«Судьба человека» - так назвал свой рассказ о простом труженике, солдате, защитнике своего Отечества М. А. Шолохов.
В Толковом словаре это слово определяется как «складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств, участь, доля, жизненный путь», то есть судьба человека, как в рассказе Шолохова, так и в лексическом значении этого слова тесно связана с судьбой страны, Родины. Исторический ход событий и является тем стечением обстоятельств, которые определили судьбу героя моего рассказа НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА РАХМАНОВА, по характеру так похожего на Андрея Соколова, на Василия Тёркина из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского и многих, многих простых русских мужиков. Рассказ о судьбе человека – всегда большая ответственность, особенно если этого человека уже нет в живых, если он уже никогда не расскажет о себе сам. Пытаясь создать нравственно-психологический портрет Н. И. Рахманова, я использовала материалы из нашего школьного музея: фотографии, исторические документы, воспоминания людей, близко его знавших. Николай Иванович Рахманов родился 20 мая 1923 года в селе Никоново, Маслянинского района, а точнее в посёлке Забердь , которого давным-давно уже нет, и мало кто помнит, что такой посёлок когда-то существовал. Его мать, Рахманова Агриппина Лазаревна, 1901 года рождения, очень хотела, чтобы её сын «стал человеком», и хотя семье жилось трудно, Николай Иванович закончил семилетку. Поговаривали, что Агриппина Лазаревна – бывшая дворяночка, сама она об этом никогда не рассказывала, но иногда с горькой иронией называла себя «кисейной барышней». Точного подтверждения о происхождении Агриппины Лазаревны нет, а в документах, сохранившихся в Администрации Берёзовского сельского совета, она значится как неграмотная. До Великой Отечественной войны Николай Иванович работал в Тисульском районе Кемеровской области взрывником на руднике «Ударник». Война 22 июня 1941 года застала его в шахте, а на другой день вызвали в военкомат, и через 11 дней он ушёл на фронт. Всю войну, по словам Николая Ивановича, он прошёл «от звонка до звонка». «Рассказчик Николай Иванович был – не переслушаешь. Рассказывает, бывало, какой-нибудь эпизод из своей фронтовой биографии с таким юмором, что получается у него не страшный рассказ о войне, а какая-то смешная байка». ( Из воспоминаний учителя русского языка и литературы Шалагиной Н. М. ). На самом же деле в его Военном билете на странице 4 в сведениях о прохождении действительной военной службы записано: «Ранбольной с июля 1942 по март 1943, с мая 1945 по сентябрь 1945». Николай Иванович был тяжело ранен первый раз в живот 14 июля 1942 года под Воронежем (станция Рамонь), второй раз – тяжело контужен и ранен в левую руку 5 мая 1945 года в Восточной Пруссии под Кенигсбергом. После контузии долго не приходил в сознание. Медсестра написала об этом Агриппине Лазаревне, и та, бросив всё, приехала в госпиталь к сыну. Почти 2 месяца она не отходила от него, пока он не начал поправляться. Победу Николай Иванович встретил в госпитале, награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», знаком «За доблесть и отвагу». После войны Николай Иванович работал в Красноярском крае, затем приехал на родину. Жил и работал сначала в посёлке Кинтереп, потом переехал в Берёзово. Работал всегда, даже когда ушёл на пенсию. А какие он топорища и деревянные ручки к ножам делал – любо-дорого поглядеть! Благодарные односельчане до сих пор говорят, что черенки к лопатам и вилам, изготовленные руками деда Рахманова, сами в руки просятся. Николай Иванович был частым гостем в Берёзовской средней школе. Ребята с удовольствием слушали его незамысловатые рассказы о войне, чувствовали в нём своего человека, поэтому всегда задавали много вопросов, на которые он отвечал со своим неизменным юмором. Но дети всегда чувствовали и понимали, что война не бывает смешной, что это страшная трагедия для миллионов людей, переживших её. И где бы Николай Иванович ни был, он всегда был душою компании, потому что, кроме трудолюбия, доброты, оптимизма и неподражаемого юмора, обладал ещё одним качеством: до самозабвения любил гармонь, замечательно играл на ней, знал много частушек и песен. Не зная нотной грамоты, на слух, он «влёт» подбирал музыку к любой песне, постоянно участвовал в художественной самодеятельности села , выступал на сцене Маслянинского районного Дома культуры.
Подробнее: Очерк «Человек интересной судьбы».
Календарная дата: 60-летний юбилей Александра Заволокина и 20-летие телепередачи«Играй, гармонь!»
