ЕЕ-обучайка

Больше
8 года 7 мес. назад #32947 от Валерий Козлов
Валерий Козлов ответил в теме ЕЕ-обучайка
Понял.
Т.е. изменение модальности на гармони вроде бы ведёт к изменению тональности?
Знаю, что Игорь Шипков мастер играть в разных тональностях на одной гармони (ну и наверно модальностях) , но это другой уровень совсем.

Наверное не стоит этим заморачиваться на первых порах.

Чуть-чуть почитал про модальности, понял, что там вроде и аккорды другие будут по составу, чем в миноре и мажоре привычном.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #32949 от Александр Морозов
Александр Морозов ответил в теме ЕЕ-обучайка

helen пишет:

Александр Морозов пишет: Упс! Мы тут с одним мастером с жаром спорили. Я доказывала, что хромка - не хромка, одно название (или потому хромка, что пальцы по двум рядам неровно идут, хромают), а он - что хромка из-за хроматики, а не прихрамывания, даже если оно хорошо слышно.

Мастер прав, название "хромка" действительно связано с хроматическим строем, но лишь косвенно, постольку, поскольку у этой диатонической гармоники имеется общее свойство с хроматической - независимость звучания от направления движения меха. Я представляю себе, что дело было как-то так: сперва гармоники были диатоническими и имели разные звуки на расжим и сжим, потом появились гармоники хроматические и вот в них голоса, звучащие на расжим и сжим при нажатии одной и той же кнопки (клавиши), стали настраивать на одну ноту, ну а затем решили и диатоническую гармошку сделать так же, как хроматическую, т.е. оснастить её парами одинаково настроенных голосов, один из которых звучит на сжим, а другой на расжим меха. Таким образом появилась новая разновидность гармоники, которую назвали хромкой, но не за звукоряд (он у неё диатонический), а с учётом вышеуказанной аналогии.

Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем Александр Морозов.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #32950 от Александр Морозов
Александр Морозов ответил в теме ЕЕ-обучайка

Валерий Козлов пишет: Понял.
Т.е. изменение модальности на гармони вроде бы ведёт к изменению тональности?

Естественно, ведь звукоряд-то у неё диатонический. Это на баяне с полным хроматическим звукорядом ты можешь какой угодно лад выстроить от любой произвольной тоники, а тут фиг-с-два. Но три верхние кнопки на правой клавиатуре хромки позволяют несколько увеличить возможности игры в разных тональностях, не меняя при этом лада (то есть любимого нашего мажора и гармонического минора).
Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем Александр Морозов.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #32953 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Урок 17
Два в одном

Не хорошо, когда пальцы попадают мимо клавиш и ляпают два звука вместо одного. Желательно этого избегать.
Но запрещать нажимать на гармони одним пальцем несколько клавиш одновременно так же нелепо, как запрещать на гитаре использовать барре.
Посмотрим на эти три аккорда

это H7, D7, E7. Верх басовой клавиатуры. Попробуем взять их справа.
________________________________________H7
_ :sick: :dry: :unsure: :sick: :) :huh: :blush: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:sick: :pinch: :) :huh: :cheer: :sick: :dry: :blush: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:
И как тут пальцы раскорячивать?
Но если указательным пальцем играем обе ноты с диезами, приложив его бочком к обеим клавишам одновременно, то нет никаких проблем.
________________________________________D7
_ :sick: :sick: :unsure: :sick: :sick: :huh: :blush: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :pinch: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :blush: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:
Здесь нужды нет исхитряться
_______________________________________E7
_ :pinch: :sick: :unsure: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :sick: :) :sick: :cheer: :sick: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:
Здесь удобно брать Соль-диез и Ре указательным пальцем.
Но можно вытянуться в линию
_______________________________________E7
_ :pinch: :dry: :unsure: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle: :dry: :unsure: :angry: :)
:pinch: :sick: :) :sick: :cheer: :sick: :sick: :unsure: :angry: :) :huh: :cheer: :whistle:
Как видим, из трех аккордов с диезами только один безусловно нуждается в том, чтобы одним пальцем нажимались две кнопки.
И это тот аккорд, который используется не очень-то часто.
А мы позанимаемся им нарочно, аккомпанируя себе аккордами в левой и правой руке.

ВЕСЕЛЫЙ ВЕТЕР

И. Дунаевский - В. Лебедев- Кумач
C G C
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!
G C
Веселый ветер, веселый ветер!
C G C
Моря и горы ты обшарил все на свете
Em Am H7 Em
И все на свете песенки слыхал.

A7 Dm G C
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Am6 H7 Em
Про глубокие тайны морей,
Dm7 D#dim C Gm A7
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Dm G C
Про смелых и больших людей.

E Am E Am
Припев: Кто привык за победу бороться,
E Am H7 E
С нами вместе пускай запоет:
Dm7 D#dim C Gm A7
"Кто весел - тот смеется, кто хочет - тот добьется,
Dm G C
Кто ищет - тот всегда найдет!"

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Спой нам, ветер, про чащи лесные,
Про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные, про мускулы стальные,
Про радость боевых побед.

Припев.

