Традиции игры на Елецкой рояльной гармонике в Липецкой и Воронежской областях

На юге России наигрыши на елецкой рояльной гармонике в настоящее время занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной культуры и передаются традиционными способами. По степени владения инструментом в традиции выделяются два стиля игры – простая игра и игра с переборами. Простая игра показательна в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли». Игра с переборами свойственна гармонистам-виртуозам, использующим различные приемы варьирования при исполнении традиционных наигрышей. Конструкция инструмента обусловливает приемы игры на нем, которые определяют как индивидуальный исполнительский стиль отдельного гармониста, так и стиль конкретной локальный традиции.

 

Традиции игры на елецкой рояльной гармонике бытуют на территории Липецкой области (Измалковский, Красненский, Лебедянский, Елецкий, Задонский, Липецкий, Тербунский, Грязинский, Хлевенский, Усманский, частично Добровский, Долгоруковский, Добринский районы), а также в северных районах Воронежской области (Нижнедевицкий, Семилукский, Рамонский, Верхнехавский, Новоусманский). Такие данные были получены в результате экспедиционной работы преподавателей и студентов-этномузыкологов Воронежской государственной академии искусств (1994–2009 гг.) под руководством Г.Я. Сысоевой и Санкт-Петербургской государственной консерватории (2009–2013 гг.) под руководством Г.В. Лобковой.

 

Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований. Наиболее распространенное, бытующее на всей территории и относящееся ко всем конструктивным моделям инструмента название – рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью. Встречается и название русская гармонь. Конструктивные модели рояльной гармоники носители традиции определяют, включая в название все характеристики инструмента, например: рояльная шестипарка с полутонами.

 

Рояльные гармоники делались в основном на заказ одним мастером, который лично отвечал за качество инструмента, должен был в совершенстве владеть всеми тонкостями гармонного производства. В 1920-е годы в городе Ельце на государственной основе и под руководством мастеров – братьев Ивана и Алексея Черных – была открыта мастерская по производству елецких рояльных гармоник. На ней одновременно трудилось до 60 человек.

 

Ряд конструктивных особенностей позволяет отличить рояльную гармонику от других разновидностей. К основным признакам относятся два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.

Подробнее: Традиции игры на Елецкой рояльной гармонике в Липецкой и Воронежской областях
Log in to comment

Ливенка - в гармонии с Россией

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ, Орловская область

Фото: Анастасия Дорохова«Ливны гармонями дивны» — говорят о городке в Орловской области, породившем знаменитый музыкальный инструмент. Без ливенки раньше не обходилась ни одна свадьба или ярмарка. Сегодня изготовлением некогда самого народного инструмента занимаются шесть человек.

Наломай мне мех!

Сидят эти шестеро в небольшой комнате и мастерят легендарные ливенки. Орудия труда те же, что и 150 лет назад — примерно тогда в Ливнах начали делать гармони. Основные инструменты — «мозги и руки», говорят сами умельцы.

Труд раздельный — у каждого своя специализация. Но вручную здесь делается все — пуговицы клавиатуры из дерева; клапаны-басы или «гусиные лапки» из алюминиевых пластинок; корпус, механика и, конечно, меховая камера. На нее уходит по два месяца — сначала наламывают электрокартон на борины (складки) и помещают под пресс на полтора месяца, чтобы меха не пружинили. 

Затем на борины наклеивают деревянные рамки, потом — ткань, которая впоследствии должна перекликаться с рисунком на корпусе гармони. На каждую борину надевают стальной уголок, следом наклеивают кожу — чтобы внутрь камеры не проникал воздух. Все эти деревянные рамки, стальные уголки и прочее тоже делается вручную. Разве что не ткут полотно, которым меха обклеивают.

Подробнее: Ливенка - в гармонии с Россией
Log in to comment

Как и зачем сегодня живет производство уникальных ливенских гармошек

Сейчас ливенские гармошки все чаще покупают, как сувениры. Фото: Марина Сенина

Сейчас ливенские гармошки все чаще покупают, как сувениры. Фото: Марина Сенина

Ливенка — старинный музыкальный инструмент, дна из первых разновидностей русской ручной гармошки. Она появилась на свет около 150 лет назад. О ливенской гармошке писали Лесков, Бунин, Паустовский и Есенин. Сегодня в городе Ливны гармошку тоже делают. Мастеров немного. Всего 11 человек.

История и уникальность


В небольшой комнате за столом у окна сидит Нина Павлова, заведующая мастерской по изготовлению ливенских гармошек. Одна стена ее кабинета увешана грамотами и благодарственными письмами. Рядом со всем этим — балалайка. Шкаф под завязку набит небольшими коробками с сувенирными гармошками и шкатулками.

– История ливенки очень интересная, — начинает Нина Павлова. — Первый инструмент в привычном для нас виде появился в Германии, в 1821 году. А потом в 30-х годах XIX века он пришел в Россию.

Производство гармошки было налажено в Туле в 1860 году. Там мастера изготавливали музыкальный инструмент по немецкому образцу. Но прототип из Германии имел недостаток: объем меховой камеры был не достаточным. Ливенские мастера решили эту проблему, в результате, получился совершенно новый инструмент прогрессивной конструкции.

– В жимах и разжимах мехов у германских гармошек исходил звук разной высоты. Мы это исправили. И еще увеличили количество клавиш, сделали больших размеров корпус, — рассказывает Нина Павлова.

Подробнее: Как и зачем сегодня живет производство уникальных ливенских гармошек
Log in to comment
Обсудить на форуме (комментариев 2).

Как делают ливенские гармони

Путешествуя по разным странам, мы поражаемся самобытности тамошней культуры. Египетские пирамиды, архитектура Европейских столиц, диковинное сознание стран Азии. Но и в России есть то, что у иностранцев ассоциируется только с нашей страной. Помимо стереотипных медведей, водки и балалайки.

Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Основное отличие «Ливенки» – различное звучание при раздвижении и собирании мехов, что позволяет сыграть множество мелодий различной сложности. Кроме того, гармошка обладает самыми широкими мехами. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.

Так как же делается этот инструмент, о котором писали в свое время и Толстой, и Есенин? За ответом отправились мы в старинный город Ливны Орловской области.

Подробнее: Как делают ливенские гармони
Log in to comment
Обсудить на форуме (комментариев 6).

Кто и как в Саратове делает Саратовскую гармонь.

Фото: Татьяна Бондаренко.

Фото: Татьяна Бондаренко.

Мастерская по производству саратовской гармони находится на территории мебельной фабрики. И напоминает она тоже мебельный цех: запах свежеструганного дерева, станки и инструменты для его обработки. Никакой музыкальной атмосферы. За работой пять человек: бывший заммэра Саратова Виктор Баксаляр и четыре его ученика.

Подробнее: Кто и как в Саратове делает Саратовскую гармонь.
Log in to comment
Обсудить на форуме (комментариев 1).