Русская идея скрыта в народных песнях и танцах
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/13342

Песня и танец, как ее внешнее проявление в движении, есть отражение настроения человека. Поющий человек выражает песней состояние души. Воин, исполняющий народные песни, духовно связан со своим народом. Армия без души, без духа – мертвая организация, неспособная не только к ведению войны, но и к самосохранению. Но и армия, поющая чужие песни, тоже обречена на поражение

В чеченскую кампанию при отражении в апреле 1996 года ночного нападения боевиков на блокпост под Бамутом солдаты из краснодарского соединения ВВ встретили их стройным «Днем Победы». И выстояли. Группа старшего лейтенанта О. Моисеева из 34-й бригады ВВ, в августе 1996-го выходя из окружения, наткнулась ночью на наши секреты. Их, неузнанных, готовы были расстрелять из пулеметов свои, но они запели «Катюшу» и это спасло им жизнь. В обоих случаях воины выбирали песни недолго – срабатывал инстинкт самосохранения.

Сбой в памяти

Все познается в сравнении. В Чеченской Республике по двум национальным каналам практически целый день транслируется вайнахская музыка, звучит она и в поезде Москва – Грозный, в школах и госучреждениях, не говоря уже о домах. Создается такое ощущение, что поет вся Чечня.

Измена национальному коду
Фото: Роман Илющенко

В прошлом году побывал в дислоцированной в Чечне нашей бригаде. В одном из батальонов услышал, что во время парково-хозяйственного дня в автопарке из динамиков несется какая-то англоязычная попса. Задал заместителю командира части по работе с личным составом вопрос: «Почему такая музыка играет, неужели нет чего-то более патриотического?». Ответ: «А какая разница, подо что работать? Да и бойцам такая музыка больше нравится».

До посещения этого батальона я побывал в расположении чеченского полка «Север», где повсюду – и в казармах, и в парке, и в машине, везшей меня в полк, звучала национальная музыка.

Между прочим тот же офицер на мой следующий вопрос: «Ради чего он служит?», прямо заявил, что служит ради денег, а как только их ему перестанут платить, он в числе первых отправится домой, в Россию, которая для него совсем не ассоциируется с Чечней. Офицер этот с успехом окончил академию и считается неплохим организатором и руководителем воспитательного процесса.

Вопрос ребром: является ли измена своему национальному коду первой ступенькой измены Родине, народу? Если через отрицание национального и принятие чужеродного меняется и сам образ мышления и далее образ жизни. Недаром одним из главных условий сохранения жизни в плену у боевиков для русских солдат становится отречение от своей веры, принятие ислама и перемена имени... Что непременно ведет к изменению прежнего образа жизни, мышления, сознания. И после этого обычно следует второй шаг – собственноручное убийство другого пленника.

Отрицание своих корней, проявленное в забвении и пренебрежении национальной культурой – музыкой, песнями и танцами, следует рассматривать как забвение чего-то большего. Это смена объекта почитания не просто на уровне вкуса и цвета, на которые, как известно, товарища нет, а на уровне перепрограммирования, перекодирования матрицы сознания, что равнозначно сбою в программе. К чему ведет сбой в программе компьютера? Как минимум к потере несохраненных данных – потере памяти и вызову специалиста.

Неугодный ванька-встанька

Это же замечание вполне относится и к танцу с его ритмикой, движением, порой так похожим на приемы и элементы рукопашного боя. И это не случайное совпадение. «Между мышлением и движением существует взаимная связь, – говорит И. Лизунов, директор обнинского общинного центра педагогики «Спас», создатель уникальной национальной системы ратоборства «котел». – Как человек думает, так он и двигается, и наоборот… Внутреннее состояние человека выражается его внешними движениями… Именно этот принцип взаимосвязи внешнего и внутреннего используется в традиционном ратоборстве».

Национальный танец – носитель культурно-этнического кода. Какой опыт наработался за века, проведенные нашими сородичами в непрерывных сражениях? В первую очередь боевой. Все ходы русской плясовой: взмах руки, выпад ногой, наклоны, развороты – это сигналы, соответствующие движениям бойца в рукопашной схватке. Русский народный танец – это урок в форме игры, забавы, сродни потасовке – кулачному бою, когда бьются стенка на стенку.

