Н. ВОРОНЕНКО, заведующая Музеем русской гармоники Альфреда Мирека (филиалМузея истории г. Москвы).
"Первый русский гармонист" - этот титул талантливейший российский самородок Петр Елисеевич Емельянов (Невский) присвоил себе сам. Но присвоив, подтвердил его в полной мере: во всей истории русской гармоники не было артиста столь яркой и интересной биографии, достигшего такого уровня популярности и славы.
Несмотря на очевидные недостатки, успех самоучителя был колоссальным. Система Невского была рассчитана на самую простую гармонику - тульскую, родоначальницу всех моделей русских национальных гармоник. Однако, к примеру, гармоника венка, ставшая чрезвычайно популярной в начале XX века, имела уже два-три ряда клавиш с правой стороны и большой аккомпанемент на левой клавиатуре. На ней можно было играть не только примитивные народные мелодии, но и большой репертуар городских песен, вальсов и даже классические произведения. По мере усложнения самих инструментов другим авторам цифровых методов приходилось усложнять и систему обозначений. В Москве систему Невского усовершенствовал В. И. Ваныкин, приспособив ее для двухрядной гармоники. Всего же было создано более 30 различных видов цифровой записи. Но путь этот оказался, по сути, тупиковым - цифровая система усложнялась настолько, что в конце концов стало очевидно: по нотам играть куда проще. Тем не менее некоторое время, пока от цифр не отказались окончательно, цифровые записи сосуществовали в учебниках вместе с нотами. В некоторых формах цифровая запись дожила и до наших дней. Почти во всех клавирах для популярной сегодня гармоники хромки под каждой нотой пишутся маленькие цифры с номером клавиши, которой эта нота соответствует (совсем как у Невского). А в самоучителях для саратовской гармоники до сих пор движение меха на сжим обозначается жирной чертой.Концерты Невского собирали толпы поклонников. На его выступлениях всегда было весело: попурри из знакомых мелодий сменялись шутками, после которых вновь звучала музыка. Или же вдруг он доставал из кармана совсем маленькую гармошечку - ее и в руках-то почти не было видно, и она начинала петь соловьиными трелями, завораживая слушателей. Этих малюток в XIX веке называли "акробатическими гармониками", "лилипут-гармониками". Но в народе закрепилось до наших дней другое название - "черепашки", потому что во время игры они скрываются в руках исполнителя, словно в панцире. Совсем маленькие, размером со спичечную коробку или чуть побольше, в виде сапожка, тюбетейки, самовара, они и сейчас на концертах вызывают восторг и у детей и у взрослых. Но знаменитыми их сделал Петр Невский, потому до сих пор эти гармоники носят название "черепашки Невского".Стремление во всем быть первым не оставляло Невского никогда. Узнав об изобретении граммофона Берлинера, он немедленно поехал в Ганновер и записался на пластинку. Одним из первых Невский стал сотрудничать с фирмами грамзаписи "Пишущий амур", "Бр. Пате", "Зонофон" и многими другими.Петр Невский так и не научился играть по нотам. И все же именно он стал первым, кто солировал на гармонике, выступая с симфоническим оркестром. Это случилось в 1909 году в Кисловодске, в том самом курзале, где выступали великие Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Леонид Собинов.Популярность Невского росла год от года. Он выступал в дорогих столичных купеческих клубах и на открытых больших эстрадах. Имел огромные гонорары, обзавелся солидным счетом в банке, получал дорогие подарки от восторженных поклонников. Особенно дороги были артисту именные золотые часы, подаренные самим императором.Умер Невский 21 января 1916 года смертью истинного артиста. Он тяжело болел воспалением легких, но все же вышел на сцену и, как всегда, блестяще доиграл концерт до конца. Но "на бис" выйти уже не смог, за кулисами упал без сознания, прижав к груди гармонику.Провожала Невского вся Москва. Огромная многотысячная толпа шла от Газетного переулка (Центрального телеграфа) до Ваганьковского кладбища.Через год, в 1917 году, его особняк разграбили. Исчезли архивы. Пропали дорогие награды, памятные почетные знаки, ценные подарки, пропал и след его легендарных концертных гармоник - знаменитых "черепашек".С огромным трудом, по крупицам создателю Музея русской гармоники Альфреда Мирека, доктору искусствоведения, профессору Альфреду Мартиновичу Миреку удалось собрать уникальные архивные материалы о выдающемся русском гармонисте. Теперь можно увидеть их в экспозиции музея и даже услышать в записи того времени игру и голос знаменитого артиста Петра Невского.Оригинал статьи расположен по адресу:http://www.nkj.ru/archive/articles/528/?phrase_id=2933817