ЕЕ-обучайка

Больше
8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #33020 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Урок 19
Как запоминать тексты

Зачем мне гармонь, если я и без нее с тональности не съезжаю?
Зачем гармонисту певец, если гармонь и сама мелодию может вести?

Выйду в парк и начну петь "У берез и сосен тихо бродит осень". Это еще ничего, а если "Нам песня строить и жить помогает"? Сочтут за городскую сумасшедшую. То есть хочешь петь - сиди дома, хочешь по парку гулять - броди молча и желательно с собакой.
И совсем другое дело, если выйдет со мною гармонист. Его звонкий инструмент сообщит людям, что тут праздник, сюда надо собираться, здесь ждут с хорошим настроением, чтобы вместе отлично провести время.

А гармонист - один? Сыграл что-то. И еще что-то. А смысл? Но подошли певцы и певуньи - и он нужен, давай это споем и то споем, а помнишь Русланову, а это было у Зыкиной, а я люблю Толкунову, какая песня приятная вспомнилась… Напелись, натанцевались, а расставаться не хочется, и скорее бы снова встретиться.

Сейчас часто так выходит, что гармонист не всякой песне подыграть может, а люди от известной ему песни только припев помнят, да и то смутно, и гармонисту приходится певцов выручать. Надо тексты знать. Но не лезут они в память. И что делать?

Делюсь фирменным рецептом. Один из ЕЕ-методов, работающих со страшной силой. Только сделайте, чтением не ограничивайтесь.
Главное - первые буквы. Но я опишу метод со второстепенными деталями. Потому что они сильно прибавляют эффективности.
Знаете листочки квадратные, таких сейчас в сберкассах у каждого окошка много? Складываем пополам и ножиком - вжик! Получаются две полоски, которые потом, при желании, удобно будет "ламсинировать" лентой широкого скотча.
Берем любимый песенник. на полулисточке пишем название песни и обязательно страницу песенника (для самого песенника тоже пометка нужна, потому что потом приходит увлечение, и песенники начинают множиться). Название пишем обязательно полностью. Это и подсказка, и возможность в будущем найти песню в Инете, ежели песенник затеряется. А дальше пишем загадочные слова из первых букв.
Пал туман на чисто поле,
Ночью будут холода…
У нас получается ПТНЧП НБХ
Очень полезно расположение букв приближать к табличному виду.
ПТнЧПкНБХотГтГмГБ
ПСнзГнКСаннаннтПЖR
япУРВМЯСнДСРКНЗ
СнРвПДСэКяжЗчНяВR
И тогда у нас появится первый столбик из буквенных формул для первых строк каждого куплета. Чуть позже мы по этим формулам повторим все начала, сцепим образы, а они часто к сути песни не относятся: закат, птицы, березка, реченька, а дальше не про закат и речку, а про чувства, но начало припева все равно знать надо.
Если буквы пишете в метро, когда трясет, заботиться о малых и больших буквах бессмысленно, а если работаете дома за столом, то можно малозначительные словечки типа союзов и предлогов, охов и ахов писать строчными буковками, а важные слова - прописными. Второй вариант гораздо удобнее.

А дальше нам надо как можно больше поработать с получившейся записью, потому что повторение - это по прежнему мать учения. Но не будем забывать об отце - уме, который там, где нечего делать, не задерживается. Там, где работает ум повторение происходит само собой.
Что можно делать?
Просто воспроизвести песню, подглядывая в основной текст.
Подчеркнуть любимые места, значимые с каких-либо точек зрения (подчеркивания могут быть разными по цвету и форме для разных тем).
Обвести буквы цветными фломастерами, каждой части речи свой цвет.
Пометить число слогов в длинных словах.
Обвести карандашиком те места, где случалась заминка или где есть яркие музыкальные особенности.
Разметить динамику (тише-громче и прочие средства повышения выразительности)

И подписать буквами аккорды
Но если для каждого аккорда определить свой цвет, то это еще интереснее делать текствыделителями. Вы не пробовали раскрашивать тексты песен цветами аккордов? Очень сильно помогает аккомпанировать безошибочно до той поры, пока собственный слух не станет безупречен.

