Эх, гармонь моя, резуха,
Растянись во все басы.
Ах, ты Русь, тоска-тоскуха,
Нечем сеять полосы...


Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Она звучала заливистее знаменитых тальянок

 

Как-то, лет двадцать с лишним назад, я побывал но Гальянке - в старинном микрорайоне Нижнего Тагила. За считанные минуты юркий катер переправил меня через широководный заводской пруд. И, оставив позади современные кварталы, я попал в деревенское обиталище. А прибыл я сюда с желанием познакомиться с кем-либо из старожилов. Неожиданно мне повезло. В воротах одного из домов появился крепкий старик. Когда он узнал, что меня интересует история Гальянки, рассказал о своих предках, о том, как они оказались на этой земле. Из рассказанного этим человеком запомнил, что на Гальянке не играли на "тальянке", а пели и танцевали под заливистую тагильскую гармонь.

 

 

Оригинальная концертная гармошка "Олимпиада"

 

 

Среди двухрядных гармоник (хронологически и стадиально) старшую группу составляют, как и у однорядок, инструменты со сменой звучания при смене направления движения меха. Имеются сведения различной полноты о двухрядках – касимовской, бологоевской, вологодской, новоржевской и некоторых других, на основе которых позднее была сконструирована так называемая русская венка. Исходной базой для создания этих двухрядок послужили модели не только тульской однорядной семи-, восьмиклапанки, но и некоторых других однорядных гармоник.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Тула и ее окрестности – колыбель русской гармони. Именно здесь в конце первой половины XIX в. возникло массовое кустарное производство ее первоначальной модели, так называемой тулки – пяти-семиклапанной однорядной гармони. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России, что привело уже в начале второй половины XIX в. к возникновению ее кустарного производства в ряде других областей (Новгородской, Вятской, Саратовской, Рязанской, Тверской, Вологодской и др.) и превратило в народный общерусский инструмент.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Вятский кустарный промысел, второй по величине после тульского, выработал свою модель гармони – вятскую однорядку. Крестьянин Троицкой волости Вятской губернии И. Шишкин, начавший свой промысел в конце 1860-х годов, способ настройки звукоряда с одинаковыми звуками при смене движения меха на правой клавиатуре перенял у ливенских мастеров (О гармонике. 1928, с. 47).