Так называют в поселке Борисоглебский Ярославской области Виталия Королева. За свои 60 лет Виталий Королев провел 1000 свадеб, 100 раз был гостем передачи «Играй, гармонь», вошел в десятку лучших гармонистов России. Он лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей народного творчества, но главное, за что ценят его земляки – за широкую русскую душу, такую же веселую, как и его неизменная спутница гармошка.Играть на гармошке Королев выучился сам. В послевоенные годы, в ярославской глубинке, где рос Виталий Королев, люди хоть и голодали, но праздники любили, готовились к ним заранее и отмечали с размахом.Хотя в стране воинствовал атеизм, но в деревнях люди по старинке отмечали православные праздники – Пасху, Рождество, зимнего и летнего Николу. Неизменным атрибутом деревенских посиделок была гармонь.
«Помню, соберутся гости у нас в избе, выйдет на середину мой дядька Иван Васильевич Нечаев и давай играть на гармошке. А я лежу на печке, голову с палатей высуну, и слушаю его игру. И казалось мне, - вспоминает Виталий Анатольевич, - что гармошка его – живая, что есть у нее сердце, как у человека, и что живет она своей, независимой от гармониста жизнью».После того, как гости расходились, пятилетний Виталий слезал с печи, подходил к гармошке и старался ее погладить. Иван Васильевич, стоя в сторонке, наблюдал за племянником. Как-то раз, после очередного праздника, он подошел к сестре и сказал: «Вот, Мария, я оставляю гармошку твоему сыну. Чувствую, что будет он хорошим гармонистом». А Виталию сказал: «Учить я тебя не буду, вижу, что ты научишься сам».С этой гармошки и началось серьезное увлечение Виталия Анатольевича игрой. «Восторгу моему не было предела, - вспоминает гармонист, - с гармошкой я не расставался ни на минуту. Я был готов играть на ней 24 часа в сутки. Даже спать мне не хотелось. И по ночам снилось, что играю».В соседнем селе Галкино был клуб. Там собирались так называемые «вечорки». Парни и девушки сходились, чтобы потанцевать. Единственным аккомпанементом была гармонь.«Помню я деревенскую «козулю», ( так в Борисоглебском районе называли кадриль) у нас она называлась шестиколенной или шестизарядной, - рассказывает. - До сих пор у меня в глазах стоит эта сцена. Соберутся пар 6, встанут друг напротив друга – девушки и парни и начинают дробить. Шестиколенная козуля продолжалась не меньше 60 минут. Это было изнурительно, но очень красиво. Парни все мокрые от пота, но все равно танцуют. Через некоторое время в клубе поднималась такая пыль, что ничего не было видно. Тогда принесут веник с водой, все спрыснут, и снова начинают танцевать. Кроме козули танцевали еще фокстроты, вальсы, кроковяки.Я внимательно слушал игру, потом брал гармошку, уходил в баню и начинал тренироваться. Таким же способом учились все гармонисты. Раньше никто никого не учил - подростки сами перенимали игру по слуху. Когда я пошел в первый класс, я уже мог «сбацать» на гармошке «В лесу родилась елочка» и другие простенькие песенки. И несказанно удивил нашу учительницу, когда на новогодней елке вышел и сыграл несколько пьесок».В 8 классе Виталий стал просить у родителей баян. Вокруг была страшная нищета, но отец пообещал купить ему инструмент. Зимой зарезали самую большую овцу и повезли продавать мясо на Сенной рынок в Ярославль. Правда, вырученных за овцу денег не хватило на баян, но, к счастью, удалось купить полубаян.С того времени Виталий стал готовиться к поступлению в училище – купил себе самоучитель Басурманова и стал по нему разучивать пьесы. В 1964 году, после окончания восьми классов, Виталий Королев отправился поступать в Ярославское училище культуры. Ему очень хотелось учиться на оркестровом отделении, но в приемной комиссии сказали, что для этого необходимо закончить хотя бы 2 класса музыкальной школы. Однако, на прослушивании у деревенского парня обнаружились прекрасные музыкальные данные, и ему предложили поступить на хоровое отделение. Единственный вопрос, который задал Виталий: «А баян там будет»?