Гармонщики из села Байково Иван и Григорий Мухины были старшими сыновьями в большой семье байковского кузнеца Василия Матвеевича (1877-1939) и его жены Анны Федоровны (1877-1939). Байково – старинное село на юге Нижегородской области на реке Алатырь, расположенное в 5 км на запад от ж/д станции Ужовка. Но если Ужовка в 2020 году будет отмечать свое 120-летие, то село Байково упоминается в старинных документах уже с 1628 года.
Василий Матвеевич Мухин с женой Анной Федоровной
Можно предположить, что у Матвея Мухина ( деда гармонщиков ) были многочисленные родственники, т.к. вблизи села Байково есть небольшой населенный пункт, который до войны носил название Мухин посёлок.Семейство Василия Мухина проживало в селе Байково на ул. Покровка вблизи пруда. Сейчас этот водоём полностью высох и похож на неглубокую яму, обросшую по контуру ивами. А когда-то в пруду была чистая родниковая вода и водилась рыба. Кузнец Василий Мухин с женой Анной воспитали 7 детей: 3 дочери и 4 сына. Трое их детей: Иван, Федор и Марфа ( в браке Гурьянова) остались жить в родной деревне, трое уехали в областной город Горький: Григорий, Алексей и Полина ( в браке Лаврова), а младшая дочь Анна Васильевна Мухина волей судьбы оказалась в г. Луганске. Семейная легенда Мухиных донесла до нас следующий факт: Василий Матвеевич принимал деятельное участие в строительстве церкви в селе Байково.Трое сыновей Василия Мухина: Иван, Григорий и Федор, а также внуки Иван Иванович и Николай Иванович воевали на фронтах ВОВ, защищая родную страну от фашистских захватчиков.Сложное дело изготовления планок, наклепки голосов гармошки, а также методы настройки можно освоить только под руководством опытных наставников. В редких случаях если у начинающего гармонщика не было наставника, то он в процессе ремонта гармошек сам разгадывал секреты старых мастеров-гармонщиков, доходил до тонкостей технологии своим умом. Интересно, что потомки Василия Матвеевича Мухина не имеют единого мнения о том, где обучились мастерству изготовления гармоней Иван Васильевич и Григорий Васильевич. От Веры Ивановны Черпаковой-Мухиной исходит легенда о том, что Василий Матвеевич послал старшего сына Ивана на обучение к старому гармонщику в Починки. Освоив в Починках тонкости ремесла, Иван уже в Байково передал свои знания младшему брату Григорию.Но внук Григория Васильевича Мухина Владимир Коченов утверждает, что его прадед Василий Матвеевич Мухин сам умел делать гармошки?! Это Василий обучил Ивана и Григория тонкостям ремесла, и уже в 10 лет его сыновья умели клепать голоса. Можно бы сказать, что счет в споре 1:1, но голос старожила с. Ильинское Гавриковой Валентины Ивановны, утверждающей, что « Байковский кузнец Василий Мухин изготавливал гармошки, а его сын Иван ходил по деревням и продавал их», обеспечивает перевес версии внука Григория.Починковский краевед Фуфаева М.А. сообщила мне, что в 20-30х гг. в Починках были ремесленники, занимающиеся ремонтом гармошек, но точные фамилии гармонных мастеров ей неизвестны. В дополнение к 1-й версии я бы хотела выдвинуть своего кандидата на место учителя Ивана Васильевича Мухина: Василий КОРОЛЁВ. Гармошка этого Починковского мастера есть у Борского гармониста Ивана Епифанова ( д. Зимёнки), мама которого родом из д. Мадаево. Также Иван Епифанов утверждает, что его дед упоминал гармонного мастера Рябова Виктора Федоровича из Наруксово. Что касается судьбы кустаря-гармонщика Василия Королёва, то он, якобы, переехал в Саранск, где и похоронен. И фамилия у него по отцу другая ( Кокурин или Трегубов), также возможно, что Королёв – это деревенская кличка мастера.
Подробнее: Мухины - гармонные мастера из села Байково
В начале своего рассказа я хотела бы предупредить нетерпеливого читателя, что по сути мой рассказ - это история семьи Терёхиных из д. Большое Покровское Борского р-на Нижегородской области, написанная в жанре "родовое дерево". Обычно я ограничиваюсь описанием скупых фактов из жизни дедов и родителей гармонщика, но в данном случае впервые мне пришлось изучать корни родового дерева до 4-го колена, добравшись до 1801г.Терёхин Герман ( Святослав) Николаевич (1930-2006) родился в деревне Большое Покровское Линдовского района Горьковской области, расположенной в 8 км на северо-запад от станции Линда. Кроме Святослава в семье родителей были еще 2 сына: Юрий 1926 г.р. и Евгений 1928 г.р. Местность, в которой жили предки Терёхиных, относилась сначала к Балахнинскому уезду Нижегородской губернии, затем к Семеновскому уезду. По 6-й ревизии 1811 г. деревни в местности,где жили предки Терехиных, принадлежали помещику Никите Григорьевичу Волконскому (1781-1841). Н.Г. Волконскому принадлежали крестьяне следующих деревень и сёл: Афанасово, с. Васильково, Верхнее, Волково, сельцо Дроздово, Долгово, Заево (Заикино), Запрудное,с. Захарово, Елькино, Жидки, Каликино, Камешки, Кобелево, Коробищи, Королёво, Косарево, Кривцево, Кулаково, Малиновый починок, Мешково, Мироново, Мордвинки, Наумово, Подкопайки, Покровское Большое, Покровское Малое, Подрезово, Попово малое, Попово большое, Плутово, Разливайки, Рябово, Содомово, Соколово, Сосновая Грива, с. Слободское, Смышляйки, Тайново, с. Узлово, сельцо Уткино, Федевка, Филипповское, Халявино, Хвалынки, Шубино, Юркино.Последним помещиком этих деревень по 9-й и 10-й ревизии был внук Григория Семеновича Волконского и Александры Николаевны Репниной Александр Никитович Волконский (1811-1878). Наследницей А.Н. Волконского стала дочь управляющего имением в Урусово Тульской губернии Надежда Васильевна Ильина-Кампанари (1855-1923).Несомненно, что кустарь-гармонщик обладает такими чертами характера как аккуратность, дисциплина, усидчивость, способность к кропотливому ювелирному труду. Он имеет пытливый ум и инженерные способности. И все эти качества прививаются человеку в раннем детстве в семье.
