ЕЕ-обучайка

Больше
9 года 3 мес. назад - 9 года 3 мес. назад #32710 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Да, это действительно просто. Взять просто, а запомнить - не очень-то. Вы можете слёту назвать любую клавишу? А мигом найти любую ноту?
Наверняка можете.
Но сколько лет у Вас в руках гармонь?
Цель в том, чтобы непонятки исчезали за полчаса. И оставалось только пошевеливать пальчиками.

Правда, на деле упрощение выглядит как усложнение.

Знаете, что хорошо?
Пытаясь пробиться сквозь чужие объяснения, новичок видит предмет с разных сторон и где-то что-то понемногу ухватывает.
Его интерес поддерживается надеждой. Когда способ усвоения один, а успех не приходит сразу, надежду душат неудачи. а когда способы можно выбирать, того-сего попробует и сам не заметит, как немало усвоит. А там и до перехода количества в качество недалеко.

За схему спасибо.
Последнее редактирование: 9 года 3 мес. назад пользователем helen.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 3 мес. назад #32711 от Александр Огарков
Александр Огарков ответил в теме ЕЕ-обучайка
а можно просто медленно играть,чтобы было видно куды нажимать?так лучче...
Спасибо сказали: Игорь

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 3 мес. назад #32713 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка

Александр Огарков пишет: а можно просто медленно играть,чтобы было видно куды нажимать?так лучче...

Эт точно. Но это - есть. Однако почему-то не каждый второй и уж тем более не каждый первый может взять гармонь в руки и потешить душу. Другу-туристу было поручено в каждой деревне спрашивать для меня гармони. Особенно у гармонистов, у них могут быть целые коллекции. Нашел такую раздолбень, что брать не стал, и была она одна на десяток сел. И не играл никто, вообще никто. Только о каких-то дедах, земля им пухом, вспоминали.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 3 мес. назад #32714 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Урок 4
Об игре в варежках.
Переборы - это летом, а зимой на улице играем аккордами в правой.
Ведь как хитро гармонь устроена: на какую ноту заканчивается тоническое трезвучие, на ту начинается доминантовое, с какой начинается тоническое, на той заканчивается субдоминантовое.
Вот мы нажали подряд три клавиши от до: до-ми-соль. От до к своему носу играем три - субдоминанта, от соль к коленкам - доминанта.
А если промахнулись на клавишу?
Что вышло, ля-до-ми? Отлично, это тоническое в миноре, вниз прыжок даст ля-фа-ре, он же ре-фа-ля, это субдоминанта минора, вверх прыжок - ой, грязненько! Но это потому, что в басах септаккорд, это отдельная история. Это из-за нее у нас под треугольной заклейкой припрятана спящая клавиша соль-диез. Пока отложим, но такой фокус, как ми-соль-диез-си с участием большого пальца у нас в планах.
Итак, минор - это почти как мажор, но на одну клавишу ближе к носу.

В нормальной, не вычурной, мелодии для каждого звука на гармони найдется аккорд, в котором есть такой же звук. Иногда есть даже два таких аккорда. Смотрим пока только мажор.
До - низ тонического трезвучия и верх доминантового
Ре - верх доминантового
Ми - середина тонического
Фа - низ субдоминантового
Соль - верх тонического и низ доминантового
Ля - середина субдоминантового
Си - середина доминантового.
Все, для всех есть аккорды. Осталось только привести в соответствие левую и правую руки.

