Эту частушку написала про Александра Устьянцева любимая Валюша. Жена, солистка, муза. «Первого января — звонок за звонком, к вечеру я ему говорю: «Саша, ты бери вот стульчик, у телефона садись, спать не ложись».В словах Валентины Митрофановны ласковая гордость. Иркутск, Якутск, Красноярск, Ачинск, Новосибирск, Абакан, Качканар, Киров, Нижний Новгород, Волгоград, Волжский, Орел, Орехово-Зуево, Екатеринбург, Карпинск, Москва, Санкт-Петербург… Страна сутки поздравляла одного из лучших своих гармонистов с 70-летним юбилеем. Масса телеграмм, в том числе правительственная — от депутата Государственной Думы, бывшего мэра Каменска-Уральского Виктора Якимова. А недавно состоялся официальный праздник. Да не простой. И в награду имениннику, и в подарок от именинника — бенефис! Грандиозный концерт. Народу — яблоку негде упасть.
Гармошказа три ведра картошкиРодился будущий заслуженный работник культуры России, вошедший в первую золотую десятку гармонистов, в селе Шаблиш Челябинской области. Вся семья музыкальная была. Папа, тенор, на гармошке играл. Мама, альт, — на балалайке. Шурко, как они своего первенца называли, сызмальства при инструменте: глядел, слушал, кнопочки перебирал. Когда грянула война, отец ушёл на фронт. И парнишка затосковал.— Видя такое дело, набрала мама три мешка картошки, — рассказывает Александр Петрович, — а это во время войны большое богатство было, и обменяла на гармошку. С тех пор и играю.Четырёхлетнего пацана толком-то и видно из-за гармошки не было. А вот, поди ж ты, играл. Уже тогда хорошо играл. И уже тогда — для народа. Чтобы сгладить тяготы трудовых будней, нередко собирались женщины вечером на посиделки. Новостями с фронта обменивались — считай, вся мужская половина деревни с фашистами воевала. И пели, изливая в песне всю свою тоску и всю свою веру, надежду. А маленький Саша играл. Деревенские дети давно уже спали, он тоже бы рад, но как без него?Ему повезло. Отец вернулся с войны. Вернулся, увидел сына, гармонь. «Ну-ка, ну-ка, сынок, поприветствуй меня на гармошке», — улыбаясь, сказал. Заиграл Шурко, а у отца слёзы по щекам потекли.— На всю жизнь я это запомнил, — говорит Александр Петрович. — Я играю изо всех сил, он стоит молча и слезы катятся…Народилось в семье еще малышей. И все музыкальные. Сестра Любаша — спец по частушкам.— Бывало, взрослые уйдут на работу, нас в избе «на клюшку» запрут, — улыбается юбиляр. — Так мы откроем окно, заберёмся на лавку, и пошла потеха: я на гармошке, она частушками сыплет. Люди мимо идут — останавливаются, диву даются: опять у Устьянцевых праздник!Любовь Петровна частушки до сих пор поет. Высокий голос, сопрано. И энергии не занимать. Много лет ходила она в ансамбль, созданный старшим братом. Младший брат, Василий, — заслуженный артист России — в челябинском ансамбле танца «Урал», жена танцует, сын учится в академии. Средний брат Николай был бардом, прекрасно владел гитарой, банджо. Его уже, к сожалению, нет в живых. Нет и отца, а вот мама жива. 20 января ей исполнился 91 год, женщина очень сильная, волевая, работящая. До сих пор сама обустраивает огород перед окнами. Хоть и нет в том большой необходимости, ей важно при деле быть.Семьёй своей Александр Петрович по праву гордится. Все мы родом из детства. Так или иначе влияет оно на всю нашу последующую взрослую жизнь. У Устьянцева связь прямая. Тяга к музыке, гармони, народной песне вместе с талантом заложена в нём генетически. И никакие обстоятельства не могли этому помешать.— С детства просился в музыкальную школу, — вспоминает Александр Петрович. — Отец говорил: «Рано». Двенадцать лет исполнилось, он меня повел. Оказалось, что поздно. Во было слёз!