Подробнее: Нижегородский мастер Герман Терехин
Однажды липчанина Владимира Мелихова за компанию с фольклорным ансамблем «Воскресение» пригласили в Калининград на международный фестиваль народных коллективов. Вечером участники из разных стран собрались вместе пообщаться в неформальной обстановке. Наш земляк скромно стоял в стороне со своим «экспонатом» — елецкой рояльной гармошкой. А потом решился — эх, была не была! И заиграл матаню. Игра на диковинном для многих инструменте привлекла всеобщее внимание — и вскоре вокруг нашего земляка собралась целая толпа.
Гармошка издавна заводила и объединяла людей. В селах до сих пор бытует понятие «сыграть свадьбу».
Но удивили участников фестиваля больше не внешний вид «роялки» и не игра на ней, а то, что сделана она полностью вручную. Владимир Алексеевич называет себя единственным мастером и не признает «гармонных плотников», которые делают самостоятельно, к примеру, лишь корпуса или собирают инструмент уже из готовых деталей.
— Вот дам я доски и металл, и если человек изготовит мне рояльную гармонь да настроит ее, тогда скажу: мастер! — такова позиция Мелихова.
Из села за границу
В юности Мелихов с товарищами по общежитию решил научиться играть на гитаре. Отправились в ближайший ДК записываться, но мест не оказалось, и парням порекомендовали народные танцы. Нехотя ребята согласились — нужно же чем-то заниматься в свободное время, да так и остались. Увлечение пригодилось им в армии: все годы службы в Архангельске они были участниками военного ансамбля песни и пляски гарнизонного Дома офицеров.
Вместе с липецким ансамблем «Трудовые резервы» (позже переименованным в «Калинку») Владимир Мелихов выступал на самых разных сценах. Талантливый сельский парень побывал на гастролях в Турции, Польше, Греции, ФРГ, на Мальте и Кипре, был участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и Дня ВМФ в Севастополе. Пропагандировал родную культуру языком танца.
Рождение Инструмента
С гармонью, без которой еще несколько десятков лет назад было невозможно представить жизнь на селе, Владимир был знаком с детства. Отец поигрывал, да и от дяди досталась старая «роялка». Но по-настоящему он влюбился в инструмент, когда в клуб завода баянист-аккомпаниатор привез свою, зыбинскую, гармонь.
— Взял в руки — словно сама играет! — вспоминает Владимир Алексеевич. — Вот что значит — мастерски сделана! Душа моя загорелась — теперь за другой инструмент и браться не хотелось. А как купить? При зарплате сварщика в 160-180 рублей приобрести гармонь за 700-800 — слишком накладно. И я решил изготовить ее сам.
Какова же была радость, когда Мелихов узнал, что мастер — Александр Семенович Зыбин — жив. В ближайшие же выходные молодой человек отправился в Елец. Встретили его, правда, без энтузиазма — столько таких же приезжало. Зыбин все пытался побеседовать с гостем «за жизнь», не обращая внимания на его попытки перевести разговор на «рояльную» тему. По крупицам выуживал Мелихов эту информацию и в следующую субботу вновь был у Зыбина. И так учился почти два года.
И вот однажды мастер молча встал, достал инструменты и планку (это основа, от которой в итоге и зависит, как будет звучать гармонь). Без всяких комментариев сделал ее и предложил ученику повторить, а сам отправился спать. А когда вернулся, даже не поверил, что у Мелихова это первый опыт работы с планкой. Холодность в отношениях пропала, и с тех пор до конца своей жизни Александр Семенович уже с радостью делился секретами своего мастерства.
Подробнее: Владимир Мелихов - «Гармонных плотников» много, а мастер один
Когда звучит великолепная музыка, мало кто задумывается, только ли от мастерства исполнителя это зависит? За каждым безупречным исполнением стоит целая группа мастеров своего дела, пусть и не настолько заметных для слушателя. Наш автор Ольга Почина предприняла визит в мастерскую настройщика, а такой визит – сродни экскурсии за кулисы театра. Ведь здесь процесс рождения музыки предстаёт с неожиданной стороны…
Повсюду лежат, стоят и висят различные детали и фрагменты инструментов, какие-то струны, молоточки. А хозяин мастерской напоминает доктора, главная задача которого – добиться, чтобы к каждому его «пациенту» вернулся голос и достойный внешний вид.
Подробнее: Александр Орешкин – реставратор-настройщик гармоней, баянов и аккордеонов
Страница 2 из 12