Елена Бычкова / TUT.BY

Емельяна Бобкова в Хальче знают все. Нет в округе жителя, который бы не слыхал, как играет на своих многочисленных гармошках Миля (так в небольшой деревне под Веткой все зовут Емельяна Аврамовича). Несколько лет назад деревенский музыкант решил: пора спасать гармонь. В буквальном смысле этого слова. Теперь стоит кому-то из соседей только подумать о том, что пора бы избавиться от старой ненужной вещи — Емельян тут как тут. Приберет пыльный, неисправный инструмент, почистит, отремонтирует, вложит душу — и вот уже над Хальчем разлетаются звуки очередной ожившей гармоники.

Фото: Елена Бычкова

«Гармон» счастья

На столе — чистая скатерть, на окнах — белоснежные гардины, в свежевыкрашенных половицах можно увидеть собственное отражение. Сам Емельян Аврамович под стать своему дому — в костюме, начищенных туфлях и при часах. Уверяет, что так он выглядит не только сегодня.

— А что вы думалі, дзярэўня, так я тут у лапцях буду? Я парань халасты, нада марку держать, — и, чтобы усилить визуальное впечатление, Емельян берется за гармонь.

Сначала он сыграет «Прощание славянки», затем исполнит попурри из песен военных лет, а после, вдруг опомнившись, удивленно вскинет седую бровь и спросит, откуда нам, гостям издалека, о нем стало известно.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Дата публикации:  14.10.2015

top68.ru-po-sledam-ulichnykh-muzykantov-chast-pervaya-63370.jpg

Очередное расследование от автора уже зарекомендовавшей себя рубрики «Город на дне». В этот раз он разбирается в хитросплетениях людей, которых можно смело отнести к украшениям, или «жемчужинам» нашего Тамбова.
 
В процессе изучения жизни тамбовских попрошаек я часто натыкался и на уличных музыкантов. Этих людей, по моему мнению, нельзя причислять к категории собирающих милостыню (наверное, не считая подвыпивших, неумело бренчащих и очень назойливых ребят, которых я лично не видел давно, пристающих к прохожим). Одни играют для души, для других это основная статья дохода. Одни делают это профессионально, другие – как могут. Одно, как мне кажется, верно – многие из них талантливые и как минимум весьма колоритные личности, которых мы часто видим, но совсем не знаем. «Город на Цне» решила восполнить этот пробел и немного рассказать о мире уличной музыки нашего города. Итак, кто они – «трубадуры» современности, чем живут, зачем играют и как им отравляют жизнь попрошайки, гопники и рэкет, читайте в этом и в последующих материалах.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

В год юбилея Победы в Великой Отечественной войне мне хочется поделиться с земляками историей реликвии семьи Савенок. Так случилось, что в нашей семье отцы и деды были участниками исторических событий, связанных с защитой Оте­чества. Деды воевали в Первую мировую, а отцы защищали страну в Великую Отечественную войну.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Имя в искусстве | К 100-летию со дня рождения великой русской певицы Марии Николаевны Мордасовой

 

Виктор Силин


 

Входная дверь то и дело непрестанно хлопала. И всякий раз в репетиционную вместе с хористами и плясунами нахально вваливался клуб ледяного воздуха. 

- А мороз точь-в-точь как в сорок третьем, и сугробы намело – не пройдешь – не пролезешь. Я, вот, нынче полные бурки снега набрала, пока бежала на репетицию, - первое, что выпалила Настя Кузнецова всей честной компании хористов, уже чин - чином выстроившихся в одну линию. 

- Да у тебя, подруга, и нос как у Деда Мороза, - весело подмигнула Мария Мордасова. – Краснющий! – И крепко обняла Настю за плечи, прижала к себе.

 

 
Мария Мордасова. 1960 г. Фото из архива «Коммуны»

В тот день исполнялась третья годовщина, как Воронеж освободили от немцев, и по сему поводу намечался большой концерт Воронежского хора. А с утра – генеральная репетиция. Все не то чтобы явно мандражировали, но чувствовалось какое-то внутреннее волнение. Оно заставляло собраться, сгруппироваться. 