Музыкалку он все же закончил гораздо позже, экстерном: пятилетку за два года. На втором году обучения сам руководил учениками. Рубежом считает 1962-й, когда в Каменск-Уральский, куда после войны перебралась семья Устьянцевых, приехал государственный Оренбургский народный хор. Услышали руководители хора его баян и пригласили на работу. Считает, что именно там — в течение двух лет — прошёл самую великую школу. Самодеятельность, пусть даже очень высокохудожественная, превратилась в профессионализм.Есть у него и «земная» профессия: слесарь по ремонту промышленного оборудования. Приобрел в ремесленном училище, «чтобы твердо стоять на ногах». Отец — тракторист, комбайнёр, мастер на все руки, по-мужицки считал, что музыка — это для души. Как мы сейчас говорим, хобби. А для жизни должно быть дело, рабочая специальность. Удивительно повернулась судьба. Делом жизни Александра Петровича стала именно музыка — гармонь, баян. А рабочая специальность стала своего рода хобби. При необходимости практически всё в доме может отремонтировать.Если продолжать историческую линию, далее было возвращение в Каменск — пригласили создать коллектив в новом Дворце культуры «Юность». А затем стремительный взлёт этого самого коллектива. Через три года — Москва, медаль ВДНХ. Звание народного. Это был первый в Каменске народный коллектив, в области — третий. Хотелось работать, двигаться. Каждые два-три года — крупнейшие фестивали, множество побед. Попасть в ансамбль Устьянцева, насчитывавший тогда 110 человек (вместе с танцевальной группой) было невероятно сложно и престижно. Ну, а сам уникальный руководитель тем временем… заочно оканчивал музыкальное училище имени Чайковского в Свердловске.Уральский самородокМногие не верят, что можно играть так, как он. Был случай на одном из концертов в Назарово Красноярского края. Александр Петрович играл. В первом ряду две женщины смотрели на сцену, не отрывая глаз, аж приподнимаясь со своих мест. По окончании мелодии одна другой убежденно так говорит: «Ну, точно — «фанера». Ты видела — у него даже пальцы кнопок не касаются!» С одной стороны, обидно, потому как никогда Устьянцев под «фанеру» не играл и даже помыслить себе такого не мог. А с другой, лестно: всегда приятно чувствовать, что ты можешь сделать нечто невозможное.Знаменитый Геннадий Заволокин, организовавший движение «Играй, гармонь!», создавший одноименную телепередачу и журнал, называл его уральским самородком. Этот человек в судьбе Александра Устьянцева сыграл огромную роль. Познакомились они очень просто — на прослушивании. Однажды Геннадий Заволокин приехал в Каменск-Уральский. Для тех, кто не знает: он ездил с концертами по стране, искал и находил талантливых гармонистов, а затем открывал их всей России, возрождая интерес к исконно русским музыкальным традициям. Так вот: приехал он в Каменск-Уральский, пригласил местных гармонистов. В объявлении было сказано: кто с гармошкой, может проходить на концерт бесплатно. Впрочем, Устьянцев и за деньги бы пошел, даже побежал, настолько интересен ему был легендарный Заволокин, уже гремевший в отечестве. Что характерно: с гармошкой бесплатно пропустили не только Александра Петровича, но и двух его солисток — жену, Валентину Митрофановну, и Зинаиду Васильевну Орлову. Когда Геннадий Заволокин услышал это трио, исполнявшее «Колечко моё», он был потрясён. И с тех пор стал приглашать уральского мастера-самородка на большие концерты и праздники, где собирал самых ярких гармонистов, настоящих виртуозов. Так Александр Устьянцев вошёл в первую десятку российских гармонистов, а затем в энциклопедию «Лучшие люди России». На парадном его пиджаке красивый знак, неуловимо похожий на звезду Героя.