"ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ГАРМОНИСТ"

 


Н. ВОРОНЕНКО, заведующая Музеем русской гармоники Альфреда Мирека (филиал
Музея истории г. Москвы).

В 3, 2004г. журнала "Наука и жизнь" рассказывалось об уникальном Музее русской гармоники Альфреда Мирека. Материал Натальи Вороненко продолжает тему.

"Первый русский гармонист" - этот титул талантливейший российский самородок Петр Елисеевич Емельянов (Невский) присвоил себе сам. Но присвоив, подтвердил его в полной мере: во всей истории русской гармоники не было артиста столь яркой и интересной биографии, достигшего такого уровня популярности и славы.


Петр Невский родился в 1849 году в семье сапожника. Продолжив ремесло отца, к двадцати годам он вдруг понял, что замасленный фартук и тесная, душная мастерская - не его призвание. Душа просила песни, красоты, музыки, но еще более увлекала жажда странствий, успеха, аплодисментов. Он самостоятельно научился играть на примитивной тульской семиклапанной гармонике, упорно копируя по слуху все, что ему доводилось слышать на ярмарках, в трактирах, на парковых эстрадах. Его первые выступления прошли в богатых торговых городах Поволжья. В ту пору одежда его была обычной для ярмарочных гармонистов: красная шелковая рубаха, плисовые шаровары. Выделялись разве что ладные хромовые сапоги, скроенные самим артистом.Событием, совершенно переменившим его жизнь, стала встреча с цирковой труппой Юровых - музыкантов-эксцентриков с мировой славой. Известный концертинист (концертино - один из видов гармоники) Дмитрий Юров, прекрасно игравший и на тульской семиклапанке, сделался учителем Невского. Именно он создал из талантливого гармониста-самоучки яркого артиста, отлично владеющего не только инструментом, но и зрительным залом. Теперь на сцену с широкой заразительной улыбкой выходил подтянутый красавец в расшитом золотом кафтане. Его игра завораживала, заставляя зрителей забывать, что в руках артиста простушка-семиклапанка, а не сложный концертный инструмент. Известный актер и антрепренер М. В. Леонтовский писал: "Невский не только самородок, но Невский - волшебник-виртуоз на своей гармонике: она у него поет, хохочет и рыдает, заливается соловьем…"Труппа Юровых много гастролировала в Европе: Берлин, Париж, Лондон. Пройдет совсем немного времени, и Петр Невский повторит все эти маршруты, начнет выступать на европейских сценах самостоятельно и станет первым российским гармонистом, выезжающим за рубеж на большие продолжительные гастроли.Петр Невский играл в Турции, Бельгии, Чехии, Польше, Германии, Англии и даже в Монако. Но самый большой успех ждал его во Франции, где и по сию пору любят и ценят гармонику - аккордеон. Веселые, жизнерадостные французы с восторгом принимали Петра Невского, умевшего увлечь публику не только языком музыки, но и непринужденным диалогом с залом.В Россию Невский вернулся с многочисленными наградами - почетными медалями и знаками, а также со званием Почетного члена Парижского лирического музыкального общества. А в репертуаре гармониста появился новый музыкальный номер "Путешествие по Европе". В шутливой музыкально-стихотворной форме под несмолкаемый хохот зала Невский рассказывал, и, надо сказать, не всегда лицеприятно, о европейских городах. Номер заканчивался куплетом "Обойди хоть целый свет, а России лучше нет".Невский становится необычайно популярен в народе. Многие мастеровые хотят, так же как он, научиться играть на гармонике. И вновь Невский первый. Он решает написать и издать самоучитель игры на гармонике. Но как научить игре того, кто не только не знает нот, но и порой не умеет толком читать и писать? Петр Невский совершает маленькую "музыкальную революцию" - изобретает собственный "цифровой" метод обучения игры на гармонике. Система записи мелодии выглядит необычно: вместо нотных линеек - прямоугольники, а в них цифры, обозначающие клавиши. Тульская семиклапанка, как видно из названия, имела только 7 клавиш, но издавала 14 звуков - на сжим и разжим мехов. Поэтому в системе записи Невского тонкая черта под цифрой обозначала разжим меха, а толстая - сжим.

Хотя запись и выглядела простой, новичку научиться играть по ней было отнюдь не просто, так как обозначения ритма и длительности нот отсутствовали. Чтобы освоить гармонику, нужны были изрядные музыкальные способности да к тому же возможность внимательно слушать и смотреть, как по записи исполняют мелодии другие музыканты. Петр Невский пытается усовершенствовать созданную методику, введя обозначения ритмического рисунка, пауз и других элементов исполнения произведения. Рядом с большими цифрами, обозначающими клавиши, появляются маленькие.

