Ливенская

Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Её биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев...



Ливенка - старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта. Ведь она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. И нет у нее точной даты рождения, не сохранилось имени её создателя, как нет таковых у ее землячки - плешковской игрушки.

В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на вооружение образец с немецким музыкальным строем, у которого, впрочем, бы был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты, Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.

Распространение ливенки не ограничивалось пределами одной Орловской губернии, в конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке и баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника.

Сначала ливенка была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.

На правой клавиатуре располагалось 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Эти, в своя очередь, делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны. Располагались они в один ряд.

На левой клавиатуре было всего 5 "лапочек" - одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположении звучали кварта или трезвучие.

С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-й или 1-й малой октавах - по договоренности мастера и заказчика - и назывались хрипками.

В верхней части встраивался дополнительный клапан - писчик, настроенный во второй октаве (обычно это доминанта основной тональности). Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. На сжим и разжим звучали два разных трезвучия. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцевой части - указательным пальцем левой руки.

Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры - 22-30 см высоты и 8-9 ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров.

Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники упирался различным орнаментом из соломки.

Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а миксолидийским, т.е. смешанным. Появление такого звукозаряда связано с особенностями местного фольклора. Диапазон ливенских гармоник различен. Г.Благодатов в книге "Русская гармонь" описывает ливенку с диапазоном 8 клавиш от "соль" 1-й октавы до "соль" 2-й октавы. В "Справочнике по гармоням" А.Мирека описывается инструмент с диапазоном 12 клавиш от "до" 1-й октавы до "соль" 2-й.

У ливенки, по словам В.И.Занина, очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту. Кроме того, у него оригинальные басы. Играешь - и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из "хрипунчиков", "барабанчиков", "пискунчиков". Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно выражает звучание.

Из рассказов старожилов известно, что в конце XIX в. гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителей слыл Вахнов. Он первым сделал попытку создать ансамбль гармонистов. Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Ивана Федоровича Занина, который начал делать ливенки еще в 70-е годы XIX века. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее.

После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И.Нестеров, М.В.Мохов, Д.В.Сопов.
Оригинал статьи расположен по адресу: http://www.valley.ru/~art/livenka.htm

Звукоряд.


Естественное стремление упростить и упорядочить работу мехом привело к созданию усовершенствованных гармоник, звучание которых не менялось от смены направления движения меха. Для этого оба язычка на каждой планке были настроены в унисон как одна ступень звукоряда. В исходное конструкции тульской гармони они настраиваются как две разные, обычно смежные ступени звукоряда.

К сожалению, нет никаких документальных данных, говорящих о том, где и когда это было сделано впервые. Предполагается, что самыми ранними образцами с такой настройкой были ливенки, получившие свое название от небольшого старинного городка Ливны Орловской губернии, где они начали изготовляться с 60-70-х или даже 50-х годов XIX в. (Мирек, 1968, с. 50; Золотарев, 1967).

Необычна форма ливенки: она имеет очень узкий профиль – порядка 10 см; два другие размера корпуса – 20 и 30 см. При узком корпусе объем меховой камеры стал недостаточен, и мастера увеличили его путем добавления складок. Их у ливенки – 30-40, что дает при полном растяжении меха около двух метров.

Ливенку держат в руках без помощи плечевых ремней. Правая рука обхватывает гриф, имеющий однорядную кнопочную клавиатуру. Играют четырьмя пальцами. Большой палец вставляется в кожаную петлю, скользящую по скобе вдоль тыльной стороны грифа. Левая рука вставляется под кистевой ремень, прикрепленный к торцевой крышке корпуса, обхватывает узкий корпус так, что большой палец располагается на рычажных клапанах тыльной стороны корпуса, а остальные четыре – на рычажках лицевой стороны.

При переходе от тулки к ливенке одинаковый диапазон звучания в правой клавиатуре можно было получить, естественно, только путем увеличения числа кнопок в клавиатуре вдвое. Поэтому на ранних ливенках диапазон звукоряда в правой руке был меньше, чем на пятиклапанке, – всего восемь звуков.



Приспособленная для сопровождения народной песни и пляски ливенка не только закрепила миксолидийский звукоряд в клавиатуре правой руки с главным полуустоем на IV ступени, свойственный также и тульской пятиклапанке, но и лишилась на первом этапе своей истории простейшего двухкнопочного басо-аккордового комплекса в клавиатуре левой руки. Его заменили всего три звука – I, IV, V ступени мелодического звукоряда, которые использовались в комбинации со звуками основной клавиатуры для воспроизведения элементов народного многоголосия.

