Гармонистами вплоть до нынешних дней исследователи почти не занимались. В лучшем случае сообщались какие-то отрывочные сведения об их творчестве, да публиковались материалы о профессионалах гармонистах (П.Невский, Н.Белобородов, Я.Орланский-Титаренко, В.Хегстрем, Ф.Туишев и другие) конца XIX - начала XX века.
Сказанное выглядит тем более странно, что с середины XIX века гармонь является любимейшим народным инструментом, на котором играют практически в каждом селе, поселке, не говоря уже о городах, А сколько среди гармонистов было и есть талантливых музыкантов-исполнителей, песенников, частушечников! Если же полистать литературу о фольклоре, нетрудно убедиться, что внимание специалистов, например, прошлого века и начала нынешнего в основном направлялось на исполнение эпоса. Были выявлены и описаны целые сказительные школы, изучены по нескольку поколений их мастеров, например, таких, как Рябинины, Крюковы и другие.Почему же так несправедливо обошлись специалисты с гармонистами? Видимо, не стоит это связывать только лишь с пренебрежением образованного сословия музыкантов-исследователей к простому народу. Очевидно, есть какие-то другие серьезные объективные причины, находящиеся в самой природе искусства гармонистов, в его отличиях, допустим, от творчества мастеров эпоса.Гармонь, как и народная песня, никогда не была редкостью. Напротив, она была очень популярна на всей Руси, а многие тысячи исполнителей со временем сделали ее по сути дела главкой носительницей национальной самобытности того или иного народа.В течение ХVIII и XIX веков народные песни обычно издавались в России без нот, а их тексты изучали, как правило, только филологи. Наверное, оттого и не обращали внимания исследователи на исполнителей-певцов и тем более гармонистов, подлинно научное изучение проблемы исполнительства на гармони могло начаться в конце XIX века, когда появился фонограф. Так и случилось с песней. А гармони опять не повезло. Отношение к ней со стороны фольклористов было неоднозначным. Место под солнцем она завоевывала долго и трудно. Известно, например, что такие крупные специалисты по народному творчеству, как Е.Линева, М.Пятницкий, гармонь не любили. Да только ли они!Е.Максимов в своей книге "Российские музыканты-самородки" приводит любопытные выдержки из газетных публикаций начала XX века: "А ну-ка, балалайки, сговоритесь-ка с домрами, пригласите в советники гусли-самогуды да вступитесь за свои попранные права и объявите войну гармонике, чтобы через несколько лет на Руси и духа этого пришельца не было". Еще одна цитата: "Широко было распространение балалайки, и славна ее репутация. Но вдруг хитрый немец выдумал какой-то анафемский духовой инструмент, где просто перебирая пальцами, получались громкие и разнообразные звуки. Познакомились с этим заморским инструментом сначала интеллигенция, за ней народ. Тульские и череповецкие мастера еще упростили этот инструмент, довели его до дешевизны,- и по всей широкой Руси вдруг пошла гулять антимузыкальная "гармонь-тальяночка", или "гармолька нова - тромбасом играет разным голосам".Гонения на гармонику как на инструмент, пагубно влияющий на развитие народной песни, доходили порой до требования ее полного изъятия из обихода. Так, один из музыкальных критиков, И.Липаев писал: "Мы не будем доказывать антимузыкальность этого инструмента, -она слишком хорошо известна каждому. Пока же с ним приходится считаться, нельзя не говорить о нем". И далее: "...гармоника - отвратительный, дребезжащий, вполне антимузыкальный инструмент, способный убить в зародыше всякое чувство музыкального изящества и распространившийся на Руси в невероятно громадных массах. Это отвратительное рычание, а не музыка, прибавьте сюда вечную фальшивость гармоней дешевого качества и вы поймете, сколько вреда для музыкального чувства, исходящего из этого снаряда, созданного, кажется, с целью убить в народе музыкальность".После появления в начале XX века баяна, в определенной степени заслонившего гармонь, специалисты перестали обращать на нее серьезное внимание. Даже в фундаментальной работе А.Мирека "... И звучит гармоника" рассказ о ее развитии заканчивается тридцатыми годами.Исторически сложилось так, что творческая индивидуальность сказителя былин, вопленины, сказочника как исполнителя постоянно изучалась фольклористами-словесниками. Изучение же творчества гармонистов практически не осуществлялось. Поэтому выход данной работы, посвященной гармонистам Южного Урала, представляется более чем своевременным.Много ли своеобразных примет и характерных особенностей в творчестве наших гармонистов, активистов Центра "Гармонь", и каковы их соотношения с общероссийскими традициями? Думается, считать природу искусства уральских гармонистов как целостное музыкально-этнографическое понятие вряд ли стоит. Не следует, на наш взгляд, также представлять столь большой край со всем богатством его районных этнографических черт как замкнутое в себе явление с яркими типологическими свойствами музыкального фольклора.