Путешествуя по разным странам, мы поражаемся самобытности тамошней культуры. Египетские пирамиды, архитектура Европейских столиц, диковинное сознание стран Азии. Но и в России есть то, что у иностранцев ассоциируется только с нашей страной. Помимо стереотипных медведей, водки и балалайки.

Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Основное отличие «Ливенки» – различное звучание при раздвижении и собирании мехов, что позволяет сыграть множество мелодий различной сложности. Кроме того, гармошка обладает самыми широкими мехами. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.

Так как же делается этот инструмент, о котором писали в свое время и Толстой, и Есенин? За ответом отправились мы в старинный город Ливны Орловской области.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (6 ответов).

Фото: Татьяна Бондаренко.

Фото: Татьяна Бондаренко.

Мастерская по производству саратовской гармони находится на территории мебельной фабрики. И напоминает она тоже мебельный цех: запах свежеструганного дерева, станки и инструменты для его обработки. Никакой музыкальной атмосферы. За работой пять человек: бывший заммэра Саратова Виктор Баксаляр и четыре его ученика.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (5 ответов).

Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Её биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев...

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (2 ответов).


Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

Войдите чтобы комментировать



ТАЛЬЯНКА (тальян-гармун, батская гармонь, Бараксин), ручной клавишно-пневматический муз. инстр-т, изв. в Башкирии с кон. 19 в. Название связано с сокращением слова "(и)тальянка", т.е. гармонь итальянского строя. В правой клавиатуре имеются 12-15 удлиненных клавишей, дающих одинаковые на разжим и сжим меха звуки миксолидийского звукоряда (в отличие от русской гармони, также распростр. в Башкортостане). В левой клавиатуре - три клавиши-лопатки, позволяющие исполнять тонико-доминантовые бас-аккордовые функции на разжим и сжим меха, а также однотонная клавиша "пискун". В уфимской Тальянке верхняя клавиша "аккорд" связывается с механизмом удара по 2 разновысоким колокольчикам. В репертуаре гармонистов кроме простых однотональных наигрышей умеренного и быстрого темпа, имеются и чисто тальянные мелодии, т. наз. "деревенские напевы" ("урам-кюй", "ауыл-кюй"), из которых наиболее известны "аламишкин", "Йома", "Сабата", "Ущелье" и др. В памяти гармонистов сохранились фамилии 29 потомственных мастеров-тальянистов: В.Роженцов (Бирск, кон. 19 в.), братья А.С. и А.С.Фоменковы (Уфа, 20-30-е гг. 20 в.), Т.А.Трофимов (В.Авзян Белорецкого р-на, 30-50-е гг.), З.Ш.Мухаяров (Уфа, 80-е гг.) и др. Башкирские "Праздники тальянки" (1985-87 гг.) выявили существующий почти столетие пласт башкирской гармонной культуры.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).