А тут ещё спозаранку на репетицию пожаловали первые участницы крестьянского хора Митрофана Ефимовича Пятницкого, а ныне – колхозницы, Кривцова и Калашникова. И от этого волнение ещё больше усилилось: как они, познавшие уроки выдающегося фольклориста, оценят их пение? 

Из небольшой комнатки, расположенной притык к репетиционной, друг за другом вышли худрук Воронежского хора и композитор Массалитинов, директор Рогинская и участницы хора имени М.Е.Пятницкого Кривцова и Калашникова. Обе были в валенках, с накинутыми на плечи видавшими виды шаленками, когда-то черными в редкую полоску, а теперь изрядно полинявшими, ставшими серыми и невзрачными. 

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).
 
В конце 1930-х годов завершился период реорганизации гармонного производства в Кирилловском районе. Он был связан с переходом от кустарного изготовления гармоний мастерами-надомниками к артельному производству. Артель «Северный кустарь» была организована в селе Благовещенье в конце 1917 года из мастеров гармонного дела на базе ремесленного класса при Благовещенском училище[1]. Первым руководителем артели стал Дмитрий Данилович Шитов, его сменил гармонный мастер Василий Максимович Оленин. В связи с ростом производства были открыты гармонные артели в деревнях Данильцево, Верхняя Гора, Яршево. Количество артельщиков увеличивалось. Если в 1925 году их было 68 человек, то к концу 1930-х годов - 356 человек. Кадры артели пополнялись за счёт сельских жителей из окрестных деревень. В апреле 1936 года гармонные производства в Кирилловском районе объединились в артель «Северный кустарь», которая вошла в систему Ленинградского областного радиомузыкального союза. Административно-экономический справочник по районам Ленинградской области за 1936 год перечисляет в Кирилловском районе 9 цензовых предприятий, принадлежащих, главным образом, промысловой кооперации[2]. Наиболее значительными из них названы две артели по производству гармоний. С 1937 года в связи с образованием Вологодской области артель «Севкустарь» перешла в систему Вологодского областного культпромсоюза. Председателем артели стал Василий Фёдорович Суслов, главным конструктором - Александр Михайлович ПановВ этом же году «Северный кустарь» приступил к реконструкции церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (XVIII в.) в селе Благовещенье, переданной для производственных нужд гармонной артелиС храма сбили кресты, сломали купола, разбили колокола. Настенную живопись закрасили масляной краской, в алтаре установили локомобиль с динамо-машиной. Приспособление здания церкви для производственных площадей способствовало качественному росту выпускаемой продукции.

К началу 1940-х годов артель «Северный кустарь» занимала видное место в промышленности Кирилловского района. Одной из лучших производственных единиц в артели был голосовой цех, возглавляемый В.М.Малютиным. В коллективе был внедрен суточный график, что содействовало укреплению дисциплины на производстве[3]. В рабочий процесс внедрялась рационализация. Например, по предложению А. Ухачева в артели приступили к выпуску механики на качающихся валиках, что упрощало производство, давало возможность экономии. Эффективное использование оборудования и внедрение рационализаторских предложений должно было способствовать выпуску продукции на сумму более 4 миллионов рублей. Выполняя постановление партии и правительства по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья, артель «Севкустарь» за I квартал 1940 года выполнила план на 113,4%[4]. Коллектив артели произвёл 2087 баянов, 1298 полубаянов, 1637 хромок и 2587 детских гармошек. У артели было своё подсобное хозяйство, столовые, общежития, детский сад, клубные учреждения, организация ОСОАВИАХИМА[5]. В перспективных планах артели было расширение производственной базы, внедрение новых технологий, улучшение труда работников.

Войдите чтобы комментировать
Обсудить эту статью на форуме (7 ответов).