А ещё благодаря Геннадию Заволокину у Александра Петровича появилась самая большая его ценность и главная отрада — чудесная гармонь ручной сборки. Нынче у неё тоже своего рода юбилей — десять лет исполнилось инструменту. Дело было так. В очередной раз Заволокин приехал в Каменск-Уральский и зовет Устьянцева на концерт — поучаствовать. А Устьянцев ему с горечью: «Не могу, — говорит. — Кончилась моя гармонь, совсем развалилась». Работники культуры получали копейки. Шансов купить новую — никаких. Тем более что мечтал Александр Петрович о гармошке не простой, а почти что золотой. Настоящей ручной сборки, чтобы пела — как душа поёт. Он и мастера настоящего заприметил и не раз у него побывал. Мастер этот, услышав, как Устьянцев играет, даже цену серьёзно скинул — из уважения. Но и оставшаяся была неподъёмна. Шутка ли — 18 миллионов! Правда, рубли те — 90-х годов, тогда многие «миллионерами» были. Но не сотрудники ДК.В общем, не было у Петровича шансов. На концерт он всё же пошёл — чтобы других послушать. А Заволокин возьми да и выставь на сцену пустой чехол от баяна. Мол, ну не стыдно ли вам, всему городу, у вас такой талантище, а вы ему с гармонью помочь не можете! И кладёт в чехол первый взнос — свои кровные 500 тысяч. И, представляете, потянулся на сцену народ! Кто сколько может. А затем уж и управление культуры оставшиеся средства изыскало. Так у Устьянцева появилась гармонь, с которой он не расстается.Играет Александр Петрович до сих пор. Хотя возраст даёт о себе знать. Всё чаще болят, устают руки, да и другие проблемы есть со здоровьем. Но он не унывает. Каждый концерт, каждая поездка — а приглашают его постоянно в самые разные уголки необъятной нашей Родины — как глоток живительной силы. Ощущение, что ты нужен, что тебя любят и ждут, сильнее всяких лекарств.Огромный творческий коллектив, которым Устьянцев руководил в ДК «Юность» 38 лет, ушёл в историю. Его вспоминают с ностальгией и большим уважением. Сегодняшнее достояние — «Каменские провинциалы». Мобильный ансамбль: три гармониста, две солистки. Также лауреат многочисленных фестивалей и конкурсов. Нередко выступают и в качестве трио, как тогда перед Заволокиным. Зинаида Орлова — сопрано. Валентина Устьянцева — альт. Александр Устьянцев — гармонь, баян. И довольно часто вдвоём, семейным дуэтом, с литературно-музыкальными композициями.Одну такую, посвященную бойцам Великой Отечественной войны, они сыграли у себя дома для единственного зрителя и слушателя. Для меня. Мы сидели, разговаривали. В ответ на мой вопрос, как рождается музыка и о чём поёт душа, они переглянулись, улыбнулись, кивнули друг другу. Александр Петрович достал заветную гармонь. Валентина Митрофановна на секундочку закрыла глаза и тихо-тихо начала читать стихи. О том, как после боёв, на привале, уставшие бойцы слушают гармонь, которая поёт им о доме, о счастье, о мире. И она запела, эта гармонь. Сначала тоже тихо-тихо, а затем набирая голос и мощь, и раздолье, и высоту…Хотите верьте, хотите нет, эта уютная комната с диваном, телевизором и цветами, оставшимися после юбилея, на время перестала существовать. Растворилась в музыке и стихах. Вопрос был исчерпан. Но они ответили. Музыка у Александра Петровича рождается чаще всего как импровизация. Он сидит и наигрывает, так рождаются образы, звуки и ноты. Кстати, ему приходит масса писем с просьбой выслать сборник нот его произведений. Сборник подготовлен давно, но «пробить» его в городе было практически невозможно. Помог областной Дом народного творчества, взяв на себя все хлопоты, за что ему от семьи Устьянцевых благодарность великая. Дом народного творчества выпустил диск с музыкой Александра Устьянцева «Перезвоны гармони моей» и вот-вот выпустит сборник нот.А о чём душа поёт? Обо всём, что дорого, — о Родине, о любви, о жизни.