Гармонь и война. Не сочетаются эти два понятия. Когда мы говорим о свадьбе, вечеринке, а это война. Ужас, смерть, страдания и звонкая мелодия гармони. Во время войны не до музыки не до песен. Но хрестоматийный образ Василия Теркина с гармонью за плечами. Задорной или душевной песней согревал он сердца бойцов. Этот образ стал типичным

“Гармонь была как сто дивизий,
Что победила ад и смерть!”

Из писем ветеранов войны:
“Не было на передовой музыки и гармони. На фронте не до музыки. Страшнейшее напряжение сил и чувств. Самое тяжелое испытание – постоянное давление смерти. Тогда солдату не до песен. Он идет в атаку на встречу смерти, кричит- подбадривает себя. Разум практически не работает. Выполняются действия и команды как автомат. Даже нет страха. На переформировании в тылу, в госпитале выручала гармонь и песня – она давала силы жить даже можно сказать врачевала израненные тела и души бойцов”, вспоминал Н.А. Мазаник полковник запаса, гармонист с большим стажем.



“На фронте никаких музыкальных инструментов кроме гармошки не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы пляски и пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались – немцы тут же открывали огонь. Почти у каждого немецкого солдата были губные гармошки. Играли они с большим мастерством. Когда линии окопов были близко мы слушали. Надо сказать, что у наших солдат так не получалось играть на трофейных инструментах.
После 3-х дней боев во время штурма Кениксберга и бессонных ночей, солдат сморил сон. Расстелив шинели солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялось несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости”. П. М. Шкиндер полковник запаса.

В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!” И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь” В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. С начала войны фабрики выпускали для нужд фронта костыли и лыжи. Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьев вспоминал свое военное детство:” Во время войны отцу приносили гармони в починку. Тогда, не понимал, а сейчас, удивительно, что люди в голодные военные годы думали еще о чем-то , кроме еды или как выжить. Платили отцу кто чем мог, чаще продуктами. Но сейчас понимаю, что это было не главным. Ему доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос”

В тылу госпитале, в партизанском отряде зазвучала гармонь. Нередко партизаны в ходе рейдов по враженским гарнизонам отбивали вместе с оружием и музыкальные инструменты. В фондах музея Великой Отечественной войны в Минске хранится инструменты с которыми связаны человеческие судьбы, боль утрат боевых товарищей, радость Победы. Аккордеон «Hohner» 120 басов - трофей партизан отряда А.П. Дика Первой Белорусской партизанской бригады Витебской области, выставлен в экспозиции музея. Вот его удивительная история. 16 мая 1942 года разведчики партизанского отряда заметили на реке Западная Двина у деревни Островки две моторные лодки и открыли огонь. Первая моторная лодка была подбита сразу. В ней и был найден аккордеон. Вторая лодка подбита у деревни Беликово. Лодки шли из из Суража в Витебск. В бою было захвачено оружие, трое гитлеровцев и унтер-офицер. Аккордеон использовался во время агитационных поездок по селам оккупированной Витебщины. Во время немецкой блокады партизанской зоны аккордеон был переправлен через Суражские ворота в Москву с просьбой, передать Белорусскому ансамблю песни и танца. Под клавиши положено письмо «Играйте на нем веселей, и пусть звуки его гремят похоронным маршем для Гитлера». Работник БШПД Волошин Ф.И. по поручению правительства Республики нашел ансамбль в Новосибирске и вручил партизанский подарок. Аккордеон объехал немало фронтовых дорог и госпиталей. В 1944 году партизаны увидели свой аккордеон на партизанском параде в освобожденном Минске. С 1944 по 1954 год аккордеон участвовал в концертах Государственного ансамбля хоровой капеллы БССР им Г. Р. Ширмы. А в 1954 году был передан в музей Великой Отечественной войны, где находится и поныне.

Партизан отряда «Буревестник» Минской области Константин Федорович Малышкин прошел все суровые годы войны вместе с боевой подругой гармонью-двухрядкой.
«Каждый день – это борьба, за клочок родной земли. Рядом была боевая подруга - гармонь. Она помогала в трудные дни войны, после тяжелого боя берешь в руки гармонь, все собираются в кружок, и начинается песня. Она помогала поднять настроение, сохранить бодрость духа и звала к победе».

Александр Терентьевич Макушев, автор замечательной книги «Расскажи гармонь» вспоминал о своем боевом пути, где неизменно рядом с ним была гармонь. «Теркины-гармонисты балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках. Так Фадеев Иван Давыдович был одаренным гармонистом, имел хороший слух, понятие ритма и отличную память. Во всем проявлял находчивость, смекалку, выдержку и мужество, нередко, гипнотические способности. Что помогло ему дважды вырваться из вражеского плена. Многие гармонисты были отличными разведчиками. К сожалению, находясь на переднем крае борьбы, они погибали от вражеских пуль». Случайная встреча с гармонью в разведке, многокилометровом переходе давала бойцам силы и согревала мыслью о доме и любимой. Так описал в 1943 году поэт-фронтовик Николай Старшинов встречу с гармонью.