Упражнения
1) Нажимаем по три клавиши подряд, называя ноты через одну.
2) Нажимаем по три подряд от каждой клавиши и слушаем, как звучит, где грустный минор и где бодрый мажор.
3) Примечаем, от каких именно нот получается грустно и от каких весело. Не ленимся фиксировать наблюдения цветными карандашами.
4) Находим левой рукой то, что играем правой
5) Находим правой рукой то, что играем левой. Осторожнее с доминантой минора, это особый случай, нужная клавиша у нас все еще заклеена.
7) Берем одновременно аккорды двумя руками, увеличивая и увеличивая темп. Сколько успеваете взять за пять минут? Хватает ли выносливости? А на полминуты хватает?
8) В левой берем бас и аккорд по очереди, в правой - три ноты по очереди. Изобретаем ритмы.
9) Готовимся выходить за пределы трех клавиш. Зима ведь сменится летом, и можно будет играть без варежек, трелями и переливами. Мелким топоточком будем по клавиатуре бегать. Быстро-быстро! Присматриваемся, где у нас клавиши с теми же наименованиями, которые есть в уже взятых трезвучиях.
10) Рисуем. Одним цветом все, что входит в тоническое трезвучие, то есть все ноты до-ми-соль. Все доминантовые - соль-си-ре. Все субдоминантовые - фа-ля-до. Заметили, какие гусенички поползли по схемам?
Если рисунки делались на кальке, то можно многое увидеть при наложении их друг на друга. Приятных наблюдений.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 3 мес. назад #32715 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Для примера прокрашиваю звуки тонического трезвучия в мажоре, то есть все, что можно смело нажимать вместе с С в басах.

________________________________________
__ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :sick: :sick: :sick: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :sick:
:pinch: :pinch: :sick: :sick: :sick: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :sick: :sick: :sick: :whistle:

А то, что в соседнем ряду рядышком стоит, тоже нажимать можно как проходящие звуки

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
9 года 3 мес. назад - 9 года 3 мес. назад #32736 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Урок 5
Про фасоль.

Какая наша цель?
Для начала - быстро научиться читать ноты пальцами, то есть что видим, то и играем на гармони. И переводим свои наигрыши в нотную запись.

5-7 лет музыкальной школы в полчаса занятий не уложить, но почему бы не попробовать?
Какая-нибудь маленькая хитрость может значительно упростить усвоение того, что музыкальные труженики нарабатывали за сотни и тысячи часов занятий.
Заниматься, конечно, надо, и заниматься как можно больше, но упрощалки позволяют тренироваться в значительной степени без инструмента. Едем в метро и мысленно нарабатываем понимание и технику. Мое дело дать опоры, Ваше дело - вспоминать и пробовать в любой миг, когда мозг освобождается от текущих задач.

Вернемся к нашим барашкам. То есть к кнопочкам правой руки, которые вызывают большее затруднение.
Почему справа труднее? Потому, что здесь больше разнообразия, именно в правой руке живет мелодия и множество разных красот, в то время как левая рука берёт на себя силовые нагрузки (меха растягивает) и чаще всего повторяет всего-навсего шесть аккордов. Можно и тремя обойтись. И даже двумя. И одним. С одним аккордом в левой руке можно сочинить великое множество мелодий в правой, и это неплохая забава, которая сильно прибавляет понимание того, как строится музыка.
Это и будет первым заданием урока.

А теперь посмотрим на наши предыдущие ухищрения. Мы заклеили в верхней части правой клавиатуры три кнопки нот с диезами. Есть, правда, клавиатуры с пятью такими кнопками или с одной, но массовый случай - это гармони 25х25, о них и говорю, а коррективы каждый вносит сам, если надо.
Итак, у нас осталось 25-3=22 кнопки. Отнимем две - останется 4х5 или 5х4, 4 сектора по 5 кнопок на каждый из пяти пальцев.
На моей гармони две разделяющие сектора кнопки помечены пупырышками при помощи контура для витражей. Контур выступает настолько, насколько мы захотим, от гладкой выпуклости до острого пика. Цена контура в художественных магазинах около 170 рублей, это тюбики с острыми длинными кончиками, наполнение может быть разных цветов, серебро и бронза, красный черный, прозрачный, в общем для обозначения и украшения всей гармони можно выбрать что угодно на свой вкус.
Можно пометить эти кнопки самыми разными способами, хотя бы связать на них колпачки.
От повышенного внимания эти две клавиши стыдливо зарделись:
________________________________________
_ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :blush: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :pinch: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :blush: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:
Что же это за клавиши? Кто знает, помнит, может быстро вычислить?
Что бы здесь такое написать, чтобы не сразу увидели подсказку?
Напишу, как запомнить, где какая из этих двух клавиш. Знаете фразу "соль земли"? Это ближе к сердцу, чем какое-то "фа". Соль ближе к мехам, и к центру, и к сердцу, которое у нас как правило слева (хирургам встречались исключения). Итак, эти две ноты фа и соль, Фасоль. Только попробуйте не запомнить это на веки вечные!

