Первый в истории русский баян изготовили в Самаре. Так считает один из местных краеведов, который предложил установить в областной столице памятник умельцу, который жил в нашем городе. Сейчас в Самаре активно обсуждают создание этой скульптуры. По словам директора «Средневолжской ассоциации мастеров» Леонида Рафельсона, первый баян смастерил Павел Чулков, который жил в Самаре в 19-20 веках. Он родился в Туле в семье гармонного мастера. В 1894 году 19-летним юношей Павел переехал в Самару и открыл здесь гармонную мастерскую. Как рассказал 63.ru Леонид Рафельсон, изучение жизни и деятельности Павла Чулкова он начал в процессе написания книги о Федоре Шаляпине. Чулков очень любил этого исполнителя и именно по его инициативе музыкант приехал выступать в Самару в 1909 году.
«О Чулкове не было практически никакой информации, и мне пришлось поднимать множество исторических документов, прежде, чем удалось по частям сложить достоверную картину», – рассказывает краевед. Как оказалось, Павел Чулков, как человек с раннего детства увлекающийся музыкальными инструментами, в 1897 году усовершенствовал хроматическую гармонику, которую за 20 лет до этого создали отец Павла – Леонтий Чулков и Николай Белобородов. Именно его изобретение, способное воспроизводить самые сложные музыкальные произведения, впоследствии стали называться первым русским баяном.
Подробнее: Павел Чулков - автор первого русского баяна.
Я и подумать не мог, что оно наделает столько шума. Себя-то не жалко, все там будем. А вот песни должны людям оставаться, без них душа пустеет. Запиши сынок, да спой их, чтобы наша казачья слава не пропала»
Под руководством Виктора Гавриловича Захарченко Кубанский казачий хор стал знаменитым во всем мире. О силе народной песни, о главных ценностях наш разговор с известным композитором
- Знаете, почему песни называют душой народа? Обратите внимание, народные - всегда назидательные, глубокого смысла. Они не для расслабления - это слишком примитивно. Колыбельные, обрядовые - они направлены на сохранение семейных ценностей, непорочности, стыдливости. Как-то на одном из концертов Кубанского хора в Пятигорске ко мне подошла женщина, рассказала, что родом с Кубани.
Потом призналась: «Мне 68 лет, а я до сих пор помню, как пела моя бабушка. Иногда пою их и плачу. А порой думаю - помру и песни с собой на тот свет унесу. Себя-то не жалко, все там будем. А вот песни должны людям оставаться, без них душа пустеет. Запиши сынок, да спой их, чтобы наша казачья слава не пропала».
Подробнее: Интервью с руководителем Кубанского Казьего Хора Виктором Захарченко.
Одним из самых обсуждаемых событий последних дней в культурной жизни Ельца стала новость об открытии мастерской по ремонту рояльной гармони. Все, кто неравнодушен к судьбе звонкоголосой прародительницы аккордеона, понимают: народный инструмент возрождать придется практически с нуля.
Да, и в ХХI веке в древнем городе не умолкли звуки «роялки», продолжается плеяда музыкантов, которые знают, чувствуют и любят гармошку. Но мастеров, способных продлевать ей жизнь, и уж тем более «строить», как то бывало раньше, вслушиваясь в звуки и сличая с пением гармоники-образца, уже не осталось. Нет в живых Александра Гришина — одного из «последних из могикан», кто знал эти секреты. Ушел в мир иной Афанасий Матюхин — непревзойденный самородок-гармонист, передав любовь к инструменту своему внуку Константину. Нет Николая Клокова, братьев Петра и Егора Горбуновых. В музее ремесел как память о прошлом хранятся «роялки» последнего умельца по их изготовлению Семена Сочетаева.
Подробнее: Пока поет елецкая гармонь.
В отличие от бытовавших традиционных музыкальных инструментов, имевших локальное распространение и специфику, гармоника (пшынэ) сразу утвердилась как инструмент надэтнический. Вообще, гармоникой называется музыкальный инструмент, в котором звуки извлекаются свободно проскакивающими металлическими язычками, приводимыми в движение воздушной струей. Подобный принцип звукоизвлечения был известен в странах Юго-Восточной Азии еще за 2-3 тыс. лет до нашей эры (инструменты кэн, шэн, чонофуй и др.).
Подробнее: Трансформация национальных музыкальных инструментов во второй половине ХХ века в...
