Под звук гармони в душу входит Русь

   Приветливый, доверительный и оттого кажущийся бесконечно родным голос, доносящийся из радиоприёмника, ласкает слух - словно ручеёк журчит. Автор и ведущая передачи "Играй, гармонь тамбовская!", она же солистка и режиссёр одноимённого народного коллектива, Заслуженный работник культуры Людмила Павлова, рассказывает о том, как жили в деревнях наши предки, как веселились, отмечали праздники. Много тяжёлого труда видели крестьяне, но и гулять умели широко, раздольно, от души. Причём, для этого совершенно не требовались какие-либо допинги. Пели, плясали. Молодёжь резвилась, играя в лапту и салки. Пьяных нигде не было. Народ был добрым, весёлым и работящим.
   Людмила Юрьевна - настоящий подвижник в деле пропаганды русских национальных традиций. Свидетельством тому являются и многочисленные концерты, и работа по организации в Тамбове музея нашей прославленной землячки Марии Мордасовой, и упомянутые радиопередачи на волнах "Радио России", которые она готовит с огромной любовью, выстраивая их на местном материале. Это отнимает массу времени и сил, поскольку приходится перерабатывать огромное количество информации. Не успела рассказать слушателям о том, как отмечали в сёлах окончание сельхозработ, а в голове уже складывается канва для следующей передачи под названием "Гармонь на дорогах войны". А дальше возникла интересная идея рассказать о традициях изготовления народных инструментов, вспомнить имена мастеров. Эта тема заставляет Людмилу Юрьевну обратиться в том числе и к истории Знаменки, ведь у нас, начиная с 1932 года и до самого начала войны, была солидная гармонная мастерская, где работали двенадцать мастеров и принимали на изготовление инструментов даже серьёзные правительственные заказы.

Подробнее: Под звук гармони в душу входит Русь
Log in to comment
Discuss this article in the forums (3 replies).

Павел Чулков - автор первого русского баяна.


Первый в истории русский баян изготовили в Самаре. Так считает один из местных краеведов, который предложил установить в областной столице памятник умельцу, который жил в нашем городе. Сейчас в Самаре активно обсуждают создание этой скульптуры.

По словам директора «Средневолжской ассоциации мастеров» Леонида Рафельсона, первый баян смастерил Павел Чулков, который жил в Самаре в 19-20 веках. Он родился в Туле в семье гармонного мастера. В 1894 году 19-летним юношей Павел переехал в Самару и открыл здесь гармонную мастерскую. Как рассказал 63.ru Леонид Рафельсон, изучение жизни и деятельности Павла Чулкова он начал в процессе написания книги о Федоре Шаляпине. Чулков очень любил этого исполнителя и именно по его инициативе музыкант приехал выступать в Самару в 1909 году.

«О Чулкове не было практически никакой информации, и мне пришлось поднимать множество исторических документов, прежде, чем удалось по частям сложить достоверную картину», – рассказывает краевед. Как оказалось, Павел Чулков, как человек с раннего детства увлекающийся музыкальными инструментами, в 1897 году усовершенствовал хроматическую гармонику, которую за 20 лет до этого создали отец Павла – Леонтий Чулков и Николай Белобородов. Именно его изобретение, способное воспроизводить самые сложные музыкальные произведения, впоследствии стали называться первым русским баяном.

Подробнее: Павел Чулков - автор первого русского баяна.
Log in to comment

Интервью с руководителем Кубанского Казьего Хора Виктором Захарченко.

«Москва, Кремль, Сталину» - и бросил в почтовый ящик. «Забудем культуру - не будем народом»




Я и подумать не мог, что оно наделает столько шума. Себя-то не жалко, все там будем. А вот песни должны людям оставаться, без них душа пустеет. Запиши сынок, да спой их, чтобы наша казачья слава не пропала»

Под руководством Виктора Гавриловича Захарченко Кубанский казачий хор стал знаменитым во всем мире. О силе народной песни, о главных ценностях наш разговор с известным композитором

Без песни душа пустеет

- За сегодняшним ритмом жизни поспеть сложно. Меняется все: мода, пристрастия, уклад, даже ценности. Но народная песня остается. В чем ее секрет? 

- Знаете, почему песни называют душой народа? Обратите внимание, народные - всегда назидательные, глубокого смысла. Они не для расслабления - это слишком примитивно. Колыбельные, обрядовые - они направлены на сохранение семейных ценностей, непорочности, стыдливости. Как-то на одном из концертов Кубанского хора в Пятигорске ко мне подошла женщина, рассказала, что родом с Кубани.

Потом призналась: «Мне 68 лет, а я до сих пор помню, как пела моя бабушка. Иногда пою их и плачу. А порой думаю - помру и песни с собой на тот свет унесу. Себя-то не жалко, все там будем. А вот песни должны людям оставаться, без них душа пустеет. Запиши сынок, да спой их, чтобы наша казачья слава не пропала». 

Подробнее: Интервью с руководителем Кубанского Казьего Хора Виктором Захарченко.
Log in to comment
Discuss this article in the forums (2 replies).

Пока поет елецкая гармонь.

Продолжая дело братьев Заволокиных
10.02.2012 "Липецкая газета". Лада Сергеева
// Культура
Фото Николая Черкасова

Одним из самых обсуждаемых событий последних дней в культурной жизни Ельца стала новость об открытии мастерской по ремонту рояльной гармони. Все, кто неравнодушен к судьбе звонкоголосой прародительницы аккордеона, понимают: народный инструмент возрождать придется практически с нуля.


Да, и в ХХI веке в древнем городе не умолкли звуки «роялки», продолжается плеяда музыкантов, которые знают, чувствуют и любят гармошку. Но мастеров, способных продлевать ей жизнь, и уж тем более «строить», как то бывало раньше, вслушиваясь в звуки и сличая с пением гармоники-образца, уже не осталось. Нет в живых Александра Гришина — одного из «последних из могикан», кто знал эти секреты. Ушел в мир иной Афанасий Матюхин — непревзойденный самородок-гармонист, передав любовь к инструменту своему внуку Константину. Нет Николая Клокова, братьев Петра и Егора Горбуновых. В музее ремесел как память о прошлом хранятся «роялки» последнего умельца по их изготовлению Семена Сочетаева.

Подробнее: Пока поет елецкая гармонь.
Log in to comment

Трансформация национальных музыкальных инструментов во второй половине ХХ века в Кабардино-Балкарской Республике (КБР)


В отличие от бытовавших традиционных музыкальных инструментов, имевших локальное распространение и специфику, гармоника (пшынэ) сразу утвердилась как инструмент надэтнический. Вообще, гармоникой называется музыкальный инструмент, в котором звуки извлекаются свободно проскакивающими металлическими язычками, приводимыми в движение воздушной струей. Подобный принцип звукоизвлечения был известен в странах Юго-Восточной Азии еще за 2-3 тыс. лет до нашей эры (инструменты кэн, шэн, чонофуй и др.).

Подробнее: Трансформация национальных музыкальных инструментов во второй половине ХХ века в...
Log in to comment
Discuss this article in the forums (2 replies).