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про ученых, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов.

Припев.

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
Все весенние песни земли,
Чтоб трубы заиграли, чтоб губы подпевали,
Чтоб ноги веселей пошли.

Припев.

Аккорды прописаны для гитары, уберем у них всякие лишние буковки, оставим только знакомые A, H, C, D, E, F, G
Однако ре у нас на басовой клавиатуре встречается дважды, в виде трезвучия внизу клавиатуры и в виде секстаккорда вверху, во втором случае в правой руке не обойтись без Фа-диеза.
Как узнать, что играть?
Слух, конечно, подскажет, но это можно увидеть и в записи аккордов

Дело в том, что наше трезвучие от Ре в басах - минорное. А четыре звука от Ре вверху в крайнем ряду - мажорное. Там между Ре и Фа-диезом два тона, большая терция, каковая делает мажорные трезвучия бодрящими. Между Ре и Фа без диеза полтора тона, это делает трезвучие грустным, иногда даже подавленным. В гитарном аккомпанементе, где свобода выбора аккордов весьма велика, буквенная запись не упрощается. То есть если минор - то минор, с маленькой буковкой m, которую не пропускают. В аккомпанементе с семеркой стоит Dm7, точно минор. Значит, D7 не подходит, и будем жертвовать верхним звуком секстаккорда, эта жертва будет малозаметно по сравнению с заменой минора мажором. В правой руке приносить такую жертву нужды нет, четырех пальцев на четыре звука хватает.
Что за звуки? От баса четыре штуки через одну. Бас Ре - жмем от Ре все подряд.

Какой там еще ужастик есть? Ага, D#dim. Не случайный тут диез, проигнорировать нельзя. Потому что это бас не Ре, а Ре-диез. В басах такого зверя нет, а в правой руке - запросто лепим вот такую штуку:

Не испугала фортепианная клавиатура?
Вот буквенные обозначения участвующих в аккорде клавиш испугать точно не могли, тут мы уже асы перевода с латыни на русский, не так ли? Только не говорите вместо Же - Гэ, как это иногда случается.
Те же самые звуки мы встречали в басах в аккорде H7. Что ж, устроим подмену и посмотрим, не зазвучало ли грязно. Или просто пропустим сомнительный момент?

Еще одна сложность - А7. Вот он, голубчик:

И что мы тут видим? До-диез, которого на гармони нет вообще нигде ни в каком виде. За исключением особенных гармоней, не массовых. Придется его проигнорировать. Ситуация-то безвыходная. Смотрим остальные звуки.
Ля, Ми, Соль. Возьмем, что ли, три отдельные кнопки на басах?
Если есть время их искать, то это вариант, а если темп быстрый, то есть другое предложение - в левой руке брать бас Ля, а аккорд от До. Там, конечно, есть до, но нижняя нота аккорда и верхняя слышны гораздо лучше, чем средняя, и в некоторых случаях такой вариант звучит совсем не плохо.
Вложения:
Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем helen.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #32963 от helen
helen ответил в теме ЕЕ-обучайка
Урок 18
Рояль в кустах

Люблю аккордеон. Это слева баян, а справа рояль, И если мы освоим фортепианную клавиатуру, то не только увидим зримо, что у нас с тонам-полутонами на гармони, но и подключим к своим занятиям синтезатор. Он легко изменяет высоту звука и отлично поощряет точную игру в заданном темпе, Не дает застревать и вечно мучиться комплексами. Имитируем на синтезаторе пение и начинаем ему аккомпанировать, импровизируя по ходу дела, игнорируя свои ошибки и заминки, потому что надо доиграть до конца, не теряя темп. Очень полезный марафон. До и после которого надо бы погонять пальчики для разминки и отработать сложные места.

Для начала синтезатору можно поручить поддержку заданного темпа, пусть стучит метрономом.
Еще одна польза от синтезатора - окошко с записанными аккордами и их названиями. Предположим, у нас есть аккорд от композитора, который сильно украшает исполнение, и синтезатор помогает подобрать наиболее близкий к нему.
Для того, кто только начинает играть, бывает затруднительно определять, есть ли на гармони нужный звук мелодии, и ее полезно подобрать сначала на фортепианной клавиатуре. Потому что сразу видно, что на гармони найдем и чего там нет.

Все это, кроме подглядывания аккордов в окошке, есть и у аккордеона.
Но с аккордеоном есть еще один любопытный момент.
После гармони человек начинает с легкостью аккомпанировать на левой клавиатуре аккордеона/баяна.
Для этого надо всего-навсего басы мажора поставить под минором, а кнопочки аккордов своротить на сторону.

Играем фа-до-соль с аккордами второго ряда и ля-ре с аккордами третьего. Для Е7 и Н7 есть последний ряд.
Перемещаться по кнопкам весьма удобно, расстояния небольшие.