Ванька-встанька – любимая игрушка детворы столетие назад. «Нашего ваньку-встаньку голыми руками не возьмешь – вертится, как юла, дрыном не перешибешь, скользкий, как уж, за каждой плюхой не набегаешься и все равно в дураках останешься», – поясняет Лизунов.

Недаром в дореволюционные времена хореография, уроки музыки были в обязательном порядке включены в программу обучения кадетов.

Есть и сегодня в России учебные заведения, где национальный танец рассматривается как лучший способ передачи и закрепления необходимой информации из поколения в поколение. Одна из таких школ – лицей-интернат Михаила Петровича Щетинина расположен в поселке Текос на Кубани. Две другие, которыми руководят заслуженный педагог России Владимир Сергеевич Мартышин и иеромонах Петр (Василенко), – на Ярославщине. Увы, это негосударственные учреждения, существуют на добровольные пожертвования, что уже говорит о многом: чиновников от Минобразования их опыт не интересует.

Часто по телевидению и радио передают программы, где выступают фольклорные русские коллективы, популяризируется русская народная песня? После трагической гибели Геннадия Заволокина на ладан дышит, пожалуй, единственная в прошлом популярная передача на отечественном ТВ «Играй, гармонь!». И едва ли не последними представителями этого направления в отечественной эстраде, правда, все больше дрейфующими в сторону гламура, являются две Надежды: Бабкина и Кадышева.

Недавно на «Горбушке», популярном столичном специализированном рынке, я безуспешно пытался найти диск – караоке с русскими народными песнями. Обошел все киоски, но ничего подходящего, кроме диска с характерным названием «Русские застольные» 2006 года выпуска, не нашел, который в итоге оказался бракованным.

А кто может назвать гарнизон, где реально, не на бумаге, существует солдатская художественная самодеятельность или хотя бы захудалый эстрадный ансамбль?

Примеров оскудения национальных песенных и хореографических традиций можно приводить еще очень и очень много. Поэтому смею утверждать, что происходит искусственное отлучение и отвыкание нашего народа от народных песен, национальных мотивов, что и приводит к печальным, порой необратимым последствиям.

Уроки чеченского

С этих позиций яснее становится причина неудач Российской армии в длящейся уже почти двадцать лет (с небольшим перерывом) новой кавказской войне. Она изначально была с неопределенной целью, невнятной стратегией, космополитичным содержанием. Солдатам и офицерам было бы гораздо понятнее, если бы их отправили воевать за Россию, за русских, которые действительно нуждались в защите. Но в Кремле упорно придерживались сценария защиты именно Конституции, принятой всего за год до начала войны. Планировавшие его вместе с Б. Ельциным В. Шумейко, Г. Бурбулис, В. Шахрай, И. Рыбкин, П. Грачев, похоже, даже не задумались о затрагивании в военнослужащих – в большинстве своем русских людях патриотических, национальных чувств, о духовном обеспечении операции. Можно ли успешно воевать за «наведение конституционного порядка» (элементарное понятие о котором отсутствовало даже у тех, кто планировал операцию) да еще на территории республики, у коренного населения которой эти чувства развиты чрезвычайно? История ответила на этот вопрос однозначно. В отличие от наших солдат и офицеров чеченцам сразу стало понятно, от кого и что им следует защищать, когда русские войска начали входить в почувствовавшую вкус свободы республику.

Даже в советские времена каждый чеченский и дагестанский школьник знал, кто такой имам Шамиль, и гордился подвигом его легендарного наиба Байсангура Беноевского, потерявшего в боях ногу, руку и глаз, но продолжавшего сражаться. Этот национальный герой был воспет в сотне песен и стихотворений, которые передавались в народе из поколения в поколение. Вот что говорил, например, бывший министр обороны Ичкерии, земляк Байсангура Магомед Хамбиев в интервью программе «Военная тайна» (канал Рен ТВ): «…Я не понимал политику тогдашнюю, но я очень много читал литературы по нашей истории чеченской, про Байсангура… У меня в душе все время горело: мне бы вот так командовать там, идти из села на войну». Идеологам сепаратизма с началом ввода в республику русских кяфиров – «оккупационных войск» оставалось лишь предложить Хамбиеву собрать своих ребят и создать из них отряд, в котором Магомеду заранее отводилась роль командира – Байсангура. И таких воспитанных на национальных героях и песнях молодых патриотов в Чечне оказалось очень много. Из советских ребят – бывших пионеров и комсомольцев они очень быстро стали теми, кем родились, – чеченцами. Благодаря национально ориентированному воспитанию, не последняя роль в котором отводилась музыке, песням, танцу.

