Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
Подробнее: Саратовская гармонь
Эх, гармонь моя, резуха,Растянись во все басы.Ах, ты Русь, тоска-тоскуха,Нечем сеять полосы...
Подробнее: Новоржевская (псковская резуха) - возрождение
Она звучала заливистее знаменитых тальянок
Как-то, лет двадцать с лишним назад, я побывал но Гальянке - в старинном микрорайоне Нижнего Тагила. За считанные минуты юркий катер переправил меня через широководный заводской пруд. И, оставив позади современные кварталы, я попал в деревенское обиталище. А прибыл я сюда с желанием познакомиться с кем-либо из старожилов. Неожиданно мне повезло. В воротах одного из домов появился крепкий старик. Когда он узнал, что меня интересует история Гальянки, рассказал о своих предках, о том, как они оказались на этой земле. Из рассказанного этим человеком запомнил, что на Гальянке не играли на "тальянке", а пели и танцевали под заливистую тагильскую гармонь.
Оригинальная концертная гармошка "Олимпиада"
Подробнее: Тагильская гармонь
Среди двухрядных гармоник (хронологически и стадиально) старшую группу составляют, как и у однорядок, инструменты со сменой звучания при смене направления движения меха. Имеются сведения различной полноты о двухрядках – касимовской, бологоевской, вологодской, новоржевской и некоторых других, на основе которых позднее была сконструирована так называемая русская венка. Исходной базой для создания этих двухрядок послужили модели не только тульской однорядной семи-, восьмиклапанки, но и некоторых других однорядных гармоник.
Подробнее: Русская «венка»
Тула и ее окрестности – колыбель русской гармони. Именно здесь в конце первой половины XIX в. возникло массовое кустарное производство ее первоначальной модели, так называемой тулки – пяти-семиклапанной однорядной гармони. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России, что привело уже в начале второй половины XIX в. к возникновению ее кустарного производства в ряде других областей (Новгородской, Вятской, Саратовской, Рязанской, Тверской, Вологодской и др.) и превратило в народный общерусский инструмент.
Подробнее: Тульская однорядка
Страница 3 из 4