Музей гармоник Михаила Слизкого.

Гармония. Это когда гармонь и я


Мало кто знает, что в Белорусском государственном университете культуры уже год существует музей гармони. Создан он на базе коллекции преподавателя кафедры народно-инструментального творчества Михаила Ивановича Слизкого. Шестьдесят гармоней, баянов и аккордеонов самых разных моделей и конструкций стоят стройными рядами в одной комнате. Каждый инструмент в рабочем состоянии - бери и играй. Поэтому музей по совместительству является еще и творческой лабораторией по изучению гармони.

Подробнее: Музей гармоник Михаила Слизкого.
Обсудить на форуме (комментариев 2).

Владимир Алексеевич Солоухин. "Двадцать пять на двадцать пять". Рассказ.


Герой Советского Союза, доктор юридических наук, заведующий кафедрой в одном из крупнейших учебных заведений страны Алексей Петрович Воронин был когда-то обыкновенным деревенским подростком.

Небольшого росточка и не имевший еще той профессорской округленности, которая появится впоследствии (и очков в роговой оправе), а обладавший лишь тонкой шеей, торчавшей из широкого воротника великоватой тужурки, в многочисленной поросли (густо было перед войной подрастающих парней в российских деревнях) среди крупных, круглолицых (мордастых – по ничуть не обидному деревенскому выражению) сверстников он никак не мог считаться заметным парнем, видным парнем, первым парнем на деревне и вообще – выделяться. Поэтому он мечтал о гармони.

Подробнее: Владимир Алексеевич Солоухин. "Двадцать пять на двадцать пять". Рассказ.
Обсудить на форуме (комментариев 1).

Фронтовая тальянка

Её привёз домой однополчанин погибшего Мансура Булатова




Тот воскресный день 22 июня 1941 года был на редкость солнечным и теплым. Башкирское село Зилим-Караново, что находится в Гафурийском районе, проснулось рано утром. Уже зашумел красочный базар, всюду слышался разноязыкий говор. Из соседних деревень непрерывно подходили подводы с продуктами и живностью. На душе у всех было весело и беззаботно. Где-то рядом играла гармошка. Из репродуктора на столбе лилась музыка, которая вдруг замолкла. К полудню послышался знакомый голос диктора Левитана: «От Советского информбюро! Враг вероломно напал на нашу страну!» Тут все впервые услышали тревожное слово «война».

Подробнее: Фронтовая тальянка

Инструментальное наследие в культуре кубанского казачества

Инструментальное наследие в культуре кубанского казачества (к постановке проблемы)

Об инструментальной культуре казаков в научном мире имеются самые поверхностные представления (1). Отсутствие активного интереса к казачьему инструментальному наследию имеет во многом объективные причины. Исследователей в первую очередь привлекают доминантные музыкальные жанры и формы, коими являются казачьи песни. Инструментальная страта культуры казаков, на первый взгляд, не представляется целостной системой, имеющей особенные выразительные характеристики. Вероятно, песенная и инструментальная составляющие традиционной культуры не могут быть равнозначимыми и равноположенными в силу их онтологической разницы. Выделение какой-либо составляющей в качестве ведущей, приоритетной естественным образом «затеняет» другую (2).

Подробнее: Инструментальное наследие в культуре кубанского казачества

Фигура гармониста и проблема культурной монады

В интересной статье А. К. Секацкого, полной неожиданных сравнений и увлекательных экскурсов в «метафизический смысл деревенской драки», представлены оригинальные авторские подходы к поиску той диалектики «созидания и растраты», которая веками сохраняла и воспроизводила сущностные черты народной культуры. Частное проявление деревенского образа жизни - периодические деревенские драки, память о которых, говоря словами автора, «сохранилась практически у всех старших жителей Белозерских деревень», стали поводом для общих размышлений о монаде русской действительности.

Публикуемая статья не в полной мере соответствует названию. Фигура гармониста эпизодична, поэтому выводы автора о его функции в драках недостаточно убедительны и доказательны из-за малого количества материала, записанного от информаторов. Статья по сути посвящена драке как феномену проявления в мирной жизни «борцовского поведения» мужского населения деревни в начале XX века.

Подробнее: Фигура гармониста и проблема культурной монады