Виктора Гармонщикова привел на фабрику отец. Было это в 1932 году. Фамилия соответствовала профессии —он начал делать гармоники. Правильнее было бы сказать — продолжал делать. Все в роду — прадед, дед, отец, мать были известными мастерами по гармоникам.
Фабрика была новой, только разворачивалась работа. Но ворота с размашистыми буквами «Ф. Мюльбах» напоминали об истории. Узнал Виктор, что фабрика Мюльбаха в июне 1918 года была национализирована. До 1924 года была закрыта, законсервирована. Открыл ее Древтрест и организовал в цехах производство канцелярской и домашней мебели. Пианино уже делали на других фабриках, а с мебелью в городе было плохо.


Гармонщиковы газеты читали, особенно когда речь шла о музыкальных инструментах. Видели заметки, сообщения о «комсомольских посиделках с гармошками». «Нам нужно взять курс на гармонику, лучшего запевалу, „русского плясуна"»,— писала костромская «Смена».
«Гармонисты в нашей стране помогут нам ввести десятки тысяч людей в то царство гармонии, двери в которое скрывает гармонь». Не знал тогда Виктор этих слов наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, прочел много позднее. Но спор вокруг гармоники помнил хорошо. Демьян Бедный в газете «Известия» нападал на гармонь, расхваливая русские «гусли-самогуды», а поэт Александр Жаров в «Комсомольской правде» защищал гармонь.
Через сорок лет мы шли с Виктором Алексеевичем по 6-й Красноармейской мимо краснокирпичных стен фабрики, и он, вспоминая о далеких уже годах, сказал: «Споры были, гармошек не было. Цены были, не помню уж, сколько, но огромные. Баян стоил, вообще, как рояль».
Но, главное, лозунг «Гармонь на службу комсомолу», пока не было инструментов, оставался лозунгом.
Центральный комитет комсомола от слов перешел к делу. Гармоника должна была вместе с книгой и радио пойти в наступление против «пьянства, поповщины и обывательской тины». По инициативе ЦК комсомола ленинградский «Музпред» в октябре 1927 года решил начать строительство первой в стране фабрики по изготовлению гармоник, гитар и балалаек. Но от этой идеи пришлось отказаться. И после долгих сомнений в июне 1931 года ВСНХ передал ленинградскую мебельную фабрику Древтреста (б. Мюльбаха) Культуробъединению, которое открыло здесь производство язычковых музыкальных инструментов— гармоник и баянов.
15 июня 1931 года — день рождения пятой музыкальной фабрики, которая 9 февраля 1933 года получила название «Красный партизан».
Начинали трудно. Практически все делали вручную. Но в том же, 1931 году, выпустили 6904 «венских» двухрядных гармоники. В следующем году—13150. Этими цифрами гордились, их знали на фабрике все. Ученики мастеров, собираясь на лестничной площадке, спорили, сумеют ли справиться мастера, успеют ли все настроить. Они ходили с друзьями в магазин, где были выставлены гармоники, и смотрели, как «расхватывают» инструменты.
— При мне начинали делать баяны,— вспоминал Виктор Алексеевич.— Я даже помню число — 476 штук в первый год выпустили. Перед войной, в сороковом году — почти три тысячи делали. Баян нужен был. Он шире по диапазону, тональности. Мне отец рассказывал, что баян изобрели музыкант и музыкальный мастер. Яков Федорович Орланский в 1905 году поделился идеей инструмента с мастером Петром Егоровичем Стерлиговым. И через два года мастер сделал инструмент, в котором для правой руки было больше четырех октав по двенадцать звуков в каждой, а для левой — полный набор басов и аккордов для всех тональностей. Смотрите, сколько времени прошло, а в принципе инструмент не изменился. Улучшения, конечно, были, но сути не меняли.
В 1936 году на фабрике изготовили первый советский аккордеон. Это было событием, о котором писали газеты. Но в архивных документах остались только сухие строчки о техническом перевооружении фабрики. Тогда, в тридцатых, каждый новый станок становился событием. Поставили в цехе эксцентриковый пресс, несколько станков, установили электросварочный аппарат.
Налаживалось производство, и фабрика перешла на хозрасчет. В Туле появился филиал, он назывался отделением, где делали наклепку и предварительную настройку гармонных планок.