А теперь упражнения.
Первое - обещанное.. Играть в левой руке один какой-либо басовый аккорд, а правой рукой щупать кнопки, выбирая подходящие. Подсказка в прошлом уроке. Там говорилось о змейках и проходящих звуках. На сильную долю такта пусть приходятся звуки из подходящей змейки (вы же их прорисовали, когда читали прошлый урок, не так ли? Если нет, то почему бы не вернуться к этому занятию и не нарисовать сейчас?)
Пробуем. Слушаем. Развлекаемся так минуты три, а потом беремся за нотки.

2) В каждом ряду ноты считаем через одну и сверху вниз, и снизу вверх. Чтобы облегчить подсчет, снова попробуем долго-долго проговаривать ряды названий до-ми-соль-си-ре-фа-ля-до-ми-соль… и до-ля-фа-ре-си-соль-ми-до-ля-фа-ре-си-соль-ми-до-ля… Включите таймер и выдержите марафон в прямую и марафон в обратную сторону. По минуте на каждую последовательность, к примеру. При максимально высоком и растущем темпе проговаривания.

3) Отмечаю две ноты до. Надо найти еще две.
________________________________________
__ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :blush: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :sick:
:pinch: :pinch: :sick: :huh: :cheer: :whistle: :dry: :blush: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:

4) Отмечаю две ноты си, третья спряталась в верхней части ряда К под 4 безымянным пальцем, жмите!
________________________________________
_ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :blush: :sick: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :pinch: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :blush: :angry: :) :huh: :cheer: :sick:

5) Отмечаю тоническое трезвучие, которое начинается от ноты ля, найдите все ноты из такого трезвучия.
________________________________________
_ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :blush: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :pinch: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :blush: :sick: :sick: :sick: :cheer: :whistle:
Как видим, одному червяку отсекли голову, другому - хвост.

6) Отмечаю субдоминантовое и доминантовое трезвучия мажора, какое есть какое?
________________________________________
_ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :sick: :sick: :sick: :unsure: :angry: :)
:pinch: :pinch: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :sick: :sick: :sick: :huh: :cheer: :whistle:

7) Если сообразили, что доминантовое начинается от соль, то есть ближе к центру, то нажмите пятым пальцем на первую клавишу этого трезвучия и добавьте четвертый и третий пальцы, поставьте их на соседние кнопки. Под третьим, средним пальцем находится тоника, С.
А теперь сдвиньтесь на одну клавишу так, чтобы получилось тоническое трезвучие минора. И проверьте, вышло ли у вас так: ________________________________________
_ :pinch: :dry: :unsure: :sick: :sick: :sick: :blush: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :pinch: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :blush: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:

7) Мы все время играли трезвучия, а теперь возьмем четыре звука.
________________________________________
_ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :blush: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :pinch: :) :huh: :sick: :sick: :sick: :sick: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:
Вопрос: с какого трезвучия мажора этот аккорд начинается.
На вопрос, почему в этом случае можно нажимать 4 клавиши подряд, а с других случаях такая попытка приводит к звуковому загрязнению, отвечу одним длинным словом "доминантсептаккорд". В самом слове запрятана подсказка, какое трезвучие лежит в основе.
Найдите в басах (крайний ряд, третья снизу пара) подходящий аккомпанемент и наслаждайтесь созвучием.
Правой рукой начинаем перебор: соль-си-ре-фа-соль-си-ре-фа… А красивее получается в том случае, если начинать с ре: ре-соль-си-ре-фа… Укладываем по 4 ноты в один такт, играя в размере четыре четверти (в начале нотного стана будет две четверки одна над другой или что-то вроде буквы С; если С перечеркнута - это две вторые), и каждое четвертое нажатие будет более выразительным, более сильным. На эту сильную долю в басах пусть приходится звук соль, а на остальные три доли - парный ему аккорд, то самый доминантсептаккорд.
К слову привыкаете? Ничуть не страшное, всего 18 букв.
Последнее редактирование: 9 года 3 мес. назад пользователем helen.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.123 секунд
Работает на Kunena форум