Получив утвердительный ответ, он отнес документы на хоровое отделение и стал студентом училища культуры. В 1967 году Виталий Королев получил диплом с отличием и направление в Борисоглебский дом культуры. Потом, заочно закончил оркестровое отделение Московского института культуры. Предлагали талантливому музыканту играть в оркестре в Москве, но он так и остался в своем поселке Борисоглебском, ставшим за эти годы для него родным.В феврале 1988 года в сознании Королева произошла самая настоящая революция. Случилось это, благодаря передаче «Играй, гармонь сибирская», которую Виталий Анатольевич случайно увидел по телевизору. Вели ее братья Заволокины – Геннадий и Александр.«Эта передача поставила меня с ног на голову, - говорит Виталий Анатольевич, - Послушав сибирских гармонистов, я почувствовал себя учеником, понял, что пока еще мало что умею. Мне захотелось совершенствоваться в игре на гармони. Я стал импровизировать, создавать свои произведения».Первая встреча с Геннадием Заволокиным у Королева произошла в 1990 году. В июле в городе Иваново проходил первый фестиваль- конкурс гармонистов России, и Виталий Анатольевич получил первый приз этого конкурса – заказную Шуйскую гармонь. Правда, гармонь эту сохранить Виталию Анатольевичу не удалось. В голодные перестроечные годы пришлось выменять ее на 6 мешков картошки.Что делать, нищета - извечная доля творческого человека в России. Хотя, как признается сам Виталий Анатольевич, после того, как о нем показали сюжет на ОРТ, предложений, в том числе и коммерческих, поступало очень много. Геннадий Заволокин много раз звал его поехать с ним с концертной программой по городам России, но Королев вынужден был отказаться – путешествовать не позволяло больное сердце.Тем не менее, Виталий Анатольевич стал завсегдатаем передачи «Играй, гармонь». «В этой передаче я выступал более ста раз, - рассказывает гармонист, - когда к нам в поселок приезжал депутат Государственной Думы РФ Анатолий Грешневиков, которого очень часто показывают по местному телевидению, я ему в шутку сказал: «А меня-то, пожалуй, чаще Вас по телевизору показывают», - смеется Королев.Чем же заслужил такую популярность сельский гармонист? Королев сам создает аранжировки к популярным русским народным произведениям. Его обработки песен «По Муромской дорожке», «Коробейники», «Черноглазая казачка» и других признаны авторскими произведениями.Недавно вышел диск с музыкальными произведениями Виталия Анатольевича.Все 13 мелодий, записанных на диске – его собственные сочинения. С виду Королев – мужичок с ноготок. Росту в нем не больше метра пятидесяти. Маленький, сухенький, в неизменной голубоватой кепочке, которая стала его символом и талисманом. Со смехом рассказывает, как Геннадий Заволокин передал ему письмо одной из телезрительниц передачи «Играй, гармонь»! «Не помню как его зовут, - писала женщина, маленький в кепочке голубенькой, всю душу перевернул своей игрой – покажите его, пожалуйста еще раз»!А вот отзыв на игру Виталия Королева профессора Санкт-Петербурнгского государственного университета Ирины Столяровой: «Его игра оставляет ощущение праздника, которое возникает у нас обычно при встрече с талантливым человеком, - как всякий настоящий художник, он никогда не повторяет себя, внося в давно исполненные вещи новые краски, новые акценты.…Живая русская душа, со свойственной ей «чрезмерностью», предельной напряженностью в каждом переживании, влечением к простору, воле, непосредственно раскрывается в его игре». Не случайно, ни одна свадьба в Борисоглебе и округе не обходится без «Карандаша» - так с легкой руки Геннадия Заволокина прозвали односельчане Виталия Королева. Виталий Анатольевич вносит в свой дневник пометки о тех свадьбах, на которых он играл. Недавно в этом дневнике появилась тысячная запись.Его рассказы о приключениях на свадьбах можно слушать бесконечно. Вспоминает, к примеру, как в 1976 году селе Покровское женился молодой механизатор. Парень известный на всю округу, ударник труда, передовик. Свадьбу сыграли шикарную. А на второй день приходит гармонист на свадебный пир, видит - невеста в слезах, мать невесты мрачнее тучи, гости сидят как потерянные. Розлили водку. Жених встал, выпил стакан и скал. «Все мужики – не нужна мне эта жена, считайте меня холостым!» И вышел вон.