— Когда в Тулу перевели эти работы, мы немного вздохнули. Можно было заняться другими делами, переставить людей, ведь гармоник делали много разных. Образца 1932 года — больше всего. С валиковой механикой.— Виктор Алексеевич задумался.— Повышенного качества гармони тоже выпускали, я настраивал. В тридцать пятом году — детские гармошки, пяти- и семиклавишные. За границу их отправляли. Баяны, конечно, и «венские», но с валиковой механикой.
Гармонщиков улыбается, вспоминая давнее, довоенное время. Через сорок лет трудности, с которыми сталкивались в 30-е годы, кажутся естественными трудностями роста, становления.
Главная трудность — неравномерное и недостаточное снабжение производства. На собраниях говорили резче, ругали поставщиков. Обсуждали цифры, которые назвали снабженцы: фонды обеспечены на 60—70 процентов. Значит, из каждой сотни гармоник материалов хватало самое большее на семьдесят. Древесина приходила низкосортная, невыдержанная. Ее досушивали на фабрике. В архивных документах постоянным рефреном — письма, просьбы о поставках цветных металлов. Из-за их отсутствия — простои. Сорван план выпуска на экспорт-— вместо тысячи изготовили только двадцать одну гармонь.
Выход искали все вместе, коллективно. Решили усилить режим экономии, повысить качество. Приемщиками-браковщиками стали квалифицированные мастера, а с бракоделов взыскивали штрафы.
1935 год — начало стахановского движения. «Красный партизан» стал одним из инициаторов и организаторов движения в отрасли. В планочном отделении, по методу Стаханова, перешли к разделению операций среди членов бригады. Выпускники ФЗУ быстро овладели новыми методами работы, освоили весь ассортимент. 46 человек было тогда в планочном, 24 стали стахановцами.
В настроечном отделении каждый настройщик работал по высшим, седьмому и восьмому, разрядам. И делал все — от начала до конца. Процесс разделили.
— Я умею делать все,— говорил Гармонщиков.— И если надо, делал. Но количество комплектов можно увеличить, только разбив настройку на три операции. Вначале идет предварительная настройка планок после выправки голосов, потом продувка планок и окончательная настройка. Ее тогда начали делать на станке. Мастер баянного цеха Столбов его придумал. Я уже норму-то не помню, комплекта четыре делали, а после разделения— на выходе — семь-восемь.
1936 год — памятный. Наркомат местной промышленности РСФСР организовал выставку музыкальных инструментов. «Красный партизан» представил образцы всех производимых гармоник и баянов. Жюри присудило фабрике диплом за хорошее качество выпускаемых гармоник и денежную премию.
И сегодня в директорском кабинете на стеллажах под стеклом среди аккордеонов и баянов стоит гармонь выпуска 1935 года. Незаменимая, она помогала строителям Кузнецка и Харьковского тракторного, слесарям Кировского и «Электросилы». На ней играли в тундре геологи, водители автопробега и трактористы в поле. Ее слушали на Халхин-голе и в карельских лесах. С ней прошли войну.
Многое тогда делали, чтобы оправдать диплом, не уронить «марку». Внедряли новые приспособления, усовершенствовали конструкции... Новые методы требовали рационального использования помещений, механизации производственных процессов. Произвели перепланировку цехов, в механическом и деревообделочном переставили станки, как того требовала новая технология. Организовали единую подготовку инструментов, их заточку, для чего в штат ввели квалифицированных рабочих. Непроизводительные потери сократились.
Плановые задания росли год от года, мощностей не хватало. Оборудование было изношено. Многие станки достались еще от фабрики Мюльбаха. Техническое перевооружение шло медленно.
Неритмичные поставки продолжались, часто не было электроэнергии, а в первом квартале 1937 года энергии не было совсем, часть рабочих пришлось отправить в отпуск, работа была остановлена.
И все же планы перевыполнялись. Все, с кем довелось говорить, вспоминая о том времени, были убеждены, что иначе быть не могло. Народу были нужны инструменты, и они должны быть выпущены. Работали столько, сколько надо, а об условиях, в которых работали, говорит такой факт: в июле 1939 года лимит потребления электроэнергии составил 67 процентов от потребностей, в октябре — 33 процента. Когда станки отключали, переходили на ручные операции. И выполнили план года на 105,2 процента.
В этих условиях освоили выпуск трех новых видов баяна — московского, образца 1938 года, ленинградского — того же типа и шестипланочного. Новые баяны стали уже на 60 миллиметров, а для того, чтобы сохранить звуковые качества, увеличили объем корпуса, применили резонатор новой конструкции.
