Одним из самых обсуждаемых событий последних дней в культурной жизни Ельца стала новость об открытии мастерской по ремонту рояльной гармони. Все, кто неравнодушен к судьбе звонкоголосой прародительницы аккордеона, понимают: народный инструмент возрождать придется практически с нуля.
Да, и в ХХI веке в древнем городе не умолкли звуки «роялки», продолжается плеяда музыкантов, которые знают, чувствуют и любят гармошку. Но мастеров, способных продлевать ей жизнь, и уж тем более «строить», как то бывало раньше, вслушиваясь в звуки и сличая с пением гармоники-образца, уже не осталось. Нет в живых Александра Гришина — одного из «последних из могикан», кто знал эти секреты. Ушел в мир иной Афанасий Матюхин — непревзойденный самородок-гармонист, передав любовь к инструменту своему внуку Константину. Нет Николая Клокова, братьев Петра и Егора Горбуновых. В музее ремесел как память о прошлом хранятся «роялки» последнего умельца по их изготовлению Семена Сочетаева.
Но теперь есть шанс на возрождение самого инструмента. Впервые за многие годы к местным властям обратились люди не просто с идеями, но с конкретными разработанными проектами. Чертежи оборудования, планировка, схемы и налаженные контакты — таков «багаж» Константина Матюхина и его отца. Талантливый баянист, выпускник Гнесинского института, лауреат международных конкурсов, в настоящее время работает завучем детской музыкальной школы № 1 и берется за реанимацию рояльной гармошки. Объяснение простое, говорит Константин, для нашей семьи возрождение промысла — в определенном смысле дело чести.
Это совпало по времени с одной юбилейной датой. Четверть века назад в культурной жизни Ельца случилось значимое событие: в город на съемки телевизионной программы «Играй, гармонь!» приезжал Геннадий Заволокин. Выбор на провинциальный город пал тогда не случайно. С 1982 года (заметьте, еще один юбилей!) здесь существовал клуб гармонистов. Десятки народных музыкантов собирались на аллеях городского парка, чтобы поиграть «для души» на гуляниях. Да со сцены растянуть меха гармошки в конкурсной программе «Играй, гармонь елецкая!».
И вот руководитель этого клуба, автор и организатор конкурса Владимир Комаров подумал: а почему бы не зазвучать на всю Россию нашей гордости — елецкой рояльной гармонике? Подумал и написал братьям Заволокиным. Откликнулся на приглашение Геннадий Дмитриевич. В соавторстве с Комаровым был написан сценарий передачи. По замыслу в творческой «дуэли» должны были встретиться знатные елецкие и ливенские гармонисты. В их руках и зазвенели-запели народные инструменты.
Передача не осталась незамеченной. Вот как о ней сегодня вспоминают музыканты трио «Червленый Яр» Владимир Комаров и Александр Новосельцев.
— Передача «Играй, гармонь!», снятая в Ельце, сразу стала популярной, — говорит последний. — Ее закупили несколько зарубежных телекомпаний, в том числе и США. Интерес к елецкой гармони вырос необычайно. Вскоре после передачи с самых дальних краев страны пошли письма. Писали с Дальнего Востока, Севера и Казахстана. И просьба была одна: возьмем елецкую гармонь за любые деньги, только пришлите, пожалуйста! В музыкальных отделах городских магазинов мгновенно были раскуплены все гармони. Пытались мы наладить выпуск елецкой рояльной на Тульской баянной фабрике. Привезли наш образец, послушали лучшие изделия туляков: баяны и гармони. А потом елецкая заиграла, заголосила, и тамошние мастера отступились.
А Владимир Комаров добавляет:
— Тут ведь какое дело. Елецкая гармонь, вещь штучная, делалась мастерами-кустарями исключительно индивидуально. У всякой гармони, как и у каждого человека, — свой голос, свой тембр, интонация и сила звука. Одним словом, с характером гармонь! Да и мастеров, к сожалению, в то время в Ельце было совсем мало. Но от той передачи осталось все же многое у ельчан: запели вечерами гармони в слободах, и даже по центру города с гармонями ходили. А с Геннадием мы очень сдружились. Пока снимали передачу, все время были вместе. Человек он был простой, веселый. Он потом письма присылал, фотографии. Я его даже в кумовья пригласил и сына младшего его именем назвал.
— Гибель Геннадия Заволокина, тяжело переживаемая моим коллегой, в первую очередь привела его к мысли об организации новых конкурсов, выходящих за рамки Ельца, — говорит Александр Новосельцев. — Со своей гармонью он побывал во многих регионах нашей страны, а также за рубежом — в Польше, Индии, на Украине. Были поездки и по райцентрам Липецкой области. Сегодня наше народное трио «Червленый Яр» исполняет редкие, почти забытые казачьи песни, песни елецких однодворцев, русские романсы.
Наши собеседники, собиратели и хранители народной песни убеждены: истоки российской гармони лежат здесь, в Ельце. А еще — они искренне верят, что в нашем прагматичном веке народному инструменту найдется свое особое место. Жизнь голосистой певуньи продолжится. А значит, будет жить народная душа. Пока на Руси не умолкнут гармони...
Источник