Водителю Василию Осадчему были присвоены звания «Заслуженный работник культуры», «Народный музыкант земли русской».
Василий Осадчий родился и жил в селе Новохуторное Красногвардейского района. Здесь у него зародилась любовь к музыке. В семье он находил стимул и поддержку творческим поискам и открытиям.
Время близилось к вечеру. Пациенты терапевтического отделения Красногвардейской райбольницы после обходов, капельниц, приёма таблеток вели непринуждённые беседы. Перспективы у большинства из них, подогреваемые рассказами-страшилками завсегдатаев лазаретных палат, рисовались далеко не в радушных тонах. И, соответственно, настроение граничило с унынием.
Но вдруг раздались бодрые музыкальные звуки. А затем помещение наполнил сильный, задорный голос.
– Неужели, Василий Осадчий! – воскликнул один из проходивших лечение.
Предположение подтвердилось. Да, это гармонист из народа устроил небольшое шоу в необычном месте. Лица невольных зрителей мгновенно посветлели, они озарились улыбками, загорелись глаза. Улучшилось самочувствие и появилась надежда на лучший исход.
Как позже выяснилось, Василий Александрович в тот день угодил на больничную койку. Ему были проведены все необходимые в таких случаях процедуры. А немного оклемавшись, он не удержался от соблазна взять в руки незаменимую подругу – трёхрядку. Другому, может быть, такая импровизация грозила бы досрочным выдворением из специфического учреждения. А здесь всё завершилось мирно, общей благодарностью музыканту и певцу от «товарищей по несчастью» и дежурившего медперсонала. Правда, последние попросили Василия Александровича не затягивать с арт – терапией, дабы не стало это достоянием начальства и не привело к их увольнению.
А сколько аналогичных представлений было в многолетней творческой биографии этого замечательного человека?! Сотни, тысячи.
Запланированных в учреждении культуры, парке, на площади или импровизированных в мехотряде, гараже, на стройплощадке, полевом стане, по телефону. Да, я не оговорился. Частенько Василий Александрович звонил своим знакомым ( в числе этих счастливчиков был и я) и после короткого приветствия звучала песня. Оказавшиеся при этом рядом случайные люди вначале смущённо пожимали плечами, а узнав о необычном «рассказе – послании» новохуторянского гармониста, становились невольными пленниками необыкновенной экспрессии звучания инструмента и тембра голоса исполнителя.
Он мог и самолично заглянуть в редакцию, какое – либо учреждение. И тогда его сообщение о состоявшейся поездке на конкурс, фестиваль, завершении работы над очередной песней также не обходилось без музыкального сопровождения.
Василий родился в Новохуторном. Здесь рос, мужал, создал семью. Отсюда его провожали на службу в армию. В воинской части в Курске приобрёл профессию водителя, оказавшейся желанной и единственной на всю жизнь. На службе появилась возможность публично заявить о своих музыкально-песенных претензиях. При этом стоит отметить, что на первых порах у начинающего самодеятельного артиста не было собственного инструмента. Он брал, как говорится, на прокат гармошку у соседа Никифора Курилкина, у которого она находилась в качестве дорогого сувенира. Поэтому их частенько видели на сельских мероприятиях вдвоём. Впоследствии Осадчий «арендовал» колхозный баян. Зато приобретённый собственный инструмент прослужил его хозяину не одно десятилетие. 35 лет он колесил по сельским просторам на колхозном автомобиле. А под рукой непременно находилась любимая гармонь.
Полвека назад молодой культработник Веселовского Дома культуры Александр Ключников впервые увидел Осадчего. Вот как сегодня вспоминает об этом преподаватель Красногвардейской детской школы искусств: «На автомашине ГАЗ – 51 он доставлял до работы тружениц полей и ферм. И как только выпадала свободная минутка, хозяин доставал из‑за спинки сидения гармошку. Мгновенно всё окружающее пространство заполняла песня, смех, шутки – прибаутки. Василий Александрович сразу становился душой коллектива, зажигал огонёк в душе самого унылого пессимиста».
