Кто и как в Саратове делает Саратовскую гармонь.

Фото: Татьяна Бондаренко.

Фото: Татьяна Бондаренко.

Мастерская по производству саратовской гармони находится на территории мебельной фабрики. И напоминает она тоже мебельный цех: запах свежеструганного дерева, станки и инструменты для его обработки. Никакой музыкальной атмосферы. За работой пять человек: бывший заммэра Саратова Виктор Баксаляр и четыре его ученика.

Два парня, Коля Чванов и Дима Шефер, обрабатывают деревянные коробы — заготовки корпуса гармони. Еще двое — Руслан Платонов  и Сергей Букаров, кроят ткань для  мехов.

Корпус состоит из двух половин. Чтобы они были одинаковыми, сначала изготовляют единый короб. Потом его распиливают пополам, делают в нем миллиметровое отверстие, ставят перемычки и распорки для крепления мехов, по периметру прибивают картон, ткань и дерматин.

– Есть еще один цех, — рассказывает Дима Шефер. — Там делают заготовки корпусов. Мы их склеиваем, обрабатываем и опять отдаем туда красить, на покрашенные крепим металлические детали и фурнитуру.

«В старину» мастера делали гармонь в определенной последовательности: сначала корпус, к нему подгоняли деки, грифы, резонаторы, иногда начинали с планок — их размер ясен сразу. Сейчас есть стандартные размеры — можно параллельно делать несколько деталей и потом собирать их.

Всего на производстве восемь человек: шесть — постоянно, даже в выходные дни, еще два — эпизодически, делают заготовки корпуса. Мастерская Баксаляра единственная в области. Он начал восстанавливать гармони в 2010 году. До 2003 года «саратовский бренд» делали на улице Кутякова, но в последние годы производство там скатилось до детской сувенирной игрушки. Сейчас гармонь делают на базе производственного лицея Саратовского государственного технического университета им. Гагарина.

– Я закончил консерваторию, первый раз увидел саратовскую гармонь в 1979 году, освоил ее, полмира объехал с гастролями, — рассказывает Виктор Баксаляр.

Работа это сложная, и желающих перенимать опыт у старых мастеров и раньше, и сейчас немного:

– Я пять лет учился у известного мастера Андрея Комарова. Потом несколько лет занимался гармонью, но, после распада СССР никому ничего не стало нужно. Я сменил профессию, дослужился до заместителя мэра города, ушел из чиновников в 2009 году. Когда позвонил ректор СГТУ, я не хотел вновь браться за гармонь. Знаю отношение чиновников к таким вещам.

СГТУ выделил помещение, деньги на оборудование, часть инструментов принес Баксаляр, кое-какое оборудование сделали на заводе приборных устройств. Частное деревообрабатывающее предприятие помогает делать заготовки корпусов. Простые люди поначалу приносили ткани и металл. Учениками стали студенты колледжа СГТУ. Набрали 15 человек, но вскоре большая часть их ушла.

– Я первый курс отучился на столяра-станочника, — говорит Дима, шлифуя короб. — Когда начали возрождать гармонь, нам предложили, и я пошел. Поначалу друзья, когда узнавали, смеялись. Я сам думал, что гармошки — не интересно.

Парням в мастерской по 20 лет, гармонью они занимаются четвертый год. Сейчас это основная деятельность и заработок для ребят.

– Было знакомство с гармонью, нотами, как играть. На планочке специальной проверяли, давали звук, а потом надо было его найти, — вспоминает об учебе Коля Шеффер.

Мастеру гармони нужно освоить десяток различных специальностей: акустика, наклепка, настройка инструмента, работа с древесиной, с раскроем ткани. Такие специалисты — штучный товар, на подготовку нужно минимум 3 года.

– Я готовил ребят, их в армию забрали, парень уехал и с концами. Я лично ездил к военным, просил далеко не отправлять, хотя бы в пределах области, — рассказывает Баксаляр.

Потом Виктор стал набирать в ученики глухонемых, мастера из них выходят не хуже. Сейчас в мастерской трудятся две семейных династии глухонемых, которых свела саратовская гармонь.

Детали изготавливают на станках с программным управлением. Старые мастера склеивали отдельные детали гармони, поэтому на изготовление грифа или деки уходила неделя. Сейчас их делают из единого куска дерева за 15 минут, меха — за три дня. В месяц выпускают по 10 гармоней.

Хорошая концертная гармонь стоит 150–300 тысяч. Ее изготовление занимает полгода. За вычетом стоимости материала и оборудования мастер получит примерно 30 тысяч. По мнению Баксаляра, это маленькая плата за такой тонкий труд. Себестоимость баксаляровской гармони 35 тысяч рублей, рыночная цена около 45 тысяч. Инструмент часто покупают на сувениры чиновники и бизнесмены.

Кое-что в гармони Баксаляр усовершенствовал.

– Степень надежности инструмента была невысокой. В нем много соприкосновений метала с древесиной. Если часто играть, происходит разрегулировка. Раньше возили на гастроли несколько инструментов, а по приезду отдавали мастеру на ремонт.

Мастерская выпускает исполнительскую гармонь для начинающих. Уровень подготовки ребят еще не так высок, чтобы делать настоящий концертный инструмент. На это им нужно еще 3–4 года. Используют массив березы, инструменты более высокого уровня делают из ореха, красного дерева, палисандра и бука.

– Раньше мастера использовали те деревья, которые росли в области. Липу нельзя использовать, но она тут росла, поэтому ее применяли, — поясняет Баксаляр.

Сразу три коллектива саратовской гармоники поедут в будущем году на Олимпиаду в Сочи. Сейчас Баксаляр ремонтирует пять гармоник для одного из них — ансамбля «Колокольчик». Его руководитель Сергей Самусенко рассказал корреспонденту «Русской планеты», что особенность саратовской гармоники не только в наличии колокольчиков, но и в специфике игры: разжим, сжим — одна клавиша издает разные звуки. Играть удобнее сидя — у гармони нет плечевых ремней, при игре стоя, для опоры ставят ногу на стул под прямым углом.

Будущих гармонистов в ансамбль приводят еще маленькими. Сам Самусенко бывший баянист. Техника игры на саратовской гармони отличается от игры на баяне, освоить гармонь сложнее. У гармони 12 клавиш, каждая из которых издает по два разных звука, а клавиша баяна издает один звук.

– Многие баянисты пытались ее освоить, но это им не удавалось, — говорит Самусенко. — На это нужно минимум 2-3 года. А в идеале — всю жизнь.

Источник:http://saratov.rusplt.ru/index/kak_v_Saratove_delayut_garmoni.html

Источник




Олег Аристархов аватар
Олег Аристархов ответил в теме #39552 5 мес. 3 дн. назад
Два года назад, этот цех был заморожен, Баксаляр работает дома. К сожалению не одной хорошей Саратовской гармошки сделано не было. Снаружи красивые, некоторые с резьбой по дереву, а звук уровень сувенирных.