Вот как сам автор объяснял свою систему: "…у большой цифры становится маленькая цифра: если она поставлена вверху, то значит, что надо гармонию тянуть кверху [разжимать мех], если же она поставлена внизу, то книзу[сжимать мех]. Если у большой цифры стоит маленькая цифра 2, значит, нужно тянуть кверху 3 раза. Потом после каждого раза нужно отымать палец медленно или скоро, смотря какую ученик играет песню, скучную или веселую… Если поставлена не одна цифра в одной клетке, а несколько… этоозначает, что надо играть скорее. А если прибавлена маленькая черточка сбоку первого номера, то это означает, что надо остановиться на сколько-то времени, смотря по характеру пьесы".


Петр
Невский.





Самоучитель игры на гармонике Петра Невского.






А так на рисунке из самоучителя, буквально "на пальцах", Невский
объяснял начинающим суть своей системы.








Цифровая система записи В. И. Ваныкина.







Так в системе Невского записывался гимн Российской империи.






Несмотря на очевидные недостатки, успех самоучителя был колоссальным. Система Невского была рассчитана на самую простую гармонику - тульскую, родоначальницу всех моделей русских национальных гармоник. Однако, к примеру, гармоника венка, ставшая чрезвычайно популярной в начале XX века, имела уже два-три ряда клавиш с правой стороны и большой аккомпанемент на левой клавиатуре. На ней можно было играть не только примитивные народные мелодии, но и большой репертуар городских песен, вальсов и даже классические произведения. По мере усложнения самих инструментов другим авторам цифровых методов приходилось усложнять и систему обозначений. В Москве систему Невского усовершенствовал В. И. Ваныкин, приспособив ее для двухрядной гармоники. Всего же было создано более 30 различных видов цифровой записи. Но путь этот оказался, по сути, тупиковым - цифровая система усложнялась настолько, что в конце концов стало очевидно: по нотам играть куда проще. Тем не менее некоторое время, пока от цифр не отказались окончательно, цифровые записи сосуществовали в учебниках вместе с нотами. В некоторых формах цифровая запись дожила и до наших дней. Почти во всех клавирах для популярной сегодня гармоники хромки под каждой нотой пишутся маленькие цифры с номером клавиши, которой эта нота соответствует (совсем как у Невского). А в самоучителях для саратовской гармоники до сих пор движение меха на сжим обозначается жирной чертой.

Концерты Невского собирали толпы поклонников. На его выступлениях всегда было весело: попурри из знакомых мелодий сменялись шутками, после которых вновь звучала музыка. Или же вдруг он доставал из кармана совсем маленькую гармошечку - ее и в руках-то почти не было видно, и она начинала петь соловьиными трелями, завораживая слушателей. Этих малюток в XIX веке называли "акробатическими гармониками", "лилипут-гармониками". Но в народе закрепилось до наших дней другое название - "черепашки", потому что во время игры они скрываются в руках исполнителя, словно в панцире. Совсем маленькие, размером со спичечную коробку или чуть побольше, в виде сапожка, тюбетейки, самовара, они и сейчас на концертах вызывают восторг и у детей и у взрослых. Но знаменитыми их сделал Петр Невский, потому до сих пор эти гармоники носят название "черепашки Невского".

Стремление во всем быть первым не оставляло Невского никогда. Узнав об изобретении граммофона Берлинера, он немедленно поехал в Ганновер и записался на пластинку. Одним из первых Невский стал сотрудничать с фирмами грамзаписи "Пишущий амур", "Бр. Пате", "Зонофон" и многими другими.

Петр Невский так и не научился играть по нотам. И все же именно он стал первым, кто солировал на гармонике, выступая с симфоническим оркестром. Это случилось в 1909 году в Кисловодске, в том самом курзале, где выступали великие Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Леонид Собинов.

Популярность Невского росла год от года. Он выступал в дорогих столичных купеческих клубах и на открытых больших эстрадах. Имел огромные гонорары, обзавелся солидным счетом в банке, получал дорогие подарки от восторженных поклонников. Особенно дороги были артисту именные золотые часы, подаренные самим императором.

Умер Невский 21 января 1916 года смертью истинного артиста. Он тяжело болел воспалением легких, но все же вышел на сцену и, как всегда, блестяще доиграл концерт до конца. Но "на бис" выйти уже не смог, за кулисами упал без сознания, прижав к груди гармонику.

Провожала Невского вся Москва. Огромная многотысячная толпа шла от Газетного переулка (Центрального телеграфа) до Ваганьковского кладбища.

Через год, в 1917 году, его особняк разграбили. Исчезли архивы. Пропали дорогие награды, памятные почетные знаки, ценные подарки, пропал и след его легендарных концертных гармоник - знаменитых "черепашек".

С огромным трудом, по крупицам создателю Музея русской гармоники Альфреда Мирека, доктору искусствоведения, профессору Альфреду Мартиновичу Миреку удалось собрать уникальные архивные материалы о выдающемся русском гармонисте. Теперь можно увидеть их в экспозиции музея и даже услышать в записи того времени игру и голос знаменитого артиста Петра Невского.

Оригинал статьи расположен по адресу:
http://www.nkj.ru/archive/articles/528/?phrase_id=2933817

 

Войдите чтобы комментировать