В начале лета мне довелось быть невольным свидетелем оживленной беседы в семье, которая готовилась к свадебным торжествам.
Разговор шел о развлекательной программе предстоящей свадьбы, в том числе ее музыкальном сопровождении:
– Внученька, да что же это за свадьба без гармониста, – настойчиво уговаривала будущую невесту бабушка накануне дня бракосочетания. – Давай попросим дядю Сережу, пусть он хоть для нас, стариков, поиграет, да и вам, молодым, не грех послушать настоящую русскую застольную песню, а может, кто и барыню спляшет.
Не знаю, чем закончилась эта беседа, так как среди гостей той свадьбы меня не было, однако тема русской задушевной песни, русской удалой пляски или медленного вальса под аккомпанемент баяна или гармони не давала покоя все это время.
Вспоминались сельские свадьбы, крестины, престольные праздники, какие-то вечеринки, а то и просто песни под гармонь без особого повода, просто под настроение. А взять проводы в армию. Ведь это был настоящий смотр-конкурс песни и пляски под гармонь, так как каждого призывника по пути в военкомат, кроме родных, друзей и подруг, обязательно сопровождал удалой гармонист, и тут, честное слово, никакая «Играй, гармонь!» в подметки не годится.
Но вот прошла какая-то четверть века, и гармонь на селе, а тем более в городе, стала зачастую в прямом смысле «одинокой», как поется в одной из лучших советских лирических песен Исаковского и Мокроусова.
Именно поэтому, когда на праздновании Дня города я увидел сельских гармонистов Николая Подпрятова и Александра Брусенцева, тема газетной публикации возникла сама собой.
Подробнее: Сельские гармонисты
Видеофильм, посвящённый 60-летию С. Л. Сметанина.
В фильме использованы материалы из личных архивов семьи Сметаниных, фрагменты программ "Играй, гармонь" за разные годы
Страница 100 из 296