20 сентября отмечает юбилей один из самых выдающихся гармонистов Саратова и России – Сергей Юрьевич Шалимов. Ему исполняется 55 лет. Сергей Юрьевич настоящий профессионал и преданный своему делу человек. Он обладатель многочисленных наград, неоднократно выступал в Кремле и за границей, растрогал до слез Якубовича и по-настоящему переживает за судьбу известной Саратовской гармоники, пытаясь со своими коллективами привлечь внимание к одному из самых известных символов региона.
В 1991 году директор Саратовского домостроительного комбината Анатолий Лыгин, заступаясь за Шалимова, которому от завода КПД (завод крупнопанельного домостроения) не хотели давать нормальную квартиру из-за постоянных гастролей и выступлений, назвал его пропагандистом саратовской гармошки – в хорошем смысле этого слова. И если посмотреть на путь Сергея Юрьевича, то слова Лыгина были во многом пророческие – сложно найти человека в Саратовской области, который сделал больше для развития и популяризации одного из главных символов города в наше время.
Творческий путь Шалимова
Однако профессиональный и творческий путь Шалимова, как и путь саратовской гармоники, весьма тернист. Музыкой он начал заниматься с 10 лет в ансамбле саратовских гармошек ДК "Россия" под руководством Станислава Николаевича Попова. С 1975 года принимал активное участие в городских и областных праздниках, смотрах и конкурсах.
В 1977 году состоялась первая заграничная поездка в ГДР, ансамбль "Озорные колокольчики" стал лауреатом фестиваля в Магдебурге. Неоднократно участвовал в правительственных концертах в Кремлевском Дворце Съездов.1981 г. — участник культурной программы Советско-Вьетнамского фестиваля в Алма-Ате.1984 г. — участник культурной программы в г. Нитра (Словакия). С 1980 года начал выступать как солист. В 1983 году стал руководителем студенческого ансамбля гармонистов в Саратовском институте механизации сельского хозяйства им. М.И. Калинина. Одновременно с этим является солистом народного ансамбля саратовских гармоник "Волгари" под руководством В.М. Шмелева, а за подготовку репертуара, партии, переложения и обработки отвечал художественный руководитель и аккомпаниатор Юрий Викторович Смольянинов."Именно он делал оригинальные обработки, расписывал и разучивал с нами партии. И всё по слуху!!! Ведь мы не знали нот...", – вспоминает Шалимов. Уроки Смольянинова оставили большой отпечаток и в будущем очень пригодились артисту.
"Волгари" – большой этап в жизни и истории саратовской гармоники. Уже в 1985 году Шалимов с "Волгарями" выступает на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Народный ансамбль состоял из 25 человек, а сам Шалимов был награжден медалью. Дальше количество его выступлений только росло, а заслуги увеличивались.
Поездки за границу и возвращение на родину
Однако многие музыканты приходили и уходили из коллективов, потому что денег музыка почти не приносила. В 90-е это было особо ощутимо, а кормить семью было нужно – заводы закрывались, работу было найти трудно. Тогда Шалимов вместе с другом-баянистом Владимиром Чувашкиным решил отправиться в Германию на заработки, прихватив с собой гармошку. Музыкантам удалось заработать не только, чтобы прокормить семью, но и на подержанный автомобиль.
Зарабатывать за границей гармонисту придется еще не раз. В 2001-2002 гг. он провел серию концертов в США (Северная Каролина, Вашингтон, Нью-Йорк). Шалимов рассказал "ОМ", что "трудовые путешествия" очень часты в его жизни, а приглашений и того больше. Так уж получается, что людям из других стран нравится саратовская гармонь Шалимова, например, сейчас активно приглашают в Канаду, где есть и своя культура игры на инструменте. Да и, как говорит сам Сергей Юрьевич, в 2002-м он вернулся из Штатов по своему желанию – хотел развивать саратовскую гармонь, культуру игры на инструменте.
Затишье Саратовской гармоники
Однако в начале 2000-х звон саратовской гармони становился все тише – цех, где производились инструменты, закрылся, "Волгари" переживали не лучшие времена, виртуозы состарились, а некоторые уже умерли. Молодое поколение не так сильно интересовалось, поэтому и на смену старикам приходило гораздо меньше людей. Интерес людей к гармонике падал, а отсутствие цеха и большого количества юных талантов только тому сопутствовали. В эти сложные времена Шалимов, не теряя оптимизма, собирает гармошки для своей коллекции, с мечтою открыть музей, что у него впоследствии получилось.
"У меня в коллекции сейчас больше 20 гармошек. А если учитывать неработающие или разобранные, то в районе 40. И это, не считая баянов и прочего", – рассказал артист. Среди гармошек присутствуют по-настоящему редкие экспонаты, в том числе и инструменты, у которых пока нет аналогов. Одной из таких гармошек является совместная разработка с саратовским мастером – модернизированная гармошка, которая была сделана в меленькой мастерской на улице Кутякова – по иронии судьбы, на той же улице, где когда-то производились инструменты в специальном цеху.
"Почти 160 лет саратовская гармошка никак не обновлялась и не менялась. Вот мы и приняли решение ее модернизировать", – объяснил музыкант, как появился на свет уникальный инструмент. Идея коллекции и музея была в повышении интереса людей к саратовской гармошке, привлечении интереса к изучению игры на этом инструменте и его культуре.
Символ региона и всплеск интереса
Новая волна интереса и развития Саратовской гармоники началась с 2009 года, когда инструмент стал одним из символов города. Неудивительно, что в этом же году появился памятник саратовскому гармонисту. Тогда к возрождению культуры приложили руку многие, а сам Шалимов вспоминает большой вклад бывшего ректора СГТУ Игоря Плеве.
