Тагильская гармонь

Она звучала заливистее знаменитых тальянок

 

Как-то, лет двадцать с лишним назад, я побывал но Гальянке - в старинном микрорайоне Нижнего Тагила. За считанные минуты юркий катер переправил меня через широководный заводской пруд. И, оставив позади современные кварталы, я попал в деревенское обиталище. А прибыл я сюда с желанием познакомиться с кем-либо из старожилов. Неожиданно мне повезло. В воротах одного из домов появился крепкий старик. Когда он узнал, что меня интересует история Гальянки, рассказал о своих предках, о том, как они оказались на этой земле. Из рассказанного этим человеком запомнил, что на Гальянке не играли на "тальянке", а пели и танцевали под заливистую тагильскую гармонь.

 

 

Оригинальная концертная гармошка "Олимпиада"

 

 

Подробнее: Тагильская гармонь

Русская «венка»

Среди двухрядных гармоник (хронологически и стадиально) старшую группу составляют, как и у однорядок, инструменты со сменой звучания при смене направления движения меха. Имеются сведения различной полноты о двухрядках – касимовской, бологоевской, вологодской, новоржевской и некоторых других, на основе которых позднее была сконструирована так называемая русская венка. Исходной базой для создания этих двухрядок послужили модели не только тульской однорядной семи-, восьмиклапанки, но и некоторых других однорядных гармоник.

Подробнее: Русская «венка»

Тульская однорядка

Тула и ее окрестности – колыбель русской гармони. Именно здесь в конце первой половины XIX в. возникло массовое кустарное производство ее первоначальной модели, так называемой тулки – пяти-семиклапанной однорядной гармони. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России, что привело уже в начале второй половины XIX в. к возникновению ее кустарного производства в ряде других областей (Новгородской, Вятской, Саратовской, Рязанской, Тверской, Вологодской и др.) и превратило в народный общерусский инструмент.

Подробнее: Тульская однорядка
Обсудить на форуме (комментариев 0).

Вятская однорядка

Вятский кустарный промысел, второй по величине после тульского, выработал свою модель гармони – вятскую однорядку. Крестьянин Троицкой волости Вятской губернии И. Шишкин, начавший свой промысел в конце 1860-х годов, способ настройки звукоряда с одинаковыми звуками при смене движения меха на правой клавиатуре перенял у ливенских мастеров (О гармонике. 1928, с. 47).

Подробнее: Вятская однорядка

Гармонь К. Хватала

Уже на раннем этапе развития гармони русской фольклорной традиции отмечено широкое распространение модели с иным, чем у тульской и саратовской однорядок, распределением диатонического звукоряда в правой руке на два вспомогательных звукоряда, воспроизводимых при разном направлении движения меха. Этот факт нашел отражение в опубликованной издательством Юргенсона в 1873 г. “Удобопонятной и полной школе для аккордеона или ручной гармоники” (Хронологический указатель А. Мирека. Мирек, 1994, с. 163). Автор “Школы” К. Хватал, видимо, обрусевший чех, спустя столетие работал, подобно Ивану Прачу, на ниве русской традиционной культуры. Его деятельность остается, к сожалению, неизвестной страницей истории. Что же касается “Школы”, то, судя по ее объему (27 страниц), автор не только составил весьма полное руководство, предназначенное, очевидно, для одного из распространенных в то время типов гармони, но и снабдил его обширным, отдельно изданным нотным приложением: “150 русских песен из сборников Вильбоа и Прокунина для ручной гармоники переложил К. Хватал” (М., у П. Юргенсона, б/г).

Подробнее: Гармонь К. Хватала