский, Рамонский, Верхнехавский, Новоусманский). Такие данные были получены в результате экспедиционной работы преподавателей и студентов-этномузыкологов Воронежской государственной академии искусств (1994–2009 гг.) под руководством Г.Я. Сысоевой и Санкт-Петербургской государственной консерватории (2009–2013 гг.) под руководством Г.В. Лобковой.

 

Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований. Наиболее распространенное, бытующее на всей территории и относящееся ко всем конструктивным моделям инструмента название – рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью. Встречается и название русская гармонь. Конструктивные модели рояльной гармоники носители традиции определяют, включая в название все характеристики инструмента, например: рояльная шестипарка с полутонами.

 

Рояльные гармоники делались в основном на заказ одним мастером, который лично отвечал за качество инструмента, должен был в совершенстве владеть всеми тонкостями гармонного производства. В 1920-е годы в городе Ельце на государственной основе и под руководством мастеров – братьев Ивана и Алексея Черных – была открыта мастерская по производству елецких рояльных гармоник. На ней одновременно трудилось до 60 человек.

 

Ряд конструктивных особенностей позволяет отличить рояльную гармонику от других разновидностей. К основным признакам относятся два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ, Орловская область

Фото: Анастасия Дорохова«Ливны гармонями дивны» — говорят о городке в Орловской области, породившем знаменитый музыкальный инструмент. Без ливенки раньше не обходилась ни одна свадьба или ярмарка. Сегодня изготовлением некогда самого народного инструмента занимаются шесть человек.

Наломай мне мех!

Сидят эти шестеро в небольшой комнате и мастерят легендарные ливенки. Орудия труда те же, что и 150 лет назад — примерно тогда в Ливнах начали делать гармони. Основные инструменты — «мозги и руки», говорят сами умельцы.

Труд раздельный — у каждого своя специализация. Но вручную здесь делается все — пуговицы клавиатуры из дерева; клапаны-басы или «гусиные лапки» из алюминиевых пластинок; корпус, механика и, конечно, меховая камера. На нее уходит по два месяца — сначала наламывают электрокартон на борины (складки) и помещают под пресс на полтора месяца, чтобы меха не пружинили. 

Затем на борины наклеивают деревянные рамки, потом — ткань, которая впоследствии должна перекликаться с рисунком на корпусе гармони. На каждую борину надевают стальной уголок, следом наклеивают кожу — чтобы внутрь камеры не проникал воздух. Все эти деревянные рамки, стальные уголки и прочее тоже делается вручную. Разве что не ткут полотно, которым меха обклеивают.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Сейчас ливенские гармошки все чаще покупают, как сувениры. Фото: Марина Сенина

Сейчас ливенские гармошки все чаще покупают, как сувениры. Фото: Марина Сенина

Ливенка — старинный музыкальный инструмент, дна из первых разновидностей русской ручной гармошки. Она появилась на свет около 150 лет назад. О ливенской гармошке писали Лесков, Бунин, Паустовский и Есенин. Сегодня в городе Ливны гармошку тоже делают. Мастеров немного. Всего 11 человек.

История и уникальность


В небольшой комнате за столом у окна сидит Нина Павлова, заведующая мастерской по изготовлению ливенских гармошек. Одна стена ее кабинета увешана грамотами и благодарственными письмами. Рядом со всем этим — балалайка. Шкаф под завязку набит небольшими коробками с сувенирными гармошками и шкатулками.

– История ливенки очень интересная, — начинает Нина Павлова. — Первый инструмент в привычном для нас виде появился в Германии, в 1821 году. А потом в 30-х годах XIX века он пришел в Россию.

Производство гармошки было налажено в Туле в 1860 году. Там мастера изготавливали музыкальный инструмент по немецкому образцу. Но прототип из Германии имел недостаток: объем меховой камеры был не достаточным. Ливенские мастера решили эту проблему, в результате, получился совершенно новый инструмент прогрессивной конструкции.

– В жимах и разжимах мехов у германских гармошек исходил звук разной высоты. Мы это исправили. И еще увеличили количество клавиш, сделали больших размеров корпус, — рассказывает Нина Павлова.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (2 ответов).