Сознаюсь, писать о братьях Заволокиных мне трудно. Как-никак, знакомы больше 25 лет. Многие мои оценки могут быть восприняты как некий реверанс знаменитым артистам, а кому-то покажутся слишком предвзятыми и субъективными… Ну и пусть. Зато пишу я о близких мне людях искренне и с любовью…
Подробнее: Архив 2006г. 60-летний юбилей Александра Заволокина и 20-летие телепередачи «Играй, гармонь!»/
У нас как-то мужики заспорили: что есть русская национальная идея. Отчего спор вышел? Да это президент рассердился, когда ему вопрос-то задали: что есть русская идея? Тогда он в сердцах сказал, дескать, что вы все носитесь с русской идеей?! Здоровая, мол, конкуренция и есть национальная наша идея. Кто-то же ведь и углядел это по телевизору. Стариков, должно быть, он все передачи подряд смотрит, и когда у колонки с кем-то встречается, прямо сразу вместо «Здорово», говорит:
– Я вот чего думаю: вчарась по телевизору показывали пресканфиренцию, так президент прямо осерчал и говорит: да нету, дескать, ее, этой идеи, одна конкуренция должна быть.
Так вот. Мужики в перекуре почесали затылки и, слова эти недолго обсуждая, почти единогласно, за одним только воздержавшимся Маркелом, решили… Неожиданное, конечно было решение. Президенту в голову бы не пришло – это точно. Он ведь в деревне не жил. А в России, как решили мужики – все равно главное – деревня, она из нее выросла, все города подняла, а теперь как старая мать лежит в постели. Лицо у нее от солнца да ветра темное, в морщинках, руки тяжкой многолетней работой убитые, жизнь в ней едва теплится, а она все ждет, когда же ее сын-бугай город, ее же молоком вскормленный, подъедет: и пусть не лекарства привезет, так хоть слово теплое скажет. И чего у этой бабки радостного было, чем же она счастлива была за свои годы-то?
Подробнее: Гармонь - национальная идея!
В 1964 году И. Кашпуров написал «Поэму про гармонь». Ее герой, Федор Иванович Ходарин, один из тридцати двух земляков-калиновцев, чьи имена прозвучали в произведениях поэта, кому, по сути, воздвиг он нерукотворные памятники. Каким он был, знаменитый весельчак, не расставшийся с гармошкой до последних своих дней? Рассказывают стихи и люди. Я не знаю, как попала та присуха нам в село,что в мехах таила алых и прохладу, и тепло.(Здесь и далее – фрагменты «Поэмы про гармонь».)
-А принесла инструмент в Калиновку бабушка Василиса,- говорит сын героя поэмы Василий.- Ее пятнадцатилетней девочкой отдали замуж в село Высоцкое, а она сбежала к деду Ивану с узелком, куда поместились все ее нехитрые пожитки, и с гармошкой. На ней бабушка играла и старалась привить любовь к музыке детям. Сыновьям (а их у нее было пятеро) купила по гармошке, научила играть. Все братья отца воевали, двое погибли на фронтах Великой Отечественной. Отец (он родился в 1912 году) тоже воевал, раненым попал в плен. Бежал, но под Миллерово поймали его итальянцы. Вернули в лагерь. Приговорили к расстрелу. Решил снова бежать, получил фашистскую пулю в спину, но на этот раз добрался до своих вместе с другим беглецом, товарищем по несчастью. Отлежал в госпитале; подлечили, а потом вместо фронта отправили в Сталинград на принудительно-восстановительные работы. Ранение в спину приравнивалось чуть ли не к предательству: значит, повернулся к врагу спиной. И никто не стал разбираться, при каких обстоятельствах это произошло, не принял во внимание показания свидетеля побега. Такое было время…
Подробнее: Героем «Поэмы про гармонь» Ивана Кашпурова стал гармонист из Калиновки
В Пеновском районе более двух недель провела фольклорная экспедиция во главе с доцентом Гамбургского университета Ульрихом Моргенштерном, с которым самобытную музыку и рассказы старожилов собирали участники Санкт-Петербургского фольклорного коллектива «Белорыбица» Данила Новиков и Михаил Кузьмин. В сфере их интересов оказывалось все, что касается музыкальной составляющей жизни российской глубинки.
Еще в начале девяностых годов Ульрих выбрал для своей научной работы «белое пятно на карте инструментоведения» – Псковскую, Новгородскую и Тверскую области. И защитил кандидатскую диссертацию на тему «Музыка скобарей». После этого он продолжил свои изыскания и, получив в 2006 году очередной грант, вновь приехал в Россию.
Подробнее: Музыкальные кладези Пеновского края
Страница 8 из 20