Технология изготовления елецкой рояльной гармоники

Высокий исполнительский уровень гармонистов-«рояльщиков», включенность гармоники в различные сферы традиционной культуры стимулировали качество гармонного промысла. Однако массовое производство, характерное для городской промышленности, не получило своего развития, несмотря на то что многие лучшие мастера, делавшие рояльные гармоники, жили именно в городах. Только в городе Ельце и его округе в начале ХХ века работало более 70 мастеров-кустарей, производивших рояльные гармони. Работы лучших мастеров начала ХХ века и сейчас находятся в активном бытовании.

 Высокие темпы развития промысла, рост популярности инструмента в Липецкой и на севере Воронежской областей вызывали усиление конкуренции на гармонном рынке. В 1920-е годы братьями Иваном и Алексеем Черных в городе Ельце была открыта мастерская по производству рояльных гармоник «Красная гармонь». На ней одновременно трудилось до 60 человек. Мастерская была самым крупным артельным производством за все время существования гармонного промысла и работала около десяти лет. Спустя 90 лет, в 2013 году, в Елецком музее народных ремесел и промыслов состоялось открытие мастерской по изготовлению елецкой рояльной гармони, что послужит сохранению традиции изготовления уникального музыкального инструмента.

 Его выделяет ряд конструктивных особенностей, которые в комплексе позволяют отличить рояльную гармонику от других разновидностей гармони. Основными признаками «роялки» являются два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.

 Рояльная гармоника представлена несколькими моделями, отличающимися друг от друга строем и количеством рядов клавиш (см. Приложение «Конструктивные модели елецкой рояльной гармоники»). В зависимости от строя и конструкции правой клавиатуры выделяются диатонические (однорядные) и хроматические (двухрядные и многорядные) гармоники. Двухрядные инструменты называют гармониками «с полутонами». В свою очередь каждая из перечисленных моделей имеет различные модификации. Гармонные мастера и народные музыканты определяют разновидности инструмента по числу «пар» (наименование баса и относящегося к нему аккорда на левом грифе инструмента): «шестипарка», «семипарка», «восьмипарка».

Подробнее: Технология изготовления елецкой рояльной гармоники
Log in to comment
Discuss this article in the forums (1 replies).

Устройство электронной гармони Владимира Бутусова

На фоне разных  слухов  о электронной гармони, продажей которой занимается Владимир Бутусов, мы решили выяснить настоящую историю её происхождения. В чем нам помог сам Владимир, любезно согласившись разобрать и сфотографировать гармонь снаружи и изнутри.

 Итак. Начало этой истории берет корни аж в 80 хх годах в Харькове. Начинающий музыкант Михаил Сиволап, закончивший Полтавское музыкальное училище по классу баяна, заинтересовался исполнением электронной музыки на баяне. Для этого предстояло превратить баян в музыкальный синтезатор. Был разобран клавишный синтезатор Yamaha, и его электроника была установлена в баян. Получилось неплохо, знакомые стали интересоваться аналогичным инструментом и постепенно установка электроники из синтезаторов стала одним из направлений его деятельности. Музыкальная карьера повернула в сторону карьеры инженера. Но прогресс не стоит на месте, начали появляться комплекты для «электрификации» от производителей Blue Line, Totter Midi, Musictech. Когда эту электронику начали массово устанавливать в баяны и гармони любых производителей, стало ясно, что без собственной системы электроники дело погибнет.  

 Поэтому Михаилом Сиволапом был разработан собственный миди-контроллер. В процессе создания контроллера и панели управления, учитывая музыкальное образование разработчика, были проработаны все тонкие моменты, связанные с самой игрой на инструменте. Например, такие, так размер, расположение и отзыв кнопок.

 Продвижением контроллера  на правах партнера и было предложено заняться Владимиру Бутусову.

 Сама панель управления с течением времени подвергалась постоянным улучшениям. Сначала её экземпляры были довольно толстыми. Их можно видеть на первых презентационных роликах в Youtube. Затем она становилась всё тоньше и тоньше, причем размер самих кнопок разработчики стараются оставить без изменений, т.к. при дальнейшем уменьшении размера кнопок страдает удобство и скорость их нажатия в процессе игры. Чем выгодно отличается от той же системы Totter Midi.