"Спасибо Игорю Плеве. В 2009 году саратовская гармонь стала народным символом области. Тогда проводился конкурс, горожане выбрали три достопримечательности, которые могут быть символом города. Победителями стали саратовская гармошка, старейшая в России консерватория имени Собинова и Энгельсская дивизия дальней авиации. Когда выяснилось, насколько популярна саратовская гармоника как один из символов города, он и помощница начали очень активно заниматься этой темой. Правда, оказалось, что и гармонистов мало, и гармошки почти не производятся", – вспоминает Шалимов.
Параллельно с повышенным интересом артистов и ансамбли начали более активно приглашать на различные мероприятия и праздники. Но сразу появилась проблема с кадрами – борьба за выживание почти не оставила многим времени на то, чтобы петь и танцевать, а начальники многих организаций и предприятий уже были не заинтересованы держать при себе ансамбли и творческие коллективы, как это было в советское время. Однако некоторые руководители, которые любили гармонику, нередко обращались к Шалимову с просьбой организовать творческий коллектив. Сергей Юрьевич всегда шел им навстречу, ведь это помогло бы развивать Саратовскую гармонику, только призывал заинтересовать музыкантов.В 2012 году губернатор поддержал идею обучать игре на гармошке в музыкальных школах
Новые ансамбли и поездка в Кремль
В 2012 году к Шалимову обратилась миграционная служба с пожеланием к своему юбилею обзавестись ансамблем гармонистов. Сергей Юрьевич смог набрать добровольцев из УФМС, желающих выступить, и привлек несколько знакомых музыкантов. В Пензе новый ансамбль успешно выступил, и тогда им поступило предложение уже от РЖД. Шалимову сказали, что они очень хотят, чтобы у железнодорожников был свой ансамбль, а первое выступление должно быть уже в Кремле. В итоге они успешно выступили, однако все было не так гладко, как казалось на первый взгляд.
"Тогда поступило предложение - создать ансамбль от РЖД. Я поговорил с руководством, они очень загорелись этой темой. Когда люди были собраны, в РЖД заявили, что повезут нас выступать в Кремль. Мы опешили немного, но все же решили написать всю программу и выступить. А потом – молчание. Трубки не берут, сами не объявляются. Резонно началось волнение – кому-то нужно было заранее договориться о командировке, отпроситься с работы. Потом РЖД снова объявились – звонят, говорят, мол, собирайтесь и езжайте в Москву. Я, естественно, спрашиваю насчет финансирования, ведь людям, как минимум, костюмы и билеты стоят уже немало. Нам сказали, чтобы мы составили смету, а уже на выступлении с нами расплатятся. Это выглядело максимально странно, что представители РЖД даже предоставить билеты не могут. Ну ладно, кое-как мы смогли решить вопрос транспорта, костюмы были старые и доделаны своими силами, а мы отправились в Москву. Нас никто не встречал, мы своим ходом добрались до Кремля, а после я решил узнать насчет встречающих, все-таки выступление в Кремле. Мне сказали, чтобы мы попали туда своими силами, добавив, что я уже был в Кремле и должен знать, как все устроено. Попав в сам Кремль, мы оказались в гримёрке, справедливости ради сказать, очень хорошей, и готовились выходить на сцену. Пока я думал, что издалека бедность костюмов видно не будет, к нам пришли уточнить, под каким названием мы выступаем. Я не стал упоминать РЖД, на что те потом обиделись. В итоге выступили хорошо, а номер наш был между "Любе" и Кобзоном", – рассказывает Шалимов.
Клуб любителей Саратовской гармоники
Тогда же музыкант понял, что главным союзником и другом для Саратовской гармоники является народ, и для ее возрождения нужно идти в массы. В то время многие неравнодушные к Саратовской гармонике начали собираться, чтобы просто вместе поиграть и провести время. Все это привело к появлению "Клуба любителей Саратовской гармоники", председателем которого стал Шалимов. Параллельно с этим пришла идея выставок-концертов, чтобы людям показать, рассказать и продемонстрировать все особенности музыкальных инструментов.
Но делая шаг вперед, в силу непредвиденных обстоятельств, приходилось делать два шага назад – уже в 2015 году Шалимов покидает "Клуб любителей Саратовской гармоники". Как объясняет сам артист, "я из клуба гармонистов ушел еще в 2015 году. Так уж получилось, что деньги на 10 лет вперед были растрачены, а я с этим и многим другим был мириться не готов".
Звездный городок и "Поле чудес"
Но при этом, несмотря на возникающие проблемы, Шалимов не унывал в своем стремлении прославить саратовскую гармошку. В 2016 году, в честь празднования 55-летия полета человека в космос, гармониста пригласили выступить в Звездном городке. В ходе поездки люди смогли узнать, что и сам Юрий Гагарин очень хотел научиться играть на саратовской гармошке, наблюдая, как это делал его товарищ по техникуму Вениамин Бурыгин. Само выступление было успешным, а Шалимов убедился, что саратовская гармошка все еще любима в народе.
Громким заявлением о Саратовской гармонике на всю страну также стали выступление и победа Шалимова на известном телешоу "Поле чудес", где своим виртуозным выступлением он смог растрогать Леонида Якубовича до слезы умиления, показал всю полноту возможностей Саратовской гармоники и ее серебряных колокольчиков, исполнил сложнейшее попурри из мелодий к комедиям Гайдая на специально сконструированном