Весной 1941 года Виктор Алексеевич Гармонщиков прощался с друзьями на фабрике —уходил в армию. А через несколько месяцев ушли на фронт почти все мужчины «Красного партизана». Очень многие погибли.
Фабрика закрыта не была. Она начала выполнять новое задание— делать ящики для боеприпасов и продолжала выпуск гармоник и баянов — уже для фронта.
Помните у Твардовского:
Только взял боец трехрядку, Сразу видно — гармонист. Для началу, для порядку Кинул пальцы сверху вниз. Позабытый, деревенский Вдруг завел, глаза закрыв, Стороны родной смоленской Грустный памятный мотив, И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой.
Фабрику не пощадили снаряды и бомбы. Люди гибли от осколков, умирали от голода. Но даже в тяжелые блокадные дни гармоники и баяны шли на фронт. С передовой отзывали мастеров, помогать, учить, выпускать оборонную продукцию. Организовали подсобное хозяйство, и оно помогло обеспечить питанием рабочих. Добыли около 500 тонн торфа и топили в цехах. Старые кирпичные стены хорошо держали тепло.
В 1944 году на фабрике было 126 человек. Они сделали 9248 гармоник типа «хромка» и 93 баяна. И они же восстанавливали фабрику. В том же, 44-м починили крышу, сорванную снарядом, пустили в эксплуатацию 486 метров производственных площадей. Виктор Алексеевич уже снова работал на фабрике. Но прежней работы выполнять не мог. Кисть правой руки отняла война.
— Понимаете, он не мог без наших звуков, без нас, без фабрики. .. Он никогда не говорил, как ему было тяжело без руки. Я ушла на приемку резонаторов, он стал принимать планки. Их надо рукой придерживать, а как? Он привязывал к верстаку руку, в кровь сдирал... Я замуж за него вышла, дочка была уже, сижу вечером, тапочки вяжу, он смотрел, смотрел, потом говорит: «Свяжи мне, Люба, на руку шерстяной чехол». Я связала, он на него кожаный наденет и так работает, руку не обдирает... Так и работал. А вначале — трудно было...
Весной 1986 года, в маленькой комнатке ОТК планочного цеха, Любовь Михайловна Гармонщикова доставала из бумажных пакетов планки, вставляла в колодочку, нажимала педаль, подавая воздух, и возникал звук в согласии или несогласии с эталоном.
И все эти послевоенные годы перед глазами, за окном,— краснокирпичиая степа фабричного корпуса.
— Я и внимания на нее не обращаю,— смеется Любовь Михайловна.—Привыкла, свое ведь... А после войны так рады были, что стены целы. И так-то трудно было, но хоть строить не надо.
Мы вспомнили, как Виктор Алексеевич рассказывал, что когда в первый раз шел из госпиталя — боялся увидеть разрушенные стены фабрики.
Первый послевоенный год был очень трудным. К зимнему периоду фабрика оказалась неподготовленной, не было запаса заготовок, а оборудование требовало срочного ремонта. Число рабочих росло очень медленно, и поэтому их стали вербовать по всей стране. У новых рабочих, естественно, не было никакого опыта работы на предприятиях музыкальной промышленности, и их приходилось обучать основам музыкального производства с самых азов.
Но несмотря на холод, нехватку электричества, перебои в работе заготовительных цехов, коллектив регулярно, из месяца в месяц, выполнял и перевыполнял намеченную программу. Своими силами переоборудовали и отремонтировали паровую сеть и противопожарный водопровод, восстановили внутрифабричную телефонную связь. И при всех этих «дополнительных» нагрузках план 1946 года был выполнен на 118,1 процента. По основному ассортименту план был перевыполнен, и вместе с тем удалось еще сделать запас незавершенного производства, отсутствие которого в предыдущие годы заметно нарушало ритмичность производственного процесса. Хотя запас незавершенного производства не достиг еще норматива, он дал возможность в последующие годы строить работу более планомерно.
В 1946 году был изготовлен и утвержден новый образец баяна, у которого имелся ряд преимуществ по сравнению с баяном образца 1940 года. В новой модели удалось устранить западание правой клавиатуры, сделать съемную механику, облегчавшую ремонт инструмента. Кроме того, левая клавиатура имела гораздо более легкий ход; была усовершенствована герметичность и уменьшен расход воздуха. Внешний вид инструмента за счет фанеровки корпуса ценными породами древесины стал намного привлекательнее.