Урал постепенно заселялся выходцами из многих областей России, со временем терявших свои этнографические особенности и приобретавшими новые приметы, постоянно общаясь с людьми из других областей, они и наложили свой отпечаток на творчество гармонистов. Переселяясь на Урал вместе с домашним скарбом, люди непременно несли с собой и музыкальные традиции. На протяжении многих лет здесь Наша "Гармонь" влилась в общероссийское движение "За гармонь!", которое на два года раньше начал Геннадий Заволокин. Благодаря его подвижнической деятельности гармонь проходил постоянный и активный песнеобмен. Поэтому в исполнительском искусстве уральских гармонистов и песенников можно найти приметы локальных традиций многих областей России.Развитие народного творчества на Южном Урале оказалось сложным. После октябрьского переворота музыкальная культура в основном обслуживала идеологию большевизма. В 20-х годах стала складываться и организованная клубная художественная самодеятельность. Широкие массы трудящихся начали приобщаться к достижениям отечественной и мировой культуры и искусства. Повсеместно стали проводиться олимпиады и смотры народных талантов. Самодеятельность получила тогда и основную свою ориентацию: ее главной социальной функцией стало просветительство.Безусловно, в такой направленности было немало положительного. Однако постепенно появились и отрицательные тенденции: для многих самодеятельных коллективов самоцелью стало исполнительство, а выбор их репертуара стал сводиться лишь к одному: он хорош лишь тогда, если способствует коллективу к завоеванию призовых мест на смотрах и конкурсах, к возможности получить хорошую поездку с концертами по стране, а то и за границу.Для учреждений культуры такой коллектив превращался в единицу культурного обслуживания. Для самих же участников самодеятельности постепенно становилась как бы второй работой с компенсацией в виде освобождения от основной работы, гастрольных и туристических поездок.Гармонь забыли на долгие годы, услышать ее можно было лишь только в быту. Правда сам народ всегда любил этот инструмент и тех, кто на нем играл. Эта любовь спасла гармонь и традиции исполнительства на ней от полного забвения. А потом нашлись и энтузиасты, возродившие ее к новой жизни. Первым среди них необходимо назвать теперь уже знаменитого новосибирского музыканта - Геннадия Заволокина. Благодаря его подвижнической деятельности гармонь ожила по всей России, в том числе и на Южном Урале. Активисты Центра "Гармонь" - наши современники. Большинство из них даже не помышляли о сцене, о выступлениях при многочисленной публике - просто играли и пели для себя, для друзей, родственников, соседей. Когда же появился Центр "Гармонь", они стали его активистами и развили свой талант. О них вскоре узнали любители народного творчества всего Южного Урала.Сегодня важно знать, что происходит с гармонистами, когда они попадают на сценические подмостки. Но не менее важно и другое: изучить их самобытное творчество, сохранить и передать его будущим поколениям.Концерты и праздники "Играй, гармонь!" неизменно собирают огромные аудитории. И не важно, где происходят эти события: в зале или на открытом воздухе, зимой или летом, в городе или на селе. Людей всегда привлекают и песни, и наигрыши, исполненные гармонистами. Людей всегда привлекают и песни, и наигрыши, исполненные гармонистами. Они удивительным образом пробуждают в зрителе талант соучастия. Видимо, это свойство есть у каждого человека, но, как правило, люди достаточно редко испытывают гордость и радость от этого дара. Стараются не показывать свою чувственность и чувствительность, свою поглощенность искусством. Десять лет мы наблюдаем, как слушатель на концертах наших гармонистов забывает об этих "нравственных правилах". Он всегда раскрыт, раскован, никогда не обращает специального внимания на внешние проявления своего темперамента, иногда, может быть не в меру не сдержанного. Живет на праздниках и концертах удивительно полно, широко, открыто. И что очень важно, потом еще долго бережет свои впечатления. Так зрительский талант пробуждает все новые и новые дарования.Конечно же, на концертах гармонистов не так часто звучат шедевры исполнительского искусства. Чаще всего это простые, незатейливые наигрыши, песни, частушки. Но сколько любви, нежности, старания вкладывают в исполнение народные музыканты! И какая великая благодать, подчас неожиданная, снисходит в эти мгновения на слушателей. Так и читается в их глазах: "Хорошо, что играет гармонь!"Десять лет она звучит на Южном Урале в небывалых доселе масштабах. Да и в России, пожалуй, тоже. Наш Центр до сих пор является единственным региональным объединением гармонистов в стране. Безусловно, нам помогали и помогают. Прежде всего администрация города Челябинска и Курчатовского района, управление образования Курчатовского района - наши дорогие учредители.Особая благодарность моим дорогим соратникам, сподвижникам, истинным поборникам народного искусства, друзьям по программе "Никто тебя не любит так как я ..." Тамаре Николаевой, Евгению Евстигнееву, Владу Отрыванову, Евгению Кудрявцеву. Музыкальную программу о народной музыке, в которой важное место занимают гармонисты, мы смогли сделать любимой передачей южноуральцев.В.А.Вольфовичдиректор муниципального Центра народной музыки "Гармонь",профессор ЧГИИКаОригинал статьи расположен по адресу: http://www.chelglobus.ru/music/garmon/article.html