Оказалось, что невеста, пока парень служил в армии, не сдержала обещаний о верности и спуталась с другим парнем. Узнав об этом, жених решил ее таким образом «опозорить». Месть получилась жестокой. Правда и жизнь у механизатора-мстителя не задалась. Так он больше ни на ком не женился, после развала колхоза начал крепко попивать, жизнь, как говорится, прошла стороной…Или не менее колоритный случай, когда в конце свадебного ужина у невесты начались схватки. «Скорая помощь» приехать не успела, и прямо на кухне в сельской столовой невеста благополучно разродилась мальчиком. «Прихожу на второй день, невесты нет, - вспоминает Королев, - жених сидит один. Какая же свадьба без невесты? Тогда находчивые гости предложили праздновать рождение малыша. На том и порешили, и свадьба загудела с новой силой».Бывали и такие случаи, что гармонисту приходилось уносить ноги со свадебного пира. «Гуляли мы как-то свадьбу в столовой СПТУ, - вспоминает Виталий Анатольевич, - через два часа после начала свадьбы кто-то из родни жениха сказал неосторожное слово о матери невесты. Что тут началось!!! Пошли стенка на стенку. Сначала посуда полетела, стулья. Я нырнул под стол, но когда и столы начали переворачивать, тогда уж мне пришлось бежать что есть мочи восвояси»!Полюбили русскую гармошку Королева не только земляки. Много раз он ездил со своими выступлениями в Югославию, Германию. Один из самых потрясающих случаев, происшедших в заграничных путешествиях Виталия Королева, произошел в Германии. На одном из уличных концертов, после того, как Королев сыграл «Катюшу», к нему подошел пожилой немец, снял шляпу, наклонил к гармонисту голову и показал огромную вмятину у затылка.«Я посмотрел на него удивленно, а он только повторил несколько раз с сильным акцентом: «Шталинград», «Шталинград». Специально для него я сыграл «Подмосковные вечера», он заплакал, выгреб из кошелька все деньги, которые у него были, отдал мне, и со слезами пошел прочь».Недавно, в качестве лауреата конкурса международного фонда «Филантроп» Королев отправился в Китай. Конкурс был серьезный. Всего в нем участвовало 1074 гармониста со всей России и из-за рубежа. Жюри отобрало 39 лауреатов, среди которых оказался и Борисоглебский «Карандаш».«Впечатления от поездки в Китай остались самые приятные, - рассказывает Виталий Анатольевич, - хотя нас предупреждали, что китайцы народ недружелюбный, и к русским относятся очень настороженно, ничего подобного я не заметил. Выходил со своей гармошкой на улицу, и народ реагировал очень доброжелательно. Просили сыграть, слушали и аплодировали. Ведь многие китайцы видели русскую гармошку в первый раз в жизни».Вернувшись из Китая, Виталий Королев устроил в Борисоглебе свой творческий вечер. На него собрались гармонисты из Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы. На этом вечере у работников местного дома культуры родилась идея – создать в Борисоглебе музей русской гармони.«Этот музей мы решили открыть к 645 –летию поселка Борисоглебский, которое будет праздноваться в следующем году - рассказывает директор дома культуры Татьяна Алексеевна Клапова, - помимо экспозиции, рассказывающей о Виталии Анатольевиче Королеве, там будет еще стенд, посвященный лучшим гармонистам района и также на нем будут выставлены уникальные гармошки».Первый вклад в этот музей – «заказную» тульскую гармонь – подарок московского генерала Василия Юрьева, Виталий Королев уже подарил работникам ДК. Сейчас собирает для будущего музея все свои награды, дипломы и грамоты, которых у него несколько десятков.Сам Виталий Королев – человек очень скромный, и вовсе не считает себя асом в игре на гармони. В разговоре со мной он признался, что за всю свою жизнь не достиг той меры мастерства, что было у его деревенского дядьки, пастуха и гармониста Ивана Васильевича Нечаева.«Гармонь для меня и сейчас остается живым и загадочным существом, - говорит Виталий Королев, - На мой взгляд, человеческой жизни не хватит, чтобы исчерпать все возможности и понять все тайны этого простого и уникального инструмента – русской гармошки».Елена БАТУЕВА