Был разработан и новый аккордеон, при создании которого учли недостатки инструмента образца 1940 года. У старого аккордеона имелся ручной переключатель, пользоваться которым во время игры было практически невозможно. У модели
1946 года было уже два, причем полуавтоматических, действующих переключателя. Разнотонная полировка улучшала внешний вид инструмента. В том же году была создана и новая конструкция учебного аккордеона.
Строки архивных документов сухи и лаконичны.
В первый послевоенный год было внедрено 17 рационализаторских предложений. По одному из них была изменена конструкция механики правой клавиатуры баяна. Приказом Министерства местной промышленности РСФСР от 27 февраля
1947 года ряд работников «Красного партизана» был награжден знаками «Отличник местной промышленности».
1947 год — налажен выпуск новых моделей аккордеона и баяна. Все новые образцы вполне удовлетворяли требованиям профессиональных музыкантов, баян получил немало положительных отзывов.
1948 год—шло усовершенствование инструментов, уменьшали вес баянов и аккордеонов. Палата мер и весов взяла на себя проверку камертонов, по которым производилась настройка инструментов. Внедряли новую технологию изготовления планок и смогли улучшить звуковые качества, унифицировать басовые механизмы, а это, в свою очередь, сократило количество деталей и упростило сборку инструмента.
— Этапным для фабрики стал 1949 год,— вспоминает Михаил Дмитриевич Иванов, бывший директор «Красного партизана».— До этого, несмотря на все успехи, производство носило полукустарный характер. Мы получили из ГДР и установили специальное оборудование—шлифовальное и прессовое,— для изготовления голосовых «язычков», а немного позже смонтировали станки, на которых начали наклепывать язычки к планкам.
— Мы все ходили смотреть на станки,— говорит Любовь Михайловна Гармонщикова.— Ведь раньше все вручную делали.
Станки, полученные после войны, и сейчас стоят в небольшом цехе, похожем па все механические цеха. Здесь долгие годы работал Аркадий Иванович Тимофеев. За свой труд он был награжден орденом Ленина.
Ползет лента металла, и выстрагивается в размер прямоугольник— планка. В ней делается длинный сквозной проем для язычка — узкой тонкой пластинки из специальной голосовой стали. Тимофеев и его товарищи делали язычки. Семь тысяч язычков в смену. Все семь тысяч умещаются на ладони. Крохотные, тоненькие стальные пластинки.
Язычок приклепывается одним концом к планке так, чтобы вся остальная его длина полностью закрывала проем. Но размеры свободной части язычка чуть-чуть меньше размеров проема, поэтому язычок, если попробовать его отогнуть внутрь, свободно войдет в проем, хотя зазор останется крошечный,— всего несколько сотых долей миллиметра.
Чем меньше зазор между краями язычка и стенками проема рамки, тем лучше звучит язычок. Кроме того, меньше расходуется воздуха, и играть легче. Следовательно, нужно стремиться к минимальному зазору. Можно довести его до одной сотой миллиметра, что было бы идеальным. Но, во-первых, это трудоемко и дорого, а во-вторых, такой инструмент будет капризничать при резкой смене тепла и холода из-за неодинакового линейного расширения материалов язычка и рамки. Поэтому даже в лучших инструментах остается существенная разница между желаемым и действительным: зазор составляет не одну, а несколько сотых миллиметра.
Рассказывая об этом, главный конструктор фабрики Михаил Исаакович Перцовский показал на небольшие станки: «Вот здесь, на станках Иванова, наклёпываются язычки к планкам». (Имелся в виду директор фабрики.)
С введением этих станков производительность и качество продукции резко возросли. Настройщики помнят, как сильно отличались планки, сделанные на станках, от ручной наклепки. С начала 50-х годов «Красный партизан» начинает выпускать голосовые планки для других фабрик страны.
В 1956 году выпуск продукции составил 51 ООО гармоник «хромка», 1000 аккордеонов, 30 000 голосовых планок для гармоник и баянов и 144 000 комплектов механики. Деталями снабжались фабрики Москвы, Тулы, Вологды, Борисоглебска, Шуи, Свердловска, Житомира, Ростова-на-Дону.
