Каждая российская область чем-то знаменита: тульская – медовыми пряниками, ростовская – нежной финифтью, а саратовская – уникальной гармоникой! И чтобы увидеть это чудо, "НА" отправился в гости к Владимиру Андреевичу Комарову, потомственному мастеру, директору и основателю Музея саратовской гармошки.
С валдайскими колокольцами
В середине 19 века жили в Саратове братья Карелины, именно им в голову пришла мысль создать необычную гармошку - с перезвоном! Отправились мужчины на Валдай, закупили там знаменитые колокольчики, - примерно 150 штук, – привезли домой. И изобрели доселе невиданную технологию: в специальном коробе размещаются молоточки, бьющие по колокольчику, в результате напевы традиционной немецкой гармошки, (а именно от нее и пошла саратовская), сливаются с мелодичным звоном, рождая чудесный, неповторимый звук, те самые саратовские переборы, вскоре ставшие знаменитыми и узнаваемыми по всей Волге.
Капризный характер
- Мой отец работал на гармонной фабрике с 1945 г., туда же привел и меня, - рассказывает Владимир Андреевич. – Начинал я сборщиком, потом стал наклепщиком голосов – высшая категория профессионализма. Именно от наклепщика зависит, как будут звучать язычки – главные голоса саратовской гармошки. Чуть-чуть ошибешься, не так выпилишь, не правильно прикрепишь — инструмент будет безнадежно испорченн.
Больше века играла гармошка почти в каждом саратовском дворе, были здесь свои, самобытные группы и ансамбли, выступавшие по всей стране. Легендарный герой гражданской войны Василий Иванович Чапаев любил под нее плясать и даже пытался научиться играть, не вышло, говорят, ему медведь на ухо наступил. Впрочем, не далась капризная гармонь и первому советскому космонавту Юрию Гагарину, хотя несколько лет играл герой в духовом оркестре местного дома культуры "Трудовые резервы".
- Сложный инструмент, - объясняет Владимир Комаров, - на сжиме и разжиме звуки совсем разные. Даже баян или аккордеон в этом плане проще, у них одна кнопка соответствует одному тону. Здесь же надо виртуозно владеть мехами, что далеко не каждому удается. К тому же еще недавно даже нот для саратовской гармошки не существовало, учились на слух. Представляете, каким он должен быть тонким? Почти идеальным!
Подробнее: Саратовские переборы. Уникальная российская гармоника восстала из небытия.
Страница 98 из 296