О музыке нужно писать нотами. Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре. С этим вполне согласен 77-летний житель села Супсех Анапского района Иван Трубецков. Однако он не может не констатировать: «Музыка — любовь моя! Я люблю музыку делать, люблю играть, люблю слушать… Женщины мои — жена и две взрослые дочери — считают это чудачеством, непрактичным увлечением, а я вот, честное слово, чувствую, что питаюсь музыкой, да-да, не только духовно, но и чисто физически…»
Подробнее: Иван Трубецков
Ускорился бег времени. Стремителен прогресс. На смену одним технологиям приходят другие - более совершенные. И это, вероятно, замечательно. Но с развитием прогресса, с трансформацией общества и изменением его ценностных ориентиров, национальная культура теряет что-то очень важное, системообразующее, - традиции, которые уходят корнями в глубь веков и являются основой любого искусства. Уходят в прошлое традиционные промыслы, которые нарабатывались несколькими поколениями мастеров. И удивительно, никакая современная техника, и технология не заменит тепла человеческих рук. Вещь, «сработанная», настоящим мастером несет в себе частицу его души и тепла, особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Профессию мастера-реставратора язычковых инструментов сегодня можно отнести к разряду исчезающих. И если мы не можем изменить ход времени, то в наших силах просто зафиксировать и передать тем, кто придет после нас…
Подробнее: Николай ХОДЫКО
Николай МОКРЕЦОВ, живущий в стандартной многоэтажке, своими руками буквально по винтику собрал ровно 50 гармоней.РОДОМ он из Лукояновского района. Детство было голодным. Пас коров, овец. В 17 лет ушел воевать с фашистами. Служить довелось в инженерно-технических войсках.Однажды под Кенигсбергом Мокрецов сооружал переправу через речку. Дали ему лошадь, подвозил бревна. Естественно, ночами, чтобы немцы ничего не заподозрили. Но зазевался — лошадь к фрицам ушла и уже на другом берегу реки разгуливает.Что делать? Пошел Мокрецов за ней. Ведь за потерянную животину спросили бы по всей строгости военного времени.Идет, а никто почему-то не стреляет. Тишина. Взял Николай Андреевич лошадь под уздцы, и тут из кустов трое немцев выскакивают. Сдаваться надумали. Автоматы свои протягивают… В общем, получил тогда Мокрецов медаль «За боевые заслуги».После демобилизации вернулся в родной город. Устроился на ГАЗ. «ЗИМ» выпускал, «Победу», «Волгу». Три десятка рационализаторских предложений внедрены при его непосредственном участии.Как-то забрел Мокрецов на рынок, в гармонный ряд. И захотелось сделать своими руками этот вроде бы нехитрый инструмент. Дома разобрал на детали гармонь, которая давно уже на антресоли пылилась, собрал новую. Получилась голосистая, мелодичная.— То, что на фабриках делают, не может сравниться с ручной работой, — говорит он. — Там сплошная штамповка, а я каждую деталь сам вытачиваю.Заказов у Мокрецова много. Хотя вроде бы сейчас в почете другие музыкальные инструменты. Но в народе по-прежнему гармонь любят. Едут к Николаю Андреевичу в Нижний Новгород из Барнаула, Москвы, Владимира. Даже на Камчатке играют его голосистые. А он продолжает экспериментировать. Сделал две гармони в одной. То есть совместил низкие и высокие тона. Никому еще такое не удавалось.— Хотелось бы оставить после себя хороших мастеров, — вздыхает 75-летний умелец. — Пытался создать группу в четвертом ПТУ — не получилось. Ну да ладно — буду обучать индивидуально. Творчество доступно всем. В наличии скетчмаркеры по очень привлекательным ценам.20.03.2003Сергей СтепановАргументы и фактыОригинал статьи опубликован по адресу: http://gazeta.aif.ru/online/longliver/18/22_01
Жидеяр Мухаяров был седьмым ребенком в семье, и мама дала ему имя от слова «жиде» – семь. За необычным именем и интересная судьба.Он первым в Татышлинском районе Башкортостана, откуда родом, получил профессиональное музыкальное образование, закончив Салаватское музыкальное училище по классу баяна, а затем Челябинский институт культуры. Музыкант, к тому же еще и один из редких мастеров народного промысла по изготовлению гармоней. Каждая его вещь – эксклюзив.
Подробнее: Жидеяр Мухаяров - тальянка
Константин Федорович Кудрявых родился в с.Парахино Ливенсного уезда в 1914 году. До 14 лет не знал, что есть такие гармошки "ливенки". Подросток Константин освоил профессию печника и рано начал работать самостоятельно. Однажды судьба привела его в дом к А.Ф. Ершову, который славился в округе своими гармошками, заметив интерес у паренька, Ершов поделился с ним секретами мастерства. Константин приобрел себе гармошку, научился играть и помогал их ремонтировать. В годы великой Отечественной войны Константин Федорович прошел путь с первого до последнего дня, был несколько раз ранен. После войны он переселился в г.Ливны и занялся любимым делом под руководством народного мастера Н.И.Нестерова. А в 60-десятые годы он становится основным мастером по созданию ливенской гармошки.
Подробнее: Кудрявых Константин Федорович - ливенка.
Страница 12 из 12