Николай МОКРЕЦОВ, живущий в стандартной многоэтажке, своими руками буквально по винтику собрал ровно 50 гармоней.РОДОМ он из Лукояновского района. Детство было голодным. Пас коров, овец. В 17 лет ушел воевать с фашистами. Служить довелось в инженерно-технических войсках.Однажды под Кенигсбергом Мокрецов сооружал переправу через речку. Дали ему лошадь, подвозил бревна. Естественно, ночами, чтобы немцы ничего не заподозрили. Но зазевался — лошадь к фрицам ушла и уже на другом берегу реки разгуливает.Что делать? Пошел Мокрецов за ней. Ведь за потерянную животину спросили бы по всей строгости военного времени.Идет, а никто почему-то не стреляет. Тишина. Взял Николай Андреевич лошадь под уздцы, и тут из кустов трое немцев выскакивают. Сдаваться надумали. Автоматы свои протягивают… В общем, получил тогда Мокрецов медаль «За боевые заслуги».После демобилизации вернулся в родной город. Устроился на ГАЗ. «ЗИМ» выпускал, «Победу», «Волгу». Три десятка рационализаторских предложений внедрены при его непосредственном участии.Как-то забрел Мокрецов на рынок, в гармонный ряд. И захотелось сделать своими руками этот вроде бы нехитрый инструмент. Дома разобрал на детали гармонь, которая давно уже на антресоли пылилась, собрал новую. Получилась голосистая, мелодичная.— То, что на фабриках делают, не может сравниться с ручной работой, — говорит он. — Там сплошная штамповка, а я каждую деталь сам вытачиваю.Заказов у Мокрецова много. Хотя вроде бы сейчас в почете другие музыкальные инструменты. Но в народе по-прежнему гармонь любят. Едут к Николаю Андреевичу в Нижний Новгород из Барнаула, Москвы, Владимира. Даже на Камчатке играют его голосистые. А он продолжает экспериментировать. Сделал две гармони в одной. То есть совместил низкие и высокие тона. Никому еще такое не удавалось.— Хотелось бы оставить после себя хороших мастеров, — вздыхает 75-летний умелец. — Пытался создать группу в четвертом ПТУ — не получилось. Ну да ладно — буду обучать индивидуально. Творчество доступно всем. В наличии скетчмаркеры по очень привлекательным ценам.20.03.2003Сергей СтепановАргументы и фактыОригинал статьи опубликован по адресу: http://gazeta.aif.ru/online/longliver/18/22_01
Лев Шлаферов пишет: Гармонь мастера Мокрецова 2-х тональная. Играет бывший владелец Варнашов Иван и Ланин Александр Приветик Лев...Спасибо за ролики
Michael Berenstein пишет: Мне кажется, в приведённой табличке правильно записано. Можно, конечно, писать Db, но обычно это - C#. И потом, на Хромке всё равно читают, как в До, или вообще не читают. Так какая разница? Выбирай тональность, чтоб покрасивше.
Владимир Фомин пишет: Александр Морозов пишет: .......надо и ноты, образующие их ступени, записывать правильно, а не наобум Лазаря, бессистемно мешая в кучу диезы и бемоли, как это сделано в левом столбце показанной Вами таблички.,..Мне кажется, в приведённой табличке правильно записано. Можно, конечно, писать Db, но обычно это - C#. И потом, на Хромке всё равно читают, как в До, или вообще не читают. Так какая разница? Выбирай тональность, чтоб покрасивше. Если рассматривать создание инструмента в контексте аналогичной работы других мастеров, то на рубеже 19/20 веков было создано много "много-тоналок", так сказать. Как правило, все они были развитием диатонических аккордеонов. И как правило, никто не преследовал задачу экономии голосов, устраивая умопомрачительную механику (логично). Как правило, в этих инструментах голоса дублированы (троированы, четвери... и далее... ированы). Это давало небольшую прибавку в весе, да зато сохраняло простую механику и понижало цену. Поэтому логично предположить, что обсуждаемый инструмент-таки двух-голосый, дублированный, с этим вашим заёмом. При этом, конечно, не имеет значения, какие там тональности. Таких инструментов, только грамотно сделанных и успешно применяемых - пруд пруди. В том числе и с переключателем. Я видел в Окланде обычный Хонер, двух-рядку, где мастер сделал себе такой переключатель. То есть вместо двух резонаторов там стояли четыре, четыре отверстия закрывались длинными клапанами, и простая задвижка, управляемая рычажком позади грифа. Такую двух-тоналку легко сделать из любого однорядного 4х-голосого луизианского или квебекского (те же мастера) аккордеона. Вон чехо-австро-словако-немцы играют на 4х-рядных самоварах, а то и на 5ти. 5ти-рядный 3х-голосый Геликон - полностью хроматический инструмент, а весит меньше 10 кг.
Владимир Фомин пишет:
Александр Морозов пишет: .......надо и ноты, образующие их ступени, записывать правильно, а не наобум Лазаря, бессистемно мешая в кучу диезы и бемоли, как это сделано в левом столбце показанной Вами таблички.,..
Геннадий пишет: Лет 15 назад я видел двух тоналки, и смею заметить их не связывали меж собой некоем образом тональности.