Человек, впервые взявший в руки аккордеон, теряется перед обилием кнопок, но если аккордеон берет после гармони, то все правые кнопки для него родные. До - кнопка с вмятинкой, ля - через две вверх. Соль и фа, ми и ре - это доминанты и субдоминанты, которые расположены так, как им и положено, сверху и снизу от тоник. Аккорд берем так же, как и на гармони, вторым пальцем, бас -третьим и гораздо реже четвертым-пятым.
Так же, как и на гармони, аккомпанировать можно аккордами обеих рук.
После чего в недалеком будущем можно будет перейти к аккомпанементу двумя руками на рояле.

И гармонь превращается в чудесное пропедевтическое средство. То есть в то, которое сильно облегчает обучение музыке в целом.
Что сейчас происходит с учащимися музыкальных школ?
Их сажают за инструмент с огромнейшими возможностями и показывают образцы совершенства. И говорят, что если трудиться и не лениться, то можно будет этого совершенства достичь. И начинается "Во саду ли в огороде" и прочее тюканье по клавишам, которое безгранично далеко от музыкальных потребностей ученика. Хороший педагог искусно поддерживает интерес, но больше к себе самому, чем к инструменту, плоховатый педагог или неподходящий человек в роли учителя раз и навсегда отбивает интерес и желание.
А надо бы сделать так, чтобы с первого же урока пальцы сами рвались в бой. Потому что получается!

Недавно я была в гостях в Беларуси, и там попросили подыграть на празднике. С удовольствием!
Дайте в руки мне гармонь - золотые планки!
Не нашлось. Горожане гармоней вообще не держат, потому что это на их взгляд деревенщина, и недавние выползцы из деревни ее стыдятся. А фортепиано кремировали, потому что места много занимает, если вообще имели. Есть только гитара. Но гитара - это авторская песня, которую мало кто знает. Не для веселого застолья.
Имея опыт покупки на Авито за малые деньги несносного инструмента, я решила расщедриться и купить в магазине инструмент хороший, новый. Наивно полагая, что Беларусь - это центр Европы, и в ней будет валом немецких и всяких прочих инстументов. Разочарование №1 - магазины, которые горожане знали с советских времен и где в те времена все полки были заставлены приличными инструментами по доступной цене, теперь завалены тряпьем. Ни одного музыкального отдела, не говоря уж о магазинах специализированных. Новые магазины, открытые в антисоветское время, тоже не работают, музыка не выдерживает конкуренции с нижним бельем и модным барахлом.
Разочарование №2 Люди смотрят на меня с изумлением: кому это в наше время могут понадобиться музыкальные инструменты?! Ненормальный вопрос неадекватного человека. Впрочем, как мне потом объяснили, у меня московский говорок, столичный напор и анатомирующий взгляд, что и повергало в ужас, а к музыке отношение в Беларуси вполне нормальное. И магазин - есть. Гитаристы знают, струны покупают. И меня повели глухими задворками в единственный в городе музыкальный магазин.
Он оказался довольно велик. Но по всей площади, как стадо баранов, толпились гитары на стойках. И на стене одиноко висела скрипочка. На мое громко озвученное изумление ответили, что никто ни на чем, кроме гитар, играть не умеет и не хочет, а спрос диктует предложение. Впрочем, у них есть один инструмент в хорошем кофре. И меня завели в дальний угол, где стоял Аккордеон с инвентарным номером - его списали в детском саду, когда повылетали кнопки басов и поотламывались белые клавиши. Стало ясно, почему подчеркнули, что инструмент отлично упакован: чемодан выглядел соблазнительно, содержимое - ужасающе.
Чуть позже нашлись интернет-сайты, на которых можно купить с рук остатки прежней роскоши, чаще всего зеленую "Чайку", на наши деньги от 4 тыр. Сплошь и рядом аккордеоны и гармони назывались баянами, а баяны - аккордеонами, что говорило то ли о совершенном непонимании, что досталось в наследство, то ли о непонятных мне маркетинговых ухищрениях. Праздник обошелся гитарой и Глафирой, которая должна принести кусочек сыра. После этого безобразия меня преследовали мысли о том, что полагаться на госмузобразование больше не приходится и спасениеутопающихделоруксамихутопающих. Реальная жизнь будет предлагать всевозможные инструменты разной степени раздолбанности - или обходиться без них, потребляя музыку из динамиков. Есть, конечно, голос, но на голос есть простуды. Он отказывает хоть и редко, но одновременно с другими загрипповавшими, так что выручать некому. И надо уметь играть на всем, что под руку попадет, от балалайки и губной гармошки до оргАна.

Взглянем еще раз на басы аккордеона/баяна.


"Фа-до-соль-ре-ля-ми-си" о чем-нибудь напоминает?


На правой клавиатуре гармони те же нотки расположены через одну, на фортепиано - через три, в басах - подряд.
Да поможет этот факт набирать аккорды быстрее.
Вложения:
Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем helen.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
8 года 7 мес. назад #32964 от Michael Berenstein
Michael Berenstein ответил в теме ЕЕ-обучайка
Однако!
Я был в Минске в последний раз в 2000м году. Магазин "Музыка", что на Якуба Коласа и Сурганова, всё ещё был открыт. Целая полка гармоней, включая гигантскую "Беларусь" зелёного цвета.
Тем не менее, неясно, при чём тут аккордеон?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.321 секунд
Работает на Kunena форум