Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз...
В 1944 году под давлением читателей-фронтовиков, расстроенных тем, что о неунывающем солдате Василии Теркине давно ничего не слышно ("Просим Вас продолжить поэму, ибо Теркин будет продолжать войну до победного конца"1), Александр Твардовский снова взялся за перо. Писатель не случайно сделал любимого народного героя гармонистом. И его однофамильца Ивана - тоже.
Подробнее: "Песня и гармонь должны звучать повсюду"
В культуру она попала довольно неожиданно для себя, по воле обстоятельств. После школы, как и многие в юности, отправилась за хорошей жизнью в город. Поступила в Ивановское медучилище, а вечерами работала на мебельной фабрике. Но все равно тянуло в родные края. Приехала как-то навестить родных, тут её и приметил местный парень Иван Ендолов. Он сразу понял: именно такая жена ему нужна, как эта добродушная Валя с искренней солнечной улыбкой и искрящимися задором глазами.
В общем, в город она уже не вернулась. Правда, ставки для дипломированной медсестры в деревне не оказалось. Ладно, переживем – решила и устроилась работать в колхоз. Ни свет ни заря бежала на ферму, а вечерами ещё хватало сил и энтузиазма репетировать в местном клубе. А вскоре там появилась вакансия, её и предложили Валентине. Да, петь она любила и умела, но её смущало отсутствие специальной профильной подготовки.
- Ничего, научишься, - успокоил жену Иван, - всё у тебя получится.
Он трудился механизатором. Вместе с Валей и с делами по дому быстро управлялись, а в клубе Иван помогал жене в качестве аккомпаниатора. Он самостоятельно, ещё до срочной службы в армии, освоил игру на гармошке и балалайке.
«Тетя Валя ставит концерты»
В общем, с благословения мужа Валентина поступила в Республиканское культпросвет- училище на заочное отделение. Но каждые полгода ездила сдавать экзамены и зачеты, и параллельно, вернее – беспрестанно, оттачивала навыки клубного руководителя на практике.
Кстати, пока в здании клуба проводили ремонт, краснонивцы собирались дома или во дворе у Ендоловых. Разучивали песни и танцы, готовили концерты к разным праздникам. Подросткам особенно нравилось участвовать в различных инсценировках, которые тоже ставила «тётя Валя». Деревенская ребятня даже завидовала детям Валентины Петровны и Ивана Ивановича – у них всегда так интересно, весело! Кстати, муж никогда не возражал против подобных домашних «творческих посиделок», напротив, сам регулярно присоединялся к процессу.
Более того, он ещё и плакаты писал, и всевозможную «наглядную агитацию» рисовал. Даром что изобразительному искусству Иван Ендолов специально нигде не учился, но, наверное, Господь щедро наградил его творческими способностями.
Причем кипучая деятельность Валентины не замыкалась стенами клуба. Отлично зная специфику колхозной работы, огромную занятость тружеников, она старалась создавать творческий настрой непосредственно на рабочих местах. Оформляла красные уголки на животноводческой ферме, в страду организовывала выступления самодеятельных артистов непосредственно в поле, на току, в машинно-тракторных мастерских.
Артистическая семья
В клуб краснонивцы спешили, чтобы отдохнуть душой и поделиться с другими своими мыслями и чувствами. Устраивали праздники, чествование передовиков производства. Да просто, чтобы послушать и спеть вместе всеми любимые песни под аккомпанемент местных виртуозов-гармонистов – бригадира комплексной бригады Григория Куманева и шофера Ивана Ендолова, верного спутника и помощника Валентины Петровны во всех творческих начинаниях.
К слову, сами Ендоловы служили завидным образцом дружной творческой семьи. Не только Валентина Петровна и Иван Иванович, но и сын Юра, и дочки Галя и Люда с раннего детства охотно пели и плясали и всегда участвовали в концертах.
Старшие Ендоловы сами придумывали и шили костюмы для деревенских артистов, младшие помогали родителям разукрашивать наряды узорами.
И сценарии праздничных концертов, представлений, тематических вечеров Валентина Петровна каждый раз писала сама. Это сейчас все, что нужно, несложно найти в Интернете. А тогда завклубом ночами штудировала соответствующую литературу, журналы, она их специально выписывала. Однако для краснонивцев сочиняла оригинальные программы с учётом местной специфики и своих, деревенских героев. Зато такие представления отличались особой эмоциональностью и находили отклик у зрителей.
Всегда готова помочь
Уйдя на пенсию, Валентина Петровна заботливо делилась своим опытом с молодыми коллегами.
- Она накопила богатейший запас практических навыков и старалась мне помочь, подсказать, как что организовать, какой репертуар подобрать, - рассказывает преемница Валентины Петровны Марина Ендолова. – Я сама из соседнего села, но знала о кипучей культурной жизни в Красной Ниве. По профессии я педагог начальных классов, вышла здесь замуж и преподавала в школе. Валентина Петровна предложила мне поработать в клубе. Опекала, показывала, объясняла. Они с супругом ещё многие годы дуэтом выступали от нашего района на Республиканском фестивале-конкурсе «Играй, гармонь!», пока Иван Иванович не слег. Он тяжело болел, однако до последнего не расставался с музыкальным инструментом, на больничной койке шутил, мол, мне мою гармошку поставьте вместо памятника.