И, наконец, просто вспомнить каждый куплет порознь, начиная с конца. И уложить в памяти последовательность образов первых строк куплетов.
А еще хорошо бы послушать нескольких исполнителей, рисуя на обороте карточки то, что рисуется под эту песню.
Этого более чем достаточно для запоминания песни на веки вечные, если она будет время от времени воспроизводиться . В противном случае память, хоть и с трудом, но вычистит песню, освобождая мозг для нужд насущных.

Если хотите облегчить вспоминание в будущем, можно в таблицу встроить символы: если поют о сердце - пририсовать сердце. А чтобы не было слишком густо, картинки можно поместить сбоку от строк.


Но вот песня запомнилась. и что делать, чтобы о самой песне не забыть?

Нарисовать. Песни неплохо группируются. Дорога, река, пшеница, береза, ворота, глаза, коса.
Когда-то никто не знал о ментальных картах, теперь их рисует весь мир. Почему бы нам не рисовать песенные карты?
Крохотный вариант песенной карты можно приладить сверху на гармонь и подглядывать. А то знаю я гармониста, который ничего не помнит, а как напомнишь, так в нем бездны открываются. Сама такая. И вот стоим рядом и не знаем, что делать. Тут кто-то говорит, что вот была какая-то мелодичная песня о березе. А у нас 10 вариантов. И чего стояли?!
На песенной карте нелишне пометить первый аккорд, если это не ля. Потому что начало должно быть вначале, а не когда удастся случайно с певцом совпасть.

Последний вопрос - где и когда петь. Есть у нас отдушина - Измайловский парк. Но он один не вернет гармони былую популярность. Я писала в теме про "зачем играть" вот что:

Гармонь - чудесный собиратель. Старик рассказывал, как в его маленьком подмосковном городке вечерами играли гармони, в каждом дворе своя. И для гармониста с его соседями ставили во дворах специальные лавочки, бабушки с детишками приходили, малыши возились в песочнице, невольно слушая мелодичные песни, и из-за детей не допускалось ничего неприличного, ни частушек, ни алкоголя. А потом будто ураган пронесся - все лавочки убрали, и гармонисты за одно лето исчезли. Жаль, я не спросила, какой это был год. Кто и зачем разрушил дворовые сообщества? Дедушка подчеркнул, что пока все вместе пели на одном пятачке - вопросы решали сообща и по-деловому, а когда оставили только лавочки под подъездами - появились сплетницы, обсуждавшие свое местное.

Попробовала поговорить об этом с соседями. Как бы нам такую традицию возродить. Давай, говорят, начинай вечерком, а мы будем с собаками гулять - подойдем и подпоём. И даже свои складные стульчики прихватим, чтобы посидеть подольше. И вот вышла я вечерком. А те, которые обещали подпеть, в этот день работали допоздна. А другие подошли в изрядном подпитии. А я с пьяными не пою, потому ушла. Не сладилось дело.
И вдруг звонит мне знакомый гармонист и говорит, что позарез и немедленно нужна на митинг певунья со старыми песнями. Вот прямо сейчас готов встречать. ОК. И пели мы два часа. А люди подходили и подходили, радовались песням, удивлялись, просили продолжить в другие дни.
Вывод очевидный: надо объединяться и выходить на улицы. Скверы пока еще не все застроили, есть куда пойти и людей позвать. По-моему надо создать тему, в которой каждый сможет написать, что сегодня или завтра в таком-то месте с такого-то часа ждет поддержки нашего гармонно-песенного сообщества. И тональность гармони - обязательно. а то ведь у многих гармоней стада по дому бродят, есть из чего выбрать, чтобы звучало в унисон. А играть ансамблем знаете как интересно?


Для тех, кого заинтересовала песня "Калина красная" Игоря Слуцкого, добавляю полный текст с аккордами для гитары, упрощать уже умеем. Вступление: A7 A#dim7 | A7 A#dim7 | A7 A#dim7
Dm7 Dm7 Dm7 Dm7/D
Dm/C# Dm6/G | Am/F# F7
Dm6 Dm7/G E7 E7 | Am

E7 Am7
Пал туман во чисто поле,
Dm7
К ночи будут холода.
Dm6
Ой, ты горюшко, ты горе,
E7 Am7
Моя горькая беда.