Со временем диапазон ливенки был расширен. Один из сохранившихся самоучителей для ливенки предназначен для 12, 14, 16, 18 и 20-ти клавишных однорядных гармоник. Ни о басах, ни о структуре мелодического звукоряда составитель не сообщает, поскольку ориентирует учащихся “подбирать пьесы по слуху”, такие как “Из-под дуба, из-под вяза”, “Камаринская”, “Барыня”, “Вниз по матушке по Волге” (Егоров, 1903).

Другой самоучитель описывает три разновидности ливенок – в 12, 14 и 15 кнопок в клавиатуре для правой руки (Родин, 1906).



Суммарный звукоряд автор не приводит. Он реконструирован нами по наигрышам: “Камаринский”, “Ах вы, сени” и “Не белы снеги”. Зато автор сообщает, что 12-ти кнопочная ливенка имеет диапазон от ре первой до ля второй октавы, 14-ти кнопочная – от ре первой до до третьей октавы, а 15-ти кнопочная – от ля малой до ля второй октавы. О звуках левой клавиатуры сведений также нет. На рисунке видна только лицевая сторона ливенок с пятью рычажками на первых двух моделях и с шестью – на третьей модели.

Расширение диапазона ливенки шло, очевидно, таким образом: в нижнем или верхнем регистре добавлялись три новые ступени так, что они давали начало еще одному миксолидийскому звукоряду, лежащему квартой ниже или выше по отношению к исходному. Для дальнейшего расширения диапазона эта операция повторялась. В результате получалась цепочка миксолидийских звукорядов, стоящих в последовательно квартовом отношении один к другому, то есть звукоряд, эквивалентный по составу ступеней так называемому обиходному звукоряду.

Вот как выглядят звуковые возможности одного из современных образцов со структурой клавиатур 16х (6+3)[12].



На такой ливенке можно исполнять песни-наигрыши в объеме октавного диапазона обиходного звукоряда на четырех мажорных тональных уровнях (Е, А, Д, G) и на четырех минорных (fis, h, e, a).

Каждый из мажорных тональных уровней имеет в основной клавиатуре левой руки по три главных ступени: V – I – IV (H-e-a-d-g-e).

Для сопровождения наигрышей в гармоническом ля миноре используется дополнительная клавиатуре – “хрипки”. Здесь наряду с I и IV ступенями ля минора дана еще его III ступень, как альтерация по отношению к звуку четвертой кнопки правой клавиатуры (cis’). Пятая ступень ля минора берется на основной, “мажорной” клавиатуре. Вводный тон (и мелодически, и как терция доминанты) берется в малой октаве (звук gis).

В начале ХХ в. появилась ливенка рояльная. сходная по конструктивным решениям с елецкой рояльной; были усилены басы (они стали четырехязычковыми), вновь появились готовые аккорды. Клавиатура в рояльной ливенке насчитывала 16 ступеней обиходного звукоряда. Клавиатуры для левой руки (на внешней и на внутренней стороне грифа) располагали шестью басами и семью аккордами на главных ступенях (V – I – IV) соль мажора, ми минора и ре мажора (такой инструмент хранится в ансамбле “Ливенские гармошки”).



Вторая клавиша правой клавиатуры дает по отношению к обиходному звукоряду альтерированный звук (вместо gis настроено g). Это вызвано, очевидно, необходимостью согласования ее с терцией ми минорного трезвучия.

Правая и левая (тыльная) клавиатуры у рояльной ливенки трехязычковые (каждый звук продублирован верхней и нижней октавой), а левая (лицевая) – даже четырехязычковая.

В литературе отмечалось, что на рубеже XIX-XX вв. существовали ливенки “минорки”, специально приспособленные для игры минорных наигрышей[13]. А. Мирек сожалел, что ни одного экземпляра такого инструмента не сохранилось[14]. Однако, как мы видели, и на обычной ливенке с обиходным звукорядом можно играть в минорном ладу. И даже в гармоническом миноре, используя для этого минорные хрипки (в ля миноре, схема 57), и на рояльной ливенке (в ми миноре, схема 58). Именно такие инструменты, очевидно, имеются в виду под названием ливенка-минорка.

Ливенки изготовлялись кустарно. В деревнях жили мастера, которые делали ливенки как для массового спроса, так и на заказ. Инструменты массового спроса были более простыми как по звуковым возможностям, так и по художественному оформлению, заказные ливенки были дорогими, и не каждый мастер мог их сделать.

Ливенская гармонь распространялась главным образом по окрестным деревням. Без нее не обходилась ни одна свадьба, ни одно гулянье. В каждой слободе, в каждой деревне были свои наигрыши, свои пляски. Гармонисты из разных мест, иногда с разных улиц похвалялись друг перед другом не только наигрышами, но и большим искусством владения мехом (пример № 85).