 

 

 

Подробнее: Устройство электронной гармони Владимира Бутусова
Log in to comment
Discuss this article in the forums (9 replies).

Дочери Виталия Вольфовича создают в Челябинске музей его имени

 

Фото: Андрей АБРАМОВ

Восемь фактов о популяризаторе народной музыки

Виталий Вольфович на Южном Урале легендарная личность! Всю свою жизнь он посвятил народной музыке, и это движение нигде не получило столь яркого и широкого развития, как в Челябинской области. Его узнавали на улицах не только Челябинска, его знали и любили жители всего региона. У него огромное количество почитателей!

 В апреле 2016 года создателя и руководителя центра народной музыки «Гармонь» не стало. Дочери Виталия Абрамовича, Полина и Маргарита, учредили благотворительный фонд «Вольфович».

 — В ближайшее время будет также открыт музей Виталия Вольфовича, который желающие смогут посещать бесплатно, он будет полностью финансироваться из средств фонда, — рассказали дочери.

 «Комсомолка» вспоминает несколько интересных фактов из жизни Виталия Абрамовича.

Подробнее: Дочери Виталия Вольфовича создают в Челябинске музей его имени
Log in to comment

Первый парень на деревне. Как 80-летний музыкант из-под Ветки подбирает и спасает гармошки


Елена Бычкова / TUT.BY

Емельяна Бобкова в Хальче знают все. Нет в округе жителя, который бы не слыхал, как играет на своих многочисленных гармошках Миля (так в небольшой деревне под Веткой все зовут Емельяна Аврамовича). Несколько лет назад деревенский музыкант решил: пора спасать гармонь. В буквальном смысле этого слова. Теперь стоит кому-то из соседей только подумать о том, что пора бы избавиться от старой ненужной вещи — Емельян тут как тут. Приберет пыльный, неисправный инструмент, почистит, отремонтирует, вложит душу — и вот уже над Хальчем разлетаются звуки очередной ожившей гармоники.

Фото: Елена Бычкова

«Гармон» счастья

На столе — чистая скатерть, на окнах — белоснежные гардины, в свежевыкрашенных половицах можно увидеть собственное отражение. Сам Емельян Аврамович под стать своему дому — в костюме, начищенных туфлях и при часах. Уверяет, что так он выглядит не только сегодня.

— А что вы думалі, дзярэўня, так я тут у лапцях буду? Я парань халасты, нада марку держать, — и, чтобы усилить визуальное впечатление, Емельян берется за гармонь.

Сначала он сыграет «Прощание славянки», затем исполнит попурри из песен военных лет, а после, вдруг опомнившись, удивленно вскинет седую бровь и спросит, откуда нам, гостям издалека, о нем стало известно.

Подробнее: Первый парень на деревне. Как 80-летний музыкант из-под Ветки подбирает и спасает гармошки
Log in to comment

По следам уличных музыкантов. Тамбовский гармонист.

Дата публикации:  14.10.2015

top68.ru-po-sledam-ulichnykh-muzykantov-chast-pervaya-63370.jpg

Очередное расследование от автора уже зарекомендовавшей себя рубрики «Город на дне». В этот раз он разбирается в хитросплетениях людей, которых можно смело отнести к украшениям, или «жемчужинам» нашего Тамбова.
 
В процессе изучения жизни тамбовских попрошаек я часто натыкался и на уличных музыкантов. Этих людей, по моему мнению, нельзя причислять к категории собирающих милостыню (наверное, не считая подвыпивших, неумело бренчащих и очень назойливых ребят, которых я лично не видел давно, пристающих к прохожим). Одни играют для души, для других это основная статья дохода. Одни делают это профессионально, другие – как могут. Одно, как мне кажется, верно – многие из них талантливые и как минимум весьма колоритные личности, которых мы часто видим, но совсем не знаем. «Город на Цне» решила восполнить этот пробел и немного рассказать о мире уличной музыки нашего города. Итак, кто они – «трубадуры» современности, чем живут, зачем играют и как им отравляют жизнь попрошайки, гопники и рэкет, читайте в этом и в последующих материалах.

Подробнее: По следам уличных музыкантов. Тамбовский гармонист.
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).