A7 A#dim7
Первый снег - не за горами,
A7 A#dim7 A7 Dm7
На калине - снегири,
Dm6
А над нами, а над нами
Fmaj E7 Am
Только плачут журавли.

Припев:
A7 Dm7
Калина красная,
Gm A7 Dm
Калина горькая,
Dm6 Am/D
Опять мне выпала
F E7 Am
Разлука долгая.

Разлука долгая,
Дорога дальняя,
Калина горькая,
Калина красная.

Я под утро рано встану,
Мерзлых ягод соберу.
На душе сквозную рану
Крепкой ниткою зашью.

Снегирей не распугаю,
В путь-дорожку соберусь.
Эх, калина, я же знаю,
Что навряд ли я вернусь.

Припев:
Калина красная,
Калина горькая,
Опять мне выпала
Разлука долгая.

Разлука долгая,
Дорога дальняя,
Калина горькая,
Калина красная.
Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем helen.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 6 мес. назад #33103 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Урок 21

Зачем исследуем интервалы?

Захотелось мне сыграть эту песню: Толкунова Валентина "Куда бегут года". А в ней этакий кукарекающий мотив в припеве: "Куда, куда, куда бегут года?!" Всегда первым делом пробую подобрать от Ля, и тут Ля-Соль дали сразу нужную тональность . Повезло скажем так. А если бы мне хотелось без инструмента продумать будущее исполнение, как бы я узнала, с чего начинеть?

Когда начнешь правильно, дальше сами пальцы все нащупают, ведь выбор-то из семи с небольшим нот. Но как начинать?

Это "Куда,-куда" - малая септима, м7. Запоминаем звучание. Потом по песне можно будет просто услышать, правильно ли эту септиму поем-играем. Во всех случаях, когда она встречается, опознаём знакомое кудахтанье и сразу нажимаем нужные кнопки. Их не трудно обнаружить и запомнить. Ступеней семь, тонов 4,5. Это у нас обнаруживается между До и Ля, Ре и Си, Ми-Ре, Соль-Фа, Ля-Соль. Целых пять вариантов. Однако нам же нужно не одну пару нот сыграть.

Беру эту небольшую мелодию припева как модель из-за удобства, ведь в ней с ля начинаем и к ля приходим, Правда, вначале нам в аккомпанементе позарез нужен ля мажор в басах, которого нет. А дальше ре-минор, ля-минор, ми с аккордом и опять ля-минор.
Смотрим, что у нас с этой минимелодией выходит в разных вариантах.

От Ля все нормально. От Си пришлось бы играть с фа-диезом и до-диезом, отпадает. От Ре - с си-бемолем, спасибо, не надо. От Ми… А вот от Ми мы сыграем это с фа-диезом, который у нас в запасе есть, а в басах начнем с Е7, потом (все аккорды одинаково переносим) ля-минор, потом ми-минор, потом Н7 и снова ми-минор, который можно набрать из ми-соль-си, они же у нас есть. Чем не вариант?

Правда, аккорд на трех кнопках звучит грубо, и это очень бросается в глаза, если он заключительный. Но такой вариант хотя бы в принципе возможен. Можно пробовать для повышения мастерства.

Итак, у нас по сути есть один приемлемый для начала вариант. Как же находить такие единственные варианты?

За годы общения с клавиатурой изучим ее от и до. Но интервалы помогут сделать это быстрее. Намного.

Задания.
1. Развлекитесь поиском всех малых секунд. Это между Ми и Фа, Си и До.
У Вас еже есть рисунок правой клавиатуры, многократно размноженный на принтере? Отметьте на нем эти пары закрашиванием или, еще лучше, соедините их линиями. Линии позволяют заняться и троицей с диезами.
2. Найдите вариант, как сыграть на гармони хотя бы пару тактов песни волшебника из "Обыкновенного чуда",
"Приходит день, приходит час, приходит миг, приходит срок , и рвется связь.
Кипит гранит, пылает лед, и легкий пух сбивает с ног. Что за напасть?
От чего пробовали, от Ми или от Ре-диеза?
3. Большая септима б7 дополняет малую секунду м2 до октавы. То есть если мы возмём До-До и верхнюю До поменяем на соседнюю Си, то тут-то у нас эта б7 и получится. Резко звучит, да? Что-нибудь напоминает (кроме зубной боли)? Мне - ничего общеизвестного. Но если в промежуток вставить Ми, то будет "Ты не печалься":

Там, где сосны, где дом родной,
Есть озера с живой водой.
Ты не печалься,
Ты не прощайся…
От какой ещзе ноты можно начать играть эту песню, кроме До? От До отлично получается они вся, а во втором варианте как далеко удалось сыграть без проблем? До "водой" добрались? И всё, стоп. Непроходимое болото.
3. Займемся большими секундами. Помните песенку "как под горкой, под горой торговал мужек золой: "Картошка моя вся разваристая".