Музыкально-игровые возможности ливенки уже к началу века были полностью адекватны потребностям местной традиционной культуры. Более того, собственно музыкальная игра на ливенке нередко отодвигалась как бы на второй план, когда на фоне исполняемой на ней музыки, вполне отвечающей канонам издавна сложившейся здесь устно-традиционной музыкальной культуры, исполнители, особенно гармонисты-плясуны, на передний план выносили всевозможные акробатические трюки: растяжение мехов над головой или за спиной, прыжки через растянутые меха, подскоки вприсядку с поднесением мехов к выбрасываемой ноге, набрасывание мехов за спину партнерши, игра вдвоем на одной ливенке и др.

Ливенка была необходимой принадлежностью женихов – игрой на ней завлекали невест. Отправляясь к возлюбленной, жених играл первую часть “Ливенских страданий”, которая называлась “К ней” (пример № 86).

Если невеста давала согласие выйти за него замуж, гармонист весело играл “От ней” (“От нее”) (пример № 87).

Если был отказ, придя домой он рвал гармошку и заказывал новую, так как со старой ливенкой к другой невесте ходить было не принято.

Наступало время набора в армию, и призывники также не обходились без ливенки. У них был особый плясовой наигрыш, который назывался “Годных” или “Гожих” (пример № 88).

Эта яркая сторона традиционной культуры нашла отражение в стихах девятнадцатилетнего С. Есенина (1914 г.).

По селу тропинкой кривенькой

 

В летний вечер голубой

 

Рекрута ходили с ливенкой

 

Разухабистой гурьбой[15].



Репертуар ливенских гармонистов традиционен и разнообразен: “Русского”, жениховские страдания “К ней” – “От ней”, “Барыня”, “Камаринская”, “Шахтерка”, “Годных”, “Бычок”, “Матаня” (пример № 89).

Внешняя особенность ливенки, заметно отличающая ее от других русских гармошек, – большое количество складок меха, доходящее до 40 (на других обычно до 20). Это дает возможность применять оригинальные приемы игры при работе с мехом: “веер”, “абажур”, “змейка”, “забор”, “полоскание белья”. Гармонист то поднимает гармонь над головой, то опускает ее к ногам, то “опоясывает” себя мехами. Владение всеми этими приемами привносит в исполнение зрелищный элемент. Однако исполнение мастеров на ливенке отличается не только зрелищными трюками, но и виртуозностью, музыкальной изобретательностью.

Другая отличительная особенность ливенки – обиходный звукоряд. Он дает возможность, в отличие от хромки, играть в четырех мажорных и четырех минорных тональностях.

Появление обиходного звукоряда на ливенке связано с особенностями местного песенного фольклора. Почти все наигрыши, распространенные в этих краях, укладываются в рамки обиходного звукоряда, что и придает им заметное своеобразие.

Песни, имеющие октавный диапазон обиходного звукоряда, образуют полуустой на IV ступени и устой на I. В результате октавный диапазон разбивается на два квинтовых отрезка: I-V ступени и IV-VIII ступени. Именно эти главные ступени и были выбраны для клавиатуры левой руки (вместо аккордов), чтобы простыми созвучиями (унисон, терция, кварта, трезвучие) сопровождать игру правой рукой.

Таким образом, в основном своем виде ливенка – гармонь принципиально однорядная и диатоническая. Вместе с тем, ее технические возможности не столь уже и ограничены, несмотря на то что при игре правой рукой используется только четыре пальца (большой находится в петле), а клавиатур для левой руки две: на лицевой стороне корпуса от 4 до 7 рычажков и на тыльной – от 3 до 6 рычажков, на которых играют одним большим пальцем.

Готовые аккорды на ливенке, как правило, отсутствуют. Однако это не столько обедняет звучание инструмента, сколько привносит в него элементы своеобразия. Звучание “чистых” басов вводит в наигрыши на ливенке элемент полифонии, свойственной русской народной песне, позволяет избежать механической “правильности” готовых аккордов.

Кроме того, использование басов (без готовых аккордов) вместе с “пискунами” (дополнительными звуками, расположенными на тыльной стороне левой клавиатуры и звучащими во 2 октаве) как бы компенсирует готовые аккорды, делает ливенку прообразом выборного баяна. Освоение такого инструмента требует от исполнителя изрядного мастерства, даже ловкости, поскольку играть на “пискунах” приходится одним большим пальцем.


Log in to comment


КИБИЗОВ ТАМЕРЛАН аватар
КИБИЗОВ ТАМЕРЛАН ответил в теме #20755 4 года 8 мес. назад
скажите, а где её можно купить?