Вечные ценностиНедавно Устьянцевы побывали в Великом Устюге. Они стали лауреатами шестого всероссийского творческого конкурса «Семья России». Опять же посодействовал областной Дом народного творчества — направил на конкурс необходимые материалы. Пришёл вызов. И под Новый год они отправились в вотчину Деда Мороза. Просили поблагодарить от их имени через «Областную газету» за помощь в организации поездки Сергея Симонова, сотрудника городского управления культуры, Олега Пономарёва, президента торгово-промышленной палаты Каменска-Уральского и основателя знаменитой колокольной фирмы Николая Пяткова.Поездка произвела на них неизгладимое впечатление. Красивейшие места, безупречный сервис, радушие и гостеприимство. Но самое главное — поразило бережное отношение к фольклору, к русским народным традициям.— Всё настоящее! — с упоением рассказывает Валентина Митрофановна. — От музыки до мельчайших деталей костюмов. Красивейшие русские песни, танцы, обряды. А сколько детей! И какие талантливые! Там был мальчишечка лет десяти — такие приплясы, такие частушки выдавал! Поют семьями — от мала до велика. От бабушек до детишек совсем маленьких. Просто чудо какое-то.Им обоим жаль, что народное творчество сегодня мало пропагандируется. Говорят: «Раньше по телевизору можно было увидеть и услышать хор имени Пятницкого, другие российские коллективы с мировым именем, а сейчас где всё это?» Оба переживают, что «телевизор заполонили одни и те же артисты». И песни одни и те же. И какие…— Мы воспитывались на настоящих песнях, где были и мелодии красивые, и тексты. О любви, о труде. А сейчас какой текст, какой труд? Чему эти песни могут научить? — с грустью говорит Александр Петрович. — Во всём должен быть смысл, а в песне — в первую очередь.Поездка в Великий Устюг вселила в них оптимизм. Столько молодёжи, влюбленной в русское народное творчество. Столько внимания этой теме. Да и движение «Играй, гармонь!», несмотря на безвременную гибель своего идейного вдохновителя Геннадия Заволокина, живёт. Недавно Устьянцевы участвовали в съемках телепередачи в Висиме. В этом году в Ханты-Мансийске будут собирать юбилейную десятую «золотую десятку» лучших гармонистов, зовут и представителей первых девяти десяток. Александра Петровича приглашают в жюри.Их вообще часто куда-нибудь приглашают. С нетерпением ждут концертов. Но выехать, увы, не так уж много возможностей. Пенсия одного из лучших людей России чуть больше пяти тысяч рублей. У его супруги, в прошлом педагога, — около шести. Государство отметило Александра Устьянцева званием залуженного работника культуры. Город — званием почётного гражданина и премией «Браво!» в номинации «Честь и достоинство». За это спасибо. А деньги… Друзья помогают передвигаться по стране. Поклонники таланта готовы оплатить лечение в знаменитом сибирском центре Прасковьи…Проза жизни. Устьянцевы стараются о ней не думать. Куда приятнее — о высоких материях. Например, о бенефисе Александра Петровича. Вот где отдохнула, отогрелась душа! На юбилейный концерт, состоявшийся в социально-культурном центре, пришли почитатели его творчества — те, кто всей душой любит русскую народную музыку. Их очень много. И это, наверное, самая большая радость. Юбиляра поздравили лучшие вокальные и хореографические коллективы города, воспитанники музыкальных школ и школ искусств. Кульминацией стало выступление ансамбля «Камен-ские провинциалы» — вместе со своим бессменным руководителем. Второе отделение вела Валентина Митрофановна, вложившая в этот праздник всю свою любовь и всё своё восхищение.Ну, а самым трогательным событием концерта стало поздравление маленькой внучки Ксюши. Обняв деда, она тихонько шепнула на ушко: «Мне нравится!» И подарила ему воздушный шарик….Ирина КОТЛОВА, соб. корр. «ОГ».06.02.2009Ориганл статьи расположен по адресу: http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=7-1.sat&dt=06.02.2009