Попробуете услышать большие и малые секунды? Ч1, б2, ч1, б2, ч1, м2. Эти повторы, то есть примы, то есть ч1 зашумляют рисунок мелодии, убираю, и остается б2, б2, м2 и в обратную сторону м2, б2, б2.
Найдите, от каких нот это можно сыграть. Начала "по белым клавишам", то есть не затрагивая ноты с диезами. Должно быть два варианта. И если с диезами, то добавляется от Ре и Ми. Первые два варианта, от До и Соль, можно сыграть с левой рукой, вторые - увы, нет.
4. Что дополняет б2 до октавы?
Уже знакомая м7 из "куда бегут года".
Все четыре сегодняшних интервала (м2, б2, м7 и б7) пусть прорисуются на клавиатуре гармони. Если не лень, то их можно поискать в нотах. Можно посочинять мелодии, используя только эти интервалы.
Наигрыши с пальцевыми пробежками - это чуть не сплошные б2 и м2. Удачно применить в наигрыше м7 и б7 - это надо изощриться. Зато такой наигрыш сразу запомнится, редкий потому что. Да будет с Вами вдохновение!
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 6 мес. назад - 8 года 6 мес. назад #33108 от Michael Berenstein
Michael Berenstein ответил в теме ЕЕ-обучайка
Оказалось, что для меня материал не работает.
Почему?
1. Очень много текста.
Текст перегружен *завлекалками*, шуточками и в нём недостаточно наглядности.
2. Мне очень понравились ваши схемы с кнопочками, но нехватает начала, где вы их ещё не использовали.
3. Нехватает (и очень) наглядного видео(аудио)-сопровождения.
Возможно ли вернуться в начало и проредактировать материал? Сократить текст до абсолютного минимума.
Я понимаю, что в личном общении всё это гораздо проще, но ведь речь идёт о само-обучении по тексту.
Мне крайне интересна ваша схема изучения гармонии. Для изучения ИНСТРУМЕНТА, а не произведений, это единственно верный путь. Но в ней нехватает начала и музыкальных примеров. Я-то музыкальной школы не кончал в детстве.
Последнее редактирование: 8 года 6 мес. назад пользователем Michael Berenstein.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 6 мес. назад #33177 от Валерий Козлов
Валерий Козлов ответил в теме ЕЕ-обучайка
Елена, по поводу подбора мелодий...
Решил попиликать одну из любимых песен, и оказалось, что мелодия начинается с ноты Си, в то время как звучит аккорд Ам. При чем Си эта ни какая не проходящая, а довольно себе основательная. Видали такое когда нибудь,чтоб на Ам звучала Си? Сперва не мог нащупать никак, хотя даже голосом подпеваю, а непривычно на кнопках. Это я к тому, что наверное невозможно составить универсальный алгоритм подбора, что мол если там звучит то-то, то тут вот это. Хотя по факту такой случай скорее всего прекрасно объясняется теорией

А чтобы на аккорд А звучала Ля#? :) (но это в другой уже песне).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 6 мес. назад - 8 года 6 мес. назад #33256 от Michael Berenstein
Michael Berenstein ответил в теме ЕЕ-обучайка

1. Очень много текста.
Текст перегружен *завлекалками*, шуточками и в нём недостаточно наглядности.

Чай форум, а не учебник.
Форум - форумом, а то, что вы излагаете, есть как раз учебник. Назвался - полезай. :)

2. Мне очень понравились ваши схемы с кнопочками, но нехватает начала, где вы их ещё не использовали.

То есть не хватает их в начале или не хватает словесного введения?[/quote]
Не хватает вначале.