Наши кремлевские руководители, воспитанные на Чапае и Буденном, лихо рубившим головы белякам в Гражданскую войну, не моргнув глазом, отправили тысячи русских парней, воспитанных уже на Рембо и блатняке, в Чечню восстанавливать… конституционный порядок. По сути затевалась новая гражданская война, которая стоит у нас на пороге.

Не все потеряно

Мир, раздираемый противоречиями, сотрясается от войн и конфликтов, а у нас до сих пор нет не то что национальной идеи, даже единого информационного пространства для объединения. Им бы вполне могла стать национальная русская матрица, калькой с которой являются народная песня, танец. Русская национальная идея – это воплощенное в песне слово и действие в танце. Наша история удивительным образом свидетельствует: когда русский народ пел и танцевал свои национальные песни и танцы, ему сопутствовала удача и наоборот – предвестником смутных времен и революций было опасное уклонение в иностранщину либо забвение национальных музыкальных традиций. Переиначив одну известную поговорку, можно сказать, что пока Россия поет – она непобедима.

«При благословенном царизме, – писал К. Раш, – песенный океан заливал святорусскую империю. Тысячные хоры пели по всем провинциальным городам от Пскова до Владивостока. Пели гимназии, полки, семинарии, училища, пели храмы под колокольный звон, пели корабли, пели косцы под шум лесов и шелест трав. Песенные волны несли на своих крыльях русскую жизнь». Спад интереса к русской народной песне он усматривал как раз с началом Первой мировой войны и последующей за ней революцией.

И наоборот – победы, одержанные в войнах, и одоление смут пробуждали, раскрепощали в русском народе творческие силы, что вело к всплеску интереса к национальной культуре, традициям как неисчерпаемому источнику вдохновения. Вот что писали британские газеты после гастролей на островах Ансамбля песни и пляски Советской армии под управлением А. В. Александрова в послевоенные годы: «Вчера вечером Красная армия без единого выстрела заняла Лондон… Если концерт ансамбля Красной армии не заставил вас топать ногами, прищелкивать пальцами или аплодировать, значит… вы годитесь только на то, чтобы вас уложили в гроб и проводили на ближайшее кладбище… Единственным средством воскресить мертвеца является тот величественный вечер, на котором закипает кровь и просыпаются все человеческие чувства… Трудно дать представление об истинной атмосфере захватывающего вечера, разудалых плясок, полнокровного свободного пения. Вокальная сила хора грозит, кажется, сорвать крышу театра… Тот блестящий по своей простоте концерт освобождает зрителей от всех мирских ограничений и дает человеческому мозгу полную свободу впитывать чистое наслаждение. Эти солдаты или их предшественники воодушевляли русские войска на различных фронтах войны. И ничего нет удивительного в том, что Красная армия вышвырнула Гитлера за пределы своей страны…»