«Судьба человека» - так назвал свой рассказ о простом труженике, солдате, защитнике своего Отечества М. А. Шолохов.
В Толковом словаре это слово определяется как «складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств, участь, доля, жизненный путь», то есть судьба человека, как в рассказе Шолохова, так и в лексическом значении этого слова тесно связана с судьбой страны, Родины. Исторический ход событий и является тем стечением обстоятельств, которые определили судьбу героя моего рассказа НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА РАХМАНОВА, по характеру так похожего на Андрея Соколова, на Василия Тёркина из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского и многих, многих простых русских мужиков. Рассказ о судьбе человека – всегда большая ответственность, особенно если этого человека уже нет в живых, если он уже никогда не расскажет о себе сам. Пытаясь создать нравственно-психологический портрет Н. И. Рахманова, я использовала материалы из нашего школьного музея: фотографии, исторические документы, воспоминания людей, близко его знавших. Николай Иванович Рахманов родился 20 мая 1923 года в селе Никоново, Маслянинского района, а точнее в посёлке Забердь , которого давным-давно уже нет, и мало кто помнит, что такой посёлок когда-то существовал. Его мать, Рахманова Агриппина Лазаревна, 1901 года рождения, очень хотела, чтобы её сын «стал человеком», и хотя семье жилось трудно, Николай Иванович закончил семилетку. Поговаривали, что Агриппина Лазаревна – бывшая дворяночка, сама она об этом никогда не рассказывала, но иногда с горькой иронией называла себя «кисейной барышней». Точного подтверждения о происхождении Агриппины Лазаревны нет, а в документах, сохранившихся в Администрации Берёзовского сельского совета, она значится как неграмотная. До Великой Отечественной войны Николай Иванович работал в Тисульском районе Кемеровской области взрывником на руднике «Ударник». Война 22 июня 1941 года застала его в шахте, а на другой день вызвали в военкомат, и через 11 дней он ушёл на фронт. Всю войну, по словам Николая Ивановича, он прошёл «от звонка до звонка». «Рассказчик Николай Иванович был – не переслушаешь. Рассказывает, бывало, какой-нибудь эпизод из своей фронтовой биографии с таким юмором, что получается у него не страшный рассказ о войне, а какая-то смешная байка». ( Из воспоминаний учителя русского языка и литературы Шалагиной Н. М. ). На самом же деле в его Военном билете на странице 4 в сведениях о прохождении действительной военной службы записано: «Ранбольной с июля 1942 по март 1943, с мая 1945 по сентябрь 1945». Николай Иванович был тяжело ранен первый раз в живот 14 июля 1942 года под Воронежем (станция Рамонь), второй раз – тяжело контужен и ранен в левую руку 5 мая 1945 года в Восточной Пруссии под Кенигсбергом. После контузии долго не приходил в сознание. Медсестра написала об этом Агриппине Лазаревне, и та, бросив всё, приехала в госпиталь к сыну. Почти 2 месяца она не отходила от него, пока он не начал поправляться. Победу Николай Иванович встретил в госпитале, награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», знаком «За доблесть и отвагу». После войны Николай Иванович работал в Красноярском крае, затем приехал на родину. Жил и работал сначала в посёлке Кинтереп, потом переехал в Берёзово. Работал всегда, даже когда ушёл на пенсию. А какие он топорища и деревянные ручки к ножам делал – любо-дорого поглядеть! Благодарные односельчане до сих пор говорят, что черенки к лопатам и вилам, изготовленные руками деда Рахманова, сами в руки просятся. Николай Иванович был частым гостем в Берёзовской средней школе. Ребята с удовольствием слушали его незамысловатые рассказы о войне, чувствовали в нём своего человека, поэтому всегда задавали много вопросов, на которые он отвечал со своим неизменным юмором. Но дети всегда чувствовали и понимали, что война не бывает смешной, что это страшная трагедия для миллионов людей, переживших её. И где бы Николай Иванович ни был, он всегда был душою компании, потому что, кроме трудолюбия, доброты, оптимизма и неподражаемого юмора, обладал ещё одним качеством: до самозабвения любил гармонь, замечательно играл на ней, знал много частушек и песен. Не зная нотной грамоты, на слух, он «влёт» подбирал музыку к любой песне, постоянно участвовал в художественной самодеятельности села , выступал на сцене Маслянинского районного Дома культуры.
Подробнее: Очерк «Человек интересной судьбы».
Страница 8 из 21