К сожалению, год назад, в мае Ивана Ивановича не стало. Валентина Петровна теперь переселилась к старшей дочери. Но постоянно интересуется, как да что происходит в Красной Ниве. В сентябре приезжала в Большое Игнатово на открытие модернизированного Центра культуры, радовалась, что в райцентре появился современный очаг культуры. Зато заложенные Валентиной Петровной и Иваном Ивановичем традиции не забываются, зажженный ими творческий огонь не угасает. По-прежнему в краснонивском клубе для задушевного общения собирается стар и млад. Участники детского драматического кружка ставят новые инсценировки, показывают их не только у себя в Красной Ниве, но и на районных смотрах.
Родные дети Ендоловых, повзрослев, выбрали для себя практичные земные профессии. Хотя доставшееся от родителей творческое начало в них тоже не затухает.
К примеру, Юрий, как и отец, всю жизнь крутил баранку в сельхозпредприятии. Некоторое время назад перебрался в Саранск, но каждые выходные спешит в Красную Ниву навестить родительский дом. А ещё обязательно в клуб, на репетицию. Он тоже играет на гармошке и сейчас вместе с краснонивцами готовит новую концертную программу.
Мила МЕЛЬНИКОВА
Источник
В Чечеуле что ни двор, то талант. Выйдешь вечером за ограду, и только слушай – в одном конце населенного пункта гармошки перекликаются, в другом старинную песню заводят. Так уж издавна повелось в этом селе: любят здесь народную культуру.
Имя Ивана Константиновича Косых знают не только в Канском районе, известен он по всему Красноярскому краю. Этот человек создал свою школу игры на гармошке. Благодаря чему и село Чечеул прославилось. Сегодня это настоящая столица народной культуры.
Иван Константинович сам с детства гармошкой болел. Отец играл, и мальчишке хотелось. Свой первый инструмент получил в 12 лет. Сам выучил плясовые шестеру, краковяк и польку. С этим репертуаром и стал первым музыкантом на сельских вечерках. Парни, что постарше, все время его с собой на праздники приглашали. Мальчишка играл, а они с девушками танцевали.
Иван Косых всю жизнь был верен своей гармошке, хоть и выучился играть на других инструментах, получил музыкальное и педагогическое образование.
Сам он из Абанского района, работал в детском санатории, пригласили его в Канск, а там и в Чечеул переманили – в среднюю школу музыку преподавать и историю. А когда в 1960 году в селе открылась детская школа искусств, первым директором стал именно Иван Константинович.
– Я про гармонь тогда не думал, – признается Косых. – Сначала преподавание по основным дисциплинам наладил. А в 1980 году решил открыть класс гармони. Написал программу. И дети пошли.
Гармошка только с виду легкий инструмент, но здесь также нужно пальчики поставить, научить звукоизвлечению.
Когда первые ученики уже играть начали на инструменте, преподаватель решил: нужен ансамбль. Так появились на свет «Чечеульские гармонисты» – коллектив, сегодня известный во всей России.
– Выступать мы начали практически сразу, – вспоминает педагог. – Были нарасхват. Ездили с концертами в Железногорск, Абан и Красноярск, другие уголки региона. Только в Новосибирске побывали пять раз – на международном фестивале «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина. И неизменно увозили Гран-при.
Иван Константинович 45 лет возглавлял Чечеульскую детскую школу искусств, сейчас бразды правления ею передал своему сыну Евгению. Тот так же, как и отец, на гармошке играет, теперь он руководит «Чечеульскими гармонистами».
Косых – семья творческая. На народных инструментах все играют. Сейчас музыкальную школу оканчивает внук Ивана Константиновича – Евгений. Но вот уже и внучка подрастает – Настенька, может, и она гармошку в руки возьмет.
– Я считаю, приобщение к народной музыке – доброе дело. Это дает человеку эмоциональный заряд, бодрость, – говорит учитель. – У ребенка появляется удовлетворение от того, что воспроизводит он красивые звуки.
«Чечеульские гармонисты» и сейчас путешествуют по городам и селам Красноярского края. В ансамбле, как говорится, и стар и млад. Ведь дети вырастают и уезжают из села. Но неизменно навещают учителя. Ученики – его гордость. Многие из «Чечеульских гармонистов» теперь и сами стали педагогами. Отучились в училищах культуры и даже институте Гнесиных в Москве. Они – звезды, награды на лацкане пиджака Ивана Косых.
Подробнее: Слова и музыка народные
В гараже для машины нежинский пенсионер Владимир Дегтярев сделал приют для сломанных и брошенных гармошек. Два года назад он впервые увидел такой осиротевший инструмент. И влюбился с первого взгляда. «Я самоучка. У меня нет музыкального образования. Начал играть и тяга пошла к этому инструменту», - рассказывает Владимир Дегтярев, руководитель ансамбля «Нежинские гармонисты».
Подробнее: Мастер из Нежинки ремонтирует сломанные гармони и отдает их детям для обучения
автор: Елена Козлова
На миг приостановившись у калитки, Зина медленно открыла её, вошла во двор. До сих пор томила девушку вчерашняя обида на Прасковью Николаевну.Нехорошо было вчера у Зины на душе, тоскливо, и попросила она у своей квартирной хозяйки старую гармонь, стоявшую на комоде. Отец ещё в детстве научил её играть. Но Прасковья Николаевна как-то странно посмотрела на девушку и ничего не ответила. Повторять просьбу Зина постеснялась, да и обидно ей стало: старую гармошку пожалела хозяйка. Весь вечер после этого они не проронили ни слова. Даже взгляда друг на друга не бросили.
Подробнее: «Над обрывом плакала гармонь». Рассказ.
Страница 2 из 21