Музыка нас связала


Михаилу Кузьмину 15 лет, но его уже называют большим мастером игры на русской гармошке. А главное, кто называет! Прославленный на всю Россию орловский гармонист, композитор и страстный пропагандист старинного русского инструмента Евгений Дербенко. Он пророчит ему путь славный, имя громкое народного артиста.



ИГРАЙ, ИГРАЙ, НАЯРИВАЙ
Бытует мнение, что гармошка - примитивнейший инструмент, приспособленный лишь для народной музыки. И то только для исполнения мелодий данной местности и в той музыкальной тональности, которая там бытует. Гармошка бывает или одноголосой, или двухголосой, или трехголосой. Разве можно при таких ограниченных возможностях извлечь из нее красивую музыку?
Миша наяривает так, что ноги сами идут в пляс и появляется непреодолимое желание затянуть " Ах вы, сени, мои сени" или "Мороз-мороз, не морозь меня". И уже независимо от вас самих поднимается настроение.
В гармошках западного кроя эти песни не распеть. В "иностранках" прижимают ноту "ля". Ноту из гармошки выкинуть можно, а из русской песни - никак. Русская песня, она же какая? Размашистая и разухабистая, и "ля" для нас крик и стон души, вопль радости и счастья одновременно.
Евгений Дербенко убежден: потенциал этого инструмента до сих пор не раскрыт. Гармошные наигрыши вводили в свои бессмертные произведения Чайковский и Шестакович, гармошка может звучать и как орган, она удачно вписывается в симфонический оркестр. В умелых руках то как зверь она завоет, то заплачет как дитя. Русской гармошке подвластны Бах, Гендель, Паганини… А под настроение может зажечь латиноамериканскими танцами, зачаровать джазом или навеять печаль блюзом…

ТЫ ГАРМОНИСТ, МИШКА, А ЭТО ЗНАЧИТ
У юного виртуоза Миши Кузьмина руки умелые. С гармошкой он дружит с детства. Любовь к этому инструменту у него наследственная. Его родной дед Петр Васильевич, по профессии военный медик, а по жизни любитель русского фольклора, сам неплохо играет и поет. Была у него в юности мечта - стать профессиональным гармонистом. Не довелось. Творческие устремления удовлетворял в художественной самодеятельности. А вот во внуке разглядел талант. Кстати, и первые уроки Миша брал у деда. И его первая гармошка была самоделкой, которую для внука специально смастерил Петр Васильевич.
Дед и определил его в музыкальную школу. Уже в первом классе Миша выступил на престижном областном конкурсе, где стал лауреатом. Сейчас нашего виртуоза хорошо знают в музыкальных кругах. Концерты, конкурсы, сольные выступления - и всегда аншлаг, цветы и аплодисменты… Словом, Миша уже большой артист, но звездной болезнью не заразился. Он очень скромный, воспитанный и трудолюбивый.
У музыканта всегда есть проблема, что играть. У любимца публики Миши Кузьмина подобные вопросы не возникают. Он играет то, что от него хотят услышать и что сам любит исполнять. Миша наизусть знает десятки песен и наигрыши на любой случай.
Высокая техника игры и прекрасное владение инструментом для гармониста важно, но, как оказалось, отнюдь не главное.
- Весь секрет не в том, что ты играешь, а как играешь. Главное - не выпендриваться и играть наигрыш, как его играли в русских селеньях, допустим, сто лет назад, - говорит Миша. - А играли просто, но со вкусом. У настоящего гармониста не только бегают пальцы, у него играет душа, а с душой и все тело.
Мише очень повезло. Евгений Дербенко не только его наставник, но и персональный композитор, который исключительно для него делает аранжировки уже известных произведений и специально пишет оригинальную музыку. Только что они вернулись из Сызрани, где проходил престижный музыкальный конкурс "В ритме времени". Конкурс был посвящен творчеству Евгения Дербенко. Понятное дело, что для Миши победить на конкурсе в честь своего педагога стало делом принципа. Он и выиграл. Для его сольного выступления Евгений Петрович специально написал музыкальный эксклюзив под названием "Токката". Это соло на гармошке в сопровождении симфонического оркестра. Таких аплодисментов концертный зал еще не слышал. После концерта коллеги по музыкальному цеху подходили к Дербенко с поздравлениями. Мол, и мальчик хорош, да и педагог не без таланта.
Дербенко вообще любит писать музыку для своих учеников. Он часто повторяет поговорку: "Лошадь к сену можно подвести, но есть не заставишь". Так и дети. Если им музыка не нравится, они ее, конечно, сыграют, но это будет совсем другая музыка. Поэтому прежде, чем представить свои произведения на широкий суд, Евгений Петрович апробирует их на учениках. Если ученики приняли на ура, значит, на ура примет и публика. Ну а если где-то нестыковка? Тут, как говорится, нет предела совершенству.

ВИДНО, В ТОМ И БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ
Возможно, такие доверительные и, более того, дружеские отношения педагога и ученика не вписываются в принятую концепцию воспитания. Авторитет учителя непререкаем, учитель всегда прав, а ты малявка, и звать тебя никак. Только Евгений Петрович для своих учеников не просто педагог, но и родной человек. Он занимается с ними, невзирая на занятость, усталость, в ущерб личному времени и своей семье. Уроки проходят у него дома. Для занятий Дербенко специально выделил одну комнату. Чего только тут нет! Ноты, кассеты, диски, музыкальный центр, синтезатор. Но главная ценность - гармошки. Их тут больших и маленьких, с инкрустациями и без них штук 15.
Настоящая гармонь - это произведение искусства, инструменты делают на заказ на заводе "Тульские гармошки". Директор предприятия Анна Чаус из-за уважения к Дербенко делает нашим скидки. Тульские гармошки хорошие, а орловские все же лучше. Особый почет малышке - ливенской гармошке. Возможно, это единственный и последний представитель славного племени ливенских гармошек. Старинное искусство делать инструменты потеряно: умер последний мастер Константин Федорович Кудрявых.
Ливенская гармошка от тальянок отличается тем, что если на всех прочих требуется владение сложной техникой игры мехами, то на ливенках звук не меняется при смене меха. К тому же гармошки не имеют ремней, которые перекидываются через плечо гармониста. У ливенской гармони количество борин доходит до 30-40, т.е. меха невероятно длинные. Такую гармошку можно буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении мехов ее длина достигает двух метров. Ценный экземпляр Евгений Петрович кому попало в руки не дает, а Мише доверяет.
О Дербенко говорят и как о выдающемся музыканте и композиторе, и как о талантливом педагоге, и как об общественном деятеле. Он почетный гражданин Орла. Но прежде всего он человек с большой буквы. Его ученики - это ребята, кто попал в сложную жизненную ситуацию: остался без попечения родителей или воспитывается в неполной семье. Разглядев в пареньке искорку способностей, Дербенко разжигает костер таланта. Его ученик Павел Уханов сейчас учится в Москве, выступает в самых престижных залах страны. Миша Кузьмин и Коля Пантюхин часто выступают дуэтом, скорее всего тоже станут профессиональными музыкантами.
Но, видно, в том и есть его, Евгения Дербенко, божий промысел, чтоб все отдать своим ученикам.

Светлана СУББОТИНА,  Орловская среда № 55 от 13 мая 2009

http://www.orelsreda.ru/newspaper.php?action=show_statiya&statiya=1606

Войдите чтобы комментировать