А видео - это либо нечто быстрое небрежное, либо бо-ольшая работа

Да, конечно, и тут можно делать небрежно, и сослаться на форум. Будет оправдано. Лучше один раз услышать, чем сто - прочитать.

сначала мощный пласт,

Дык через него ещё продраться надо, а времени-то нет. Поэтому психологически здесь тонко. Чтобы тратить время на разбор материала, нужно поверить в него. Для этого нужно увлечься ожиданием успеха. Иначе начнёшь - и бросишь. Значит нужна завлекаловка в виде быстрого успеха.

Положим, я тоже хочу играть на аккордеоне Кравцова.

Да на что он вам сдался? После музыкалки по фортепиано-то?

Недавно попала под тяжелый-тяжелый осуждающий взгляд. Деревенщина, дескать. Понаехали доярки со своими инструментами.

Может, это мне везёт, но никогда не встречался с этим. Наоборот, всеобщее ликование, одобрение, зависть и поддержка.

Вот бы кто-то из наших наладил для гармони такой ускоренный курс, какой уже есть в живописи, где за один день можно быстро взять множество приемов, все перепробовать.

Быстро только кошки родятся.
Вот моя половина ведёт школу живописи для детей и взрослых. Как раз нашла такой *быстрый* способ. Не такой уж он и быстрый. Тут важна не быстрота, а верный метод.
Вот, например, один из подходов к изучению цвета: мозаика из заранее подготовленных кусочков бумаги.
www.facebook.com/299178603452187/photos/...0876/?type=3&theater
Последнее редактирование: 8 года 6 мес. назад пользователем Michael Berenstein.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 5 мес. назад - 8 года 5 мес. назад #33469 от Michael Berenstein
Michael Berenstein ответил в теме ЕЕ-обучайка
Бегал сегодня утром по стадиону (да, да, бегаю :) ), и подумал:
Людей можно разделить на две группы: пассивно обучаемых и активно учащихся. Пассивно обучаемые (счастливчики), в основном дети, учатся педагогами, медленно и нетворчески. Им всё равно, часто не хочется, но что поделаешь, заставляют. Из них чаще вырастают будущие педагоги и профессионалы. Но педагоги они чаще всего так себе, ибо учат, как их учили, без индивидуального подхода к ученику, без выношенной методики.
Вторая группа - чаще всего взрослые, потребляющие духовную пищу в перерывах между заботами. У них нет времени, им не подходят методы педагогов первой группы. Чаще всего они не добиваются искомых результатов, и либо бросают учиться, либо мудро понижают критерии.
Думается мне, что разрабатывать координацию между глазом на нотном стане и рукой на клавиатуре можно как угодно, но чем меньше возни - тем лучше. Просто потому, что не будет взрослый усталый человек вырезать дырочки из бумаги. Ему бы взять инструмент и отключиться. И всего-то времени минут 40. :(
Из второй группы могут выйти интересные методисты, идеи которых часто хороши и для первой группы, но чаще всего отрицаются педагогами просто потому, что тем некогда переучиваться. Они-то ведь тоже взрослые усталые люди. :(
Это я к чему? :dry:
Елена, а в самом деле, что бы вам не сделать ряд видео?
У меня ощущение, что многие вопросы сразу отпадут. Тем более, что на видео самому приходится пользоваться своим методом, и если он не работает (как, скажем, многие мои упражнения по изучению клавиатуры), то хочешь-не хочешь, будешь исправлять (что и приходится делать каждый раз, записывая видео). :sick: Пока что я совсем запутался в вашем тексте, но подозреваю, что там много интересных находок. B) :) :cheer: ;) :P :side: :silly:
Внимательно разобрался с идеей сдвижки бумажных "трафаретов". Понял.
Идея интересная. Единственно, если бы вы представили пример, и засекли время на изучение, то было бы интересно.
Вторая мысль: не получится ли вместо чтения нот обучиться игре "на костылях"? То, что вы предлагаете, используется системой Клаварскрибо, созданной специально для пиано-клавиатуры, только та более разработана. Ей-то уже несколько десятков лет. en.wikipedia.org/wiki/Klavarskribo
Последнее редактирование: 8 года 5 мес. назад пользователем Michael Berenstein.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.374 секунд
Работает на Kunena форум