Роман Илющенко,
подполковник запаса



Войдите чтобы комментировать


Владимир Киценко аватар
Владимир Киценко ответил в теме #19815 11 года 11 мес. назад
Служил я 25 лет назад, но если услышу звуки полкового оркестра,до сих пор ноги поднимаются на высоту строевого шага.
А песня в народе живёт не из за того что мы в армии пели песни русских советских композиторов,а когда дети слышат как поют их родители. Сначала робко потом все смелее они подпевают во время семейных застолий. И еще заметил что люди стесняются петь,боятся показаться окружающим стремными, на что я говорю не нужно стесняться быть самим собой,хочешь петь пой хочешь плясать пляши даже если не умеешь,будь настоящим это кайф быть самим собой.
Андрей Пантюхин аватар
Андрей Пантюхин ответил в теме #19783 11 года 11 мес. назад
В армии, по крайней мере, 13 лет назад, пели "Маруся напрасно слезы льет...", "У солдата выходной", "Катюша" ..., я имею в виду строевые. Вне строя всякая солдатская романтика - бросила, не дождалась и т.д., такая проблема существует во всем мире и во всех родах войск, так чтож теперь.
Я понял автора, что он хотел сказать - я полностью с ним согласен. Но это нужно делать не на унижении другого народа! Молодцы чечены, грузинцы, что не забывают своих корней... что их современная музыка - это эволюция или обработка народной, а не бездарная копия евр..ской попсы. Мы к этому придем, существует множество течений возрождения славянства, инициатива понятно евр..ская, но тем не менее...
Антон Можаров аватар
Антон Можаров ответил в теме #19763 11 года 11 мес. назад
Автор местами откровенно бредит.
Савин Олег аватар
Савин Олег ответил в теме #19749 11 года 11 мес. назад
Пока есть Вера- Русскому народу быть.
Константин Ч. аватар
Константин Ч. ответил в теме #19741 11 года 11 мес. назад

Виталий Маньчев пишет: Кто Вы, подполковник запаса Роман Илющенко? Националист? Великорусский шовинист? Монархист? Или может быть, засланец Госдепа? Вы, собственно, к чему призываете?

Что то похожее было в Советской Армии.
В подразделениях были замполиты,и они упираясь на свою
должность неграмотно пытались бойцов согнуть.
А когда им приводились факты абсурда полного-пытались
давить высотой по званию.
Виталий Маньчев аватар
Виталий Маньчев ответил в теме #19740 11 года 11 мес. назад
Кто Вы, подполковник запаса Роман Илющенко? Националист? Великорусский шовинист? Монархист? Или может быть, засланец Госдепа? Вы, собственно, к чему призываете?
Когда Вы рассуждаете о национальном - культуре в целом, либо песнях, танцах, а также о самосознании, Вы конечно же имеете в виду РУССКОЕ, как синоним национального? Нет?
Все, что не русское - чуждо? Даже если это не русское - татарское, удмуртское или мордовское? Не так ли, по-Вашему?
Если вера - то правильная, православная. Только ее Вы называете "своей"?
Ужель допустимо старшему офицеру РА в качестве аргумента в отстаивании своих, не вполне оформившихся,взглядов, приводить цитату (внимание!) "бывшего министра обороны Ичкерии (не больше, не меньше)? Вы бы уж и ставленника этой самой Ичкерии г-на Ш.Басаева начали цитировать, чего уж там...
Вы, господин-товарищ подполковник запаса, и впрямь считаете участников неконституционных бандитских формирований, убивавших солдат Российской Армии,"молодыми патриотами" Чечни, как пишете в своих рассуждениях?
Неужель Вы и впрямь считаете, что конституционный порядок не заслуживает защиты? И о какой-такой "русской матрице" идет речь?
Так как Вас ТЕПЕРЬ называть?
Что на самом деле кроется за Вашими высокопарными лозунгами?
Sanss аватар
Sanss ответил в теме #19739 11 года 11 мес. назад
Кто ищет плохое - тот его, безусловно, найдет. Предлагаю искать хорошее, а не делать безосновательные выводы о русском народе как о стаде без национального самосознания.
Статья написана как раз на уровне подполковника запаса. Как это он умудрился сравнить русский народ с чеченским, да еще в пользу последнего? Откуда он знает про национальный код? Он сам что ли его выдумал или подсказал кто? Нам нужны другие статьи.
Александр Криворотов аватар
Александр Криворотов ответил в теме #19732 11 года 11 мес. назад
Пастухи всегда найдутся.
Антон Можаров аватар
Антон Можаров ответил в теме #19731 11 года 11 мес. назад
Народом всегда движет стадный инстинкт.
Человек - существо социальное и вне социума себя не мыслит.
Другое дело кто и куда это стадо ведет.
Олег Аристархов аватар
Олег Аристархов ответил в теме #19729 11 года 11 мес. назад
К сожалению в последнее время народом движет так называемый "стадный рефлекс", который меня лично больше всего беспокоит. Наших детей "американизировали" и про Русскую культуру они слышать ни чего не хотят. Зомбирование это вообще современная фишка выгодная сами знаете кому, не буду говорить в слух, ведь штраф за клевету до 3-х миллионов рублей.