Приветливый, доверительный и оттого кажущийся бесконечно родным голос, доносящийся из радиоприёмника, ласкает слух - словно ручеёк журчит. Автор и ведущая передачи "Играй, гармонь тамбовская!", она же солистка и режиссёр одноимённого народного коллектива, Заслуженный работник культуры Людмила Павлова, рассказывает о том, как жили в деревнях наши предки, как веселились, отмечали праздники. Много тяжёлого труда видели крестьяне, но и гулять умели широко, раздольно, от души. Причём, для этого совершенно не требовались какие-либо допинги. Пели, плясали. Молодёжь резвилась, играя в лапту и салки. Пьяных нигде не было. Народ был добрым, весёлым и работящим. Людмила Юрьевна - настоящий подвижник в деле пропаганды русских национальных традиций. Свидетельством тому являются и многочисленные концерты, и работа по организации в Тамбове музея нашей прославленной землячки Марии Мордасовой, и упомянутые радиопередачи на волнах "Радио России", которые она готовит с огромной любовью, выстраивая их на местном материале. Это отнимает массу времени и сил, поскольку приходится перерабатывать огромное количество информации. Не успела рассказать слушателям о том, как отмечали в сёлах окончание сельхозработ, а в голове уже складывается канва для следующей передачи под названием "Гармонь на дорогах войны". А дальше возникла интересная идея рассказать о традициях изготовления народных инструментов, вспомнить имена мастеров. Эта тема заставляет Людмилу Юрьевну обратиться в том числе и к истории Знаменки, ведь у нас, начиная с 1932 года и до самого начала войны, была солидная гармонная мастерская, где работали двенадцать мастеров и принимали на изготовление инструментов даже серьёзные правительственные заказы.
Ничего не ускользает от внимания Людмилы Павловой, всё идёт в дело, откладываясь до поры в её творческую копилку. Бесчисленное количество раз она обращается к тетради с записями её мамы, уроженки Пичаевского района Марии Волковой, которая делала их со слов своей матери. Так предания и обычаи старины передаются в семье из поколения в поколение, как реликвия. Неторопливый, степенный рассказ перемежается то завораживающим голосом Ольги Воронец, то задиристо-игривой "Гармонь моя, гармоночики" в исполнении Марии Мордасовой, то наигрышами братьев Заволокиных. Органично вплетаются сюда и виртуозно исполненная художественным руководителем ансамбля "Играй, гармонь тамбовская!" Владимиром Огурцовым мелодия "Шумел камыш" в его же аранжировке, и песня, рождённая в коллективе на стихи Людмилы Павловой и в её же исполнении "Во всём виновата гармонь". En güncel ve yüksek deneme bonusu veren siteler 2023 listesi üzerinden deneme bonusunuzu alın. Bonus veren bahis siteleri için lapalmroyalbeachhotel.com adresimizi ziyaret edin. Когда появляется возможность видеть или слышать нечто подобное, в душе возникают противоречивые чувства. С одной стороны, это наслаждение, которое неизменно получаешь, когда соприкасаешься с чем-то родным и понятным, словно материнские руки. А с другой стороны, это горечь и досада оттого, что то, что, казалось бы, должно свободно проникать отовсюду через каждую пору и клеточку, приходится с большим трудом выискивать на каких-то особенных волнах и каналах либо на обычных, но в такое время, когда люди, как правило, спят. Странно всё это выглядит, особенно на фоне традиционных споров о загадочной русской душе, поднимающей нас в глазах других на недосягаемый духовный уровень. С сожалением приходится признать, подпитывать своё национальное самосознание нам стало практически негде, а загадочная русская душа на глазах превращается в красивую легенду. Создаётся ощущение, будто кто-то задался вполне конкретной целью превратить нас в неких гламурно-американизированных существ без роду-племени, разучившихся задумываться о серьёзных вещах и хихикающих над пустым стёбом ни о чём. К сеянию национальной розни приравнивается любое упоминание того, что ты русский, в паспорте нет даже графы с указанием национальности. Призывая нас к так называемой толерантности, нам навязывают вместо гордого и конкретного "русские" расплывчатое "россияне". Не хочется задеть чьих-то национальных чувств, но не могу без зависти смотреть, как на каком-нибудь татарском или дагестанском каналах ведущие не считают зазорным появиться перед телезрителями в национальных костюмах, репортажи сопровождаются национальной музыкой, идут передачи о национальных традициях, а в модных нынче кулинарных передачах готовят национальные блюда. Переключишь на один из центральных каналов, а там в это время идёт дискуссия о том, является ли семья пережитком прошлого и не пора ли узаконить однополые браки? Так и хочется воскликнуть: гей, славяне! Что же с нами происходит? Почему мы так покорно и безропотно прогибаемся под запад, брезгливо отмахиваясь от нашего, исконного, считая это лапотной деревней? А может быть, всё же стоит вспомнить, как много в нашей культуре доброго, чистого, нравственного, созвучного нам по ментальности? И если они с гордостью танцуют лезгинку даже на чужбине, то нам, находящимся у себя дома, сам Бог велел беречь и преумножать наши национальные традиции. На снимке:Семидесятые годы. Хор с. Черняное, солитстка Воронежского хора М. Мордасова, аккомпанирует Е. Белов (слева), наш земляк, сын одного из первых знаменских гармонных мастеров Владимира Белова. Фото из архива Нины Вишняковой
Источник