Это был последний год выпуска гармоник. И сегодня ясно, что заканчивался определенный этап жизни коллектива. Фамилии передовых работников того времени можно увидеть в красивом альбоме, посвященном истории фабрики «Красный партизан»:
Иванов М. Д.— лучший рационализатор фабрики;
Александров А. П.— рабочий экспериментального цеха, конструктор многих новых моделей гармоник и аккордеонов. Свои конструкции осуществляет на практике;
Лебедев А. В.—столяр-сборщик на сборке корпусов аккордеонов;
Тимофеев А. И.— шлифовщик;
Гармонщиков В. А.— настройщик;
Гармонщикова Л. М.— настройщица, контролер ОТК;
Соколова М. Г.— запрессовщица;
Дмитриева А. Д.— паклепщица;
Шарова Е. Ф.— штамповщица;
Суворова А. Ф.— штамповщица;
Григорьева А. В.— полировщица металлических деталей. Альбом, конечно, вместил только лучших.
С 1957 года «Красный партизан» специализируется на выпуске аккордеонов. В следующем году рабочий-конструктор А. П. Александров создал новую модель девятнадцатирегистрового аккордеона со ступенчатой декой. В 1960 — с 22 переключателями. Через четыре года освоили производство аккордеонов 34X80 и приступили к выпуску органолы с электрифицированной пневматической установкой.
На стеллажах в кабинете директора фабрики появляются новые образцы. А рядом — дипломы. Аккордеоны «Эстрада», «Рапсодия», органола «Менуэт» в 1966 и 1968 годах отмечены дипломами первой степени ВДНХ СССР. Четырнадцать человек награждены золотыми, серебряными, бронзовыми медалями выставки.
В 1967 году, в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции «Красный партизан» награждается, с правом вечного храпения, Памятным Знаменем Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.
За годы восьмой и девятой пятилеток объем производства увеличился больше, чем в полтора раза.
В цеха фабрики приходили дети мастеров, потом внуки.
— Уже ученики наши на пенсию выходят,— смеется Любовь Михайловна Гармонщикова.
Нет уже Виктора Алексеевича. В последний раз мы встречались с ним в конце 70-х годов, долго ходили по 6-й Красноармейской, мимо фабричных корпусов, он вспоминал, рассказывал, а потом говорили у него, в кабине, где происходит настройка. Жалел, что падает престиж мастера музыкальных инструментов, увлекался, предлагал варианты решений. Называл Самсоновых, Константина Иванова, Юрия Волениченко, Бориса Шитова и других. Нет, остались еще мастера...
В конструкторском бюро разрабатывались новые модели аккордеонов. 1973 год — четырехголосный аккордеон с полным диапазоном и ступенчатой правой декой. Создание такой деки позволило улучшить тембр мелодии, получить более бархатистое звучание. Этот аккордеон выпускается и сейчас. Он называется «Рапсодия» (41 X 120-IV-9/3). Главный конструктор М. И. Перцовский «расшифровывает»: 41—количество клавиш в мелодии (правая часть); 120 — количество кнопок в левой части; IV — количество голосовых язычков, звучащих одновременно при нажатии одной клавиши; 9 — количество регистров мелодии; 3 — количество регистров левой части.
В 1974 году появился аккордеон для начального обучения «Заря-2» (34X80-III-5/2). И в эти же годы на фабрике организуется участок по изготовлению заказных инструментов. С середины 50-х годов фабрика — единственное в стране предприятие, обеспечивающее запросы профессиональных музыкантов-ведущих оркестров, консерваторий, музыкальных училищ.
На этом участке настраивает инструменты Виктор Константинович Самсонов. В 1931 году начал работать на «Красном партизане» его дед, Василий Степанович, здесь же прошел путь от ученика до первоклассного настройщика отец, Константин Васильевич, и вот уже больше тридцати лет работает его внук.
Надпись на двери: «Не входить, идет настройка». Здесь — рабочее место Виктора Константиновича. Стеллаж, верстак, станок для настройки, соединивший в себе контрольный резонатор с кнопками и приспособление для прозвучивания.
Мастер открывает корпус аккордеона, вынимает резонатор с голосами, устанавливает его на станке. На резонаторе — ряд стальных язычков, и под действием сильной струи воздуха они звучат на разные голоса, одновременно слышны и голоса — эталоны, которым должно соответствовать звучание.
Как добиться, чтобы «голос» аккордеона звучал идеально чисто? «С помощью эталона и напильника,— ответят настройщики.— Но это,— добавят,— технология, а все — сложнее». Настройщик, чутко вслушиваясь в звук, сопоставляет эталон с настраиваемым язычком. Он чуть-чуть подправляет тонкий стальной лепесток напильником, понижая или повышая звук. И снова — проверка по эталону.
Соответствует? — Тогда — следующий...
Мастер снимает резонатор со станка, вставляет в инструмент, пробегает пальцами по клавишам и кнопкам. Снова открывает корпус, вынимает резонатор, что-то подправляет. Резонаторных блоков несколько, все зависит от модели. Проверить, настроить надо каждый.
Настройка всегда считалась одной из самых сложных операций. Овладение профессией требовало не только длительного обучения, постепенного приобретения опыта, но и тонкого слуха, музыкального вкуса. Труд напряженный, особенно па массовой продукции, а качество, гарантией которого являются добросовестность и квалификация мастера, во многом зависит от его самочувствия, настроения.
Пытались на фабрике помочь настройщикам. Создали электронный прибор, чутко реагирующий на малейшие отклонения звука от эталона. Попробовали, установили резонатор на станке, подключенном к осциллографу. Включили звук, и на экране возникло изображение, которое при малейшей погрешности начинало вращаться. И мастер вносил коррективы. Чем? Все тем же напильником, и от того, как он «чувствует» звук руками, как он его слышит, зависит «попадание в эталон». А руки человеческие не все могут, и есть отклонения от эталона, ухом не воспринимаемые, но фиксируемые электроникой. Как их убрать — думают специалисты. А пока «голос» дает настройщик. В конструкторском бюро идет работа над новыми моделями в рамках сотрудничества со странами-членами СЭВ: вместе с народным предприятием ГДР «Клингельталь гармоника верке» создается новый аккордеон, в котором левая часть будет заполняться советской готово-выборной механикой, планками и резонаторами по общепринятой европейской схеме, а правая — немецкой механикой.
Осваивается новый участок, где стоят новые шлифовальные станки-полуавтоматы для изготовления голосовых язычков с поперечной шлифовкой.
Поперечная шлифовка дает возможность варьировать тембр голоса, уменьшает порог возбуждения язычков. При такой игре звук будет ярче.
Но как и раньше, и наверное, будет всегда, мастер экспериментального участка первый аккордеон новой модели сделает сам. Лауреат многих профессиональных конкурсов Борис Васильевич Шитов последние пятнадцать лет собирал новые инструменты от начала и до конца.
От интуиции мастера будет зависеть — какой язычок как звучит. И на всех участках, через которые проходит аккордеон прежде, чем попадет в руки настройщику,— всегда будут нужны мастера, профессионалы, любящие свою работу, музыку создания музыкальных инструментов.

http://www.blazonguitars.ru/music_instruments/accordions/krasnyj_partizan.shtml

Войдите чтобы комментировать


Виталий Алексеев аватар
Виталий Алексеев ответил в теме #25871 11 года 1 нед. назад
Самодеятельная музыка, являющаяся частью традиционной русской культуры, жила на фронте и в тылу не только в творчестве ансамблей – многие бойцы умели играть на гармони, и это умение определяло постоянный спрос на музыкальные инструменты. Ленинградская фабрика "Красный партизан", выпускавшая гармони, баяны и аккордеоны, остановившаяся в декабре 1941 года, возобновила работу в начале 1943-го и за последний блокадный год изготовила более 3 тысяч гармоней, 13 тысяч губных гармошек, 59 баянов и несколько аккордеонов. Один из них был преподнесен в подарок Маршалу Советского Союза Георгию Жукову.
Ленинградский журналист Матвей Фролов, работавший для городского радио и для ТАСС, писал в своем блокадном дневнике о фабрике "Красный партизан" в 1943 году:
"Мастера фабрики собрали первую гармонь выпуска 1943 года. Снова запели на все лады голосистые ленинградские гармоники… Бомба, сброшенная фашистами, снова приостановила работу фабрики, но ненадолго. Рабочие и работницы сами восстановили цехи, и вскоре опять заговорили гармони. Заказчики приезжают прямо с фронта. Нередко бойцы заходят в цехи:
- Поторопитесь, товарищи, ребята ждут.
И тогда еще быстрее движутся искусные руки".
Фролов рассказывал в своих записях, что рабочие "Красного партизана" не только делали новые инструменты, но и принимали в починку поврежденные в боях: "На фабрике ремонтируют и старые баяны. Вот и сегодня с фронта привезли несколько десятков баянов и гармоней. Бережно берет мастер израненные, молчаливые инструменты. У одного пулей пробиты мехи. Где-то его хозяин, жив ли? У другого осколок отбил край и несколько клавиш. Скоро они все обретут свой голос и возвратятся на фронт".
itar-tass.com/spb-news/833876