Ливенская

Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Её биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев...

Подробнее: Ливенская
Log in to comment
Discuss this article in the forums (2 replies).

Елецкая рояльная


Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

Подробнее: Елецкая рояльная
Log in to comment

Тальянка



ТАЛЬЯНКА (тальян-гармун, батская гармонь, Бараксин), ручной клавишно-пневматический муз. инстр-т, изв. в Башкирии с кон. 19 в. Название связано с сокращением слова "(и)тальянка", т.е. гармонь итальянского строя. В правой клавиатуре имеются 12-15 удлиненных клавишей, дающих одинаковые на разжим и сжим меха звуки миксолидийского звукоряда (в отличие от русской гармони, также распростр. в Башкортостане). В левой клавиатуре - три клавиши-лопатки, позволяющие исполнять тонико-доминантовые бас-аккордовые функции на разжим и сжим меха, а также однотонная клавиша "пискун". В уфимской Тальянке верхняя клавиша "аккорд" связывается с механизмом удара по 2 разновысоким колокольчикам. В репертуаре гармонистов кроме простых однотональных наигрышей умеренного и быстрого темпа, имеются и чисто тальянные мелодии, т. наз. "деревенские напевы" ("урам-кюй", "ауыл-кюй"), из которых наиболее известны "аламишкин", "Йома", "Сабата", "Ущелье" и др. В памяти гармонистов сохранились фамилии 29 потомственных мастеров-тальянистов: В.Роженцов (Бирск, кон. 19 в.), братья А.С. и А.С.Фоменковы (Уфа, 20-30-е гг. 20 в.), Т.А.Трофимов (В.Авзян Белорецкого р-на, 30-50-е гг.), З.Ш.Мухаяров (Уфа, 80-е гг.) и др. Башкирские "Праздники тальянки" (1985-87 гг.) выявили существующий почти столетие пласт башкирской гармонной культуры.

Log in to comment

Саратовская гармонь



Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Подробнее: Саратовская гармонь
Log in to comment
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).