Всю неделю провели в походах,
Пулеметы тащим на себе.
Лишь однажды на короткий отдых
Разместились в бросовой избе.

Ни стола, ни лавки в ней, пустынной,
Но нашли ребята-москвичи,
Всю опутанную паутиной,
Тульскую гармошку на печи…

Разморило нас жарой июльской,
Вот прилечь бы, да забыться сном.
Но от разливной гармошки тульской
Ноги сами ходят ходуном

И плясали мы и распевали
Может час всего и вновь подъем.
Ну, а словно дома побывали,
Каждый в доме побывал своем.

И не случайно, в канун пятидесятой годовщины Великой Победы и 150-летия гармони на площади Смоленска был установлен памятник поэту-фронтовику Александру Твардовскому. Василий Теркин вместе со своей гармонью улыбается с постамента. Этот памятник - символ памяти миллионов погибших солдат, партизан, в том числе и войнов-гармонистов.

Песни военных лет – это отдельная тема, но, говоря о гармони нельзя не сказать и о песне. Прошло более 60 лет, но песни тех огненных лет понятны, они трогают душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. «То что грело и поднимало – не просто незабываемо. Оно стало бессменным, вечно живым уроком задушевности, правды, и совести – тем самым мерилом, которым проверяется, подлинность новых творений». Такие песни, как «Лизавета», «Застольная», «Огонёк», «Землянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Потому, потому, что мы пилоты», «Пора в путь дорогу», «Катюша» исполнялись под гармонь и баян. Леонид Утесов говорил, что только песня обладает свойством приобретать массовый характер – это когда ее не только с удовольствием слушают в исполнении артиста, но и когда народ сам повсюду ее поет. «Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну».

Автор еще застал годы, когда в минских дворах в праздничные майские дни соседи сдвигали столы, выносили нехитрую закуску, выпивали за победу, за тех, кто не вернулся с войны, заводили песни под гармонь. Сосед-фронтовик дядя Боря доставал трофейную гармонь и пел «Застольную»

Ну-ка, товарищи, грянем застольную!
Песню отцов, матерей!
Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто погибал на снегу,
Кто в Ленинград прорывался болотами,
Горло ломая врагу

Как правильно сказал Марк Кушнеров в материале о песнях военных лет «У меня мурашки бегали меж лопаток, когда сосед-фронтовик, приникая щекой к трофейному аккордеону, траурно каменея лицом, выстанывал сиплым фальцетом: «Он шел впереди и пример всем давал,
Моряк – уроженец Ордынки»

«Гармонь на фронте творила чудеса: бойцы забывали о нечеловеческих тяготах, и тогда гармошка была для каждого женой и подругой, невестой и дочерью. И равны были перед нею и вчерашний новобранец, и бравый капитан с Звездой Героя».

Сотрудники музея Великой Отечественной войны подсказали автору адрес ветерана войны Прусова В.Е. Всю войну прошел солдат с гармонью в заплечном мешке. На привалах, в госпиталях радовала она солдат. Завязалась оживленная переписка. Были в этих письмах воспоминания, песни военных лет, частушки. Я старался не задерживать с ответом, но ежедневная суета затягивает. Случился перерыв в переписке. И вот получаю письмо от дочери ветерана. В письме сообщалось, что Прусов В.Е. умер.
Маленькая приписка больно резанула по сердцу. «Как он (отец) ждал Вашего письма, ежедневно проверял почтовый ящик, надеялся. Все говорил, что вот уже скоро придет, но так и не дождался». Светлая Вам память.
Ветеран вспоминал, что на фронте часто исполнялись частушки под аккомпанемент гармони.

«Немец хвастал, будто в клещи
Всех возьмет и все сожмет
Наши клещи вышли хлеще
Вышло все наоборот»

«Ты не жди фашист пощады
За грабеж и за разбой
Пулеметом и гранатой
Рассчитаемся с тобой»

«Будет всем врагам воякам
По загривку по спине
Ну а Гитлеру-собаке,
Так достанется в двойне»

В конце повествования хочется сказать, что даже в страшную годину, когда человек ходил под страхом смерти, и не было надежды на выживание, загрубевшая душа тянулась к свету. Песни под гармонь вселяли надежду, пусть в мыслях, возвращала солдата в семью, родную сторонку.
И еще, народ, который сочиняет и поет такие песни нельзя «сломать». Его можно очень сильно согнуть, но «сломать» нельзя. Песни военных лет одинаково близки седым ветеранам и молодежи. «Ощущение Победы» объединяет.

© Copyright: Сергей Лихтарович, 2010
Свидетельство о публикации №21010140988

Войдите чтобы комментировать