Тесные отношения связывали с семьёй гармониста Почётного жителя Красногвардейского района Вячеслава Мизенко. По его мнению, Василий многое перенял у отца Александра Захаровича, участника Великой Отечественной войны. Дух захватывало, когда они вдвоём выводили: «Эх, донцы – молодцы! Эх, донцы – удальцы!». У старшего Осадчего, на его взгляд, был сильнее голос. А сын превосходил его во владении инструментом. Несмотря на плотное телосложение, мужчина эффектно выполнял стойку мостиком. Находясь в положении ноги – голова, брал в руки гармонь, не давая ей «остыть».
«С ним невозможно было заскучать, потому что атмосфера мгновенно наполнялась теплом, весельем, уютом. Всё это не было показным, наигранным, а шло от глубины души искреннего самобытного человека, его божьей одарённости», — выразил уверенность Вячеслав Васильевич.
Тёплые, добрые чувства питал к самородку из Новохуторного журналист с пятидесятилетним стажем Николай Цыкаленко. У него запечатлелся такой образ: «И вот на пороге появляется с гармошкой под мышкой плотный, среднего роста мужчина. Круглое, добрейшее лицо, а на нём такая чудесная лучезарная улыбка, что моё настроение, как, впрочем, и у всех присутствующих резко пошло вверх! О, это, пожалуй, был самый наилучший праздник в моей жизни. Самый памятный».
Я также не единожды испытывал чувства радости и гордости за талантливого земляка, блиставшего на подмостках в Алексеевке, Новом Осколе, Волоконовке, Вейделевке во время обмена культурно – спортивными делегациями. Когда Василий Александрович исполнял патриотические произведения, зрители сопереживали автору, восхищаясь стойкости и мужеству советского солдата, величию и мощи России – матери, несравненным красотам родного края. А если гармонист начинал без удержу сыпать частушки, через время у присутствующих горели ладошки от усердных аплодисментов и слёзы умиления наворачивались на глаза.
Своими незаурядными способностями исполнитель покорял аудиторию за аудиторией, завоёвывая всё новые сердца. На одном торжестве он приглянулся видному чиновнику, который полюбопытствовал:
— Что‑то, Василий Александрович, гармошка у тебя сильно поизносилась?
— Так, денег не поднакопил, — парировал тот.
— Будет тебе, уважаемый, новый инструмент, – заявил высокопоставленный гость.
И слово сдержал. Вскоре Василию Александровичу передали красивую, высокого качества дорогостоящую гармонь.Особые данные, весёлый нрав и в других ситуациях не раз сослужили ему добрую службу. Так, стоило ему оказаться в длинной очереди на пункте заготовки сахарной свёклы или зерна, он брал в руки трёхрядку и заводил залихвастую песню или задиристую частушку. И подобревшие шофёры пропускали коллегу вне очереди.
Заприметил белгородского виртуоза и Геннадий Заволокин, основатель и ведущий телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!». Это произошло на фестивале в Иваново, где и зрители, и жюри отметили своеобразность игры и необычную манеру исполнения нашего земляка.
Следует отметить, что Осадчий вряд ли бы добился такого оглушительного успеха и всеобщего признания, не будь цельной натурой, не обладая целеустремлённостью, настойчивостью, кипучей энергией и постоянным творческим поиском. Однажды почувствовав, что для него стали тесны стены местного очага культуры, он начал настойчиво рваться на районную сцену. Вышел в райотдел культуры с ходатайством по примеру всероссийского организовать районный конкурс «Играй, гармонь», на котором в итоге был признан победителем. Такого же успеха добился на аналогичном региональном форуме, разделив первенство с коллегой из Шебекино.
Василий Осадчий (1-й слева) во время празднования 300-летия Санкт-ПетербургаВасилий Осадчий (1-й слева) во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга / Фото: Личный архив Василия Осадчего
Так для него распахнулись двери на всероссийскую арену. Москва, Санкт – Петербург, Воронеж, Курск, Орёл, Тамбов, Алтайский край – вот далеко не полный перечень мест, где ему довелось воспевать родную Белгородчину. Особенно запоминающимся и удачным явился для него 12-й международный фестиваль в Новосибирске в 2013 году. На него съехались более одной тыс. аккордеонистов, гармонистов, баянистов из различных регионов России, стран ближнего зарубежья, а также Франции, Италии, Германии. Зажигательно, вдохновенно, артистично прозвучали в его исполнении песни «Бирюч – наш любимый» и «Проводы зимы». Осадчий был удостоен Диплома лауреата первой степени в номинации «Поющий музыкант», третьей степени – «Композитор – исполнитель». В течение недели творческая бригада, в состав которой входил Василий Александрович, дарила радость сибирякам.
Василий Осадчий – участник юбилейного концерта «Играй, гармонь» в Кремлёвском дворце. Он входил в десятку лучших гармонистов России. Ему удалось осуществить заветную мечту – попасть на теле-шоу «Поле чудес».Высшей государственной наградой нашему прославленному земляку является присвоение ему в 2010 году звания «Заслуженный работник культуры РФ». А звание «Народный музыкант земли русской» — результат общественного признания его заслуг. В полной мере характеризуют этого человека и данные ему определения: «Соловей России», «Лицо Белгородчины».
Самодеятельный артист душой и сердцем осознавал необходимость самосовершенствования и развития. Так, уже упомянутый Геннадий Заволокин посоветовал Осадчему и его музыкальным собратьям больше внимания уделять не «звёздным» произведениям известных авторов, а вводить в репертуар собственные сочинения.
И Василий Александрович с присущей ему энергией и настойчивостью начал налаживать сотрудничество с местными поэтами. Наибольшее число песен было подготовлено в соавторстве с односельчанином Николаем Шатовым и Петром Черных из Ливенки (о малой и большой родине, о славном Бирюче, городе невест Иванове и др.). Он также сделал музыкальное оформление к стихам Галины Кондратьевой из Казацкого ( о родном Новохуторном), вейделевской поэтессы Раисы Карагодиной, в котором прославляется подвиг советского народа в годы войны. На празднование 300-летия Санкт — Петербурга гармонист и исполнитель отправился с песней, слова к которой написал Владимир Гаврилов из Раздорного. Она была встречена публикой с огромным вниманием и интересом.
Завершая рассказ о талантливом земляке нельзя не упомянуть ещё об одной важной составляющей его долгой и успешной творческой деятельности. Это семья. Жена Лариса Петровна, учитель местной школы, с которой прожили без малого 60 лет, отличалась внимательностью и терпеливостью в отношении со второй половинкой. Она была первым слушателем и критиком его произведений, добрым советчиком и помощником. Помогала собираться супругу в бесконечные поездки. А нередко отправлялась вместе в неблизкие странствия. Нередко на «огонёк» в их дом заезжали знакомые, товарищи, коллеги, разного рода ценители народного искусства. Но однажды в Новохуторное нагрянула целая группа собратьев по музыкальному цеху. И гостевали несколько дней. Как хватило сил, выдержки хозяйке в этой ситуации, знает только сама Лариса Петровна. Как признавался в своё время герой повествования, этот творческий визит друзей со всех уголков страны был далеко не единственным. Своеобразным брендом хлебосольства и гостеприимства Осадчего стал коричневый портфель, в котором всегда находилось место куску сала с мясом, десятку вареных яиц и высококачественному натурпродукту домашней выработки.
Родители с заботой и теплотой относились к детям – сыну Юрию и дочери Светлане. Василий Александрович души не чаял в трёх внуках. Для него родные были смыслом жизни и стимулом к новым творческим открытиям и высотам.
Василий Осадчий во время фестиваля в г. ИвановоВасилий Осадчий во время фестиваля в г. Иваново / Фото: Личный архив Василия Осадчего
Трудно осознавать, что теперь мы не насладимся вживую виртуозной игрой Осадчего на трёхрядке, его чарующим голосом и манерой исполнения. Не сможем пообщаться с открытым, искренним, дружелюбным собеседником. Я благодарен моим собеседникам – почитателям таланта сельского музыканта, которые помогли воссоздать его портрет. Повествование завершу отзывом на смерть товарища Заслуженного работника культуры России, руководителя ансамбля «Усёрд» Виктора Нечаева: «С большой теплотой вспоминается время, проведённое вместе с дядей Васей. Он останется в памяти как большой человек в прямом и переносном смысле этого слова, не унывающий, подкупающий своей искренностью и добротой. Человек простой крестьянской судьбы, яркий и талантливый народный самородок. Будем петь его песни, вспоминать добрым словом». Думаю, что под этими словами подпишется большинство наших читателей, жителей района.
Источник
Страница 12 из 296