Каждая российская область чем-то знаменита: тульская –  медовыми пряниками, ростовская – нежной финифтью, а саратовская – уникальной гармоникой! И чтобы увидеть это чудо, "НА" отправился в гости к Владимиру Андреевичу Комарову, потомственному мастеру, директору и основателю Музея саратовской гармошки.

С валдайскими колокольцами

В середине 19 века жили в Саратове братья Карелины, именно им в голову пришла мысль создать необычную гармошку - с перезвоном! Отправились мужчины на Валдай, закупили там знаменитые колокольчики, - примерно 150 штук, –  привезли домой. И изобрели доселе невиданную технологию: в специальном коробе размещаются молоточки,  бьющие по колокольчику, в результате напевы традиционной немецкой гармошки, (а именно от нее и пошла саратовская), сливаются с мелодичным звоном, рождая чудесный, неповторимый звук, те самые саратовские переборы, вскоре ставшие знаменитыми и узнаваемыми по всей Волге.   

Капризный характер

- Мой отец работал на гармонной фабрике с 1945 г., туда же привел и меня, - рассказывает Владимир Андреевич. – Начинал я сборщиком, потом стал наклепщиком голосов – высшая категория профессионализма. Именно от наклепщика зависит, как будут звучать язычки – главные голоса саратовской гармошки. Чуть-чуть ошибешься, не так выпилишь, не правильно прикрепишь — инструмент будет безнадежно испорченн.

Больше века играла гармошка почти в каждом саратовском дворе, были здесь свои, самобытные группы и ансамбли, выступавшие по всей стране. Легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев любил под нее плясать  и даже пытался научиться играть, не вышло, говорят, ему медведь на ухо наступил. Впрочем, не далась капризная гармонь и первому советскому космонавту Юрию Гагарину, хотя несколько лет играл герой в духовом оркестре местного дома культуры "Трудовые резервы".

- Сложный инструмент, - объясняет Владимир Комаров, - на сжиме и разжиме звуки совсем разные. Даже баян или аккордеон в этом плане проще, у них одна кнопка соответствует одному тону. Здесь же надо виртуозно владеть мехами, что далеко не каждому удается. К тому же еще недавно даже нот для саратовской гармошки не существовало, учились на слух. Представляете, каким он должен быть тонким? Почти идеальным! 

Второе рождение

Первый самоучитель игры на саратовской гармошке был Сергеем Александровичем Самусенко и появился лишь в 1979 г. Но все равно в самом городе и области в советские времена существовало больше 20-ти ансамблей гармонистов. Однако наступили лихие 90-е, и стало совсем не до музыки. В 2005 году уникальный цех по изготовлению гармошек на улице Кутикова закрыли. В память о некогда процветавшем производстве осталась лишь мемориальная табличка на здании. Традиции утрачивались, секреты, передававшиеся от мастера к мастеру, забывались, а сами профессионалы потихоньку уходили из жизни.

Казалось уже, пропал инструмент безвозвратно! Однако саратовская гармоника восстала из небытия.

Все впереди!

- Недавно вновь появился в городе цех по изготовлению и ремонту  нашей гармошки, - радуется Владимир Андреевич. – Создал небольшое производство и руководит им Виктор Васильевич Баксаляр, ученик моего отца. Здесь и старые, сохранившиеся инструменты в порядок приводят и новые на заказ делают. Правда, звучание пока у современных – не очень чистое, но думаю, это дело наживное - научится молодежь со временем.

Конечно, мощности пока еще совсем небольшие, выпускают мастера лишь 10 гармошек в год, да и стоят они пока дороговато – от 50 тысяч рублей. Но Комаров уверен, это только начало. И производство вскоре развернется, и магазины заинтересуются, и настоящие специалисты появятся. Артисты-то уже есть! Сохранился и разросся ансамбль "Колокольчик", из бывшего дома пионеров, теперь Дома народного творчества. Появляются новые коллективы в колледжах, музыкальных училищах и консерваториях, набирает группу ученик Комарова Евгений Яркин.  Организовал кружок во 2-ой городской музыкальной школе молодой преподаватель Юрий Степанов, ставший одним из первых клиентов цеха.

- А вот мой собственный внук поначалу увлекся гармонью, окончил музыкальную школу по классу аккордеона, а потом вдруг переключился на гитару, - вздыхает Владимир Андреевич.

Прощаясь, мы постарались успокоить мастера, ведь парню всего 20 лет и у него, как и у саратовской гармоники все еще впереди!

Евгений Борисов
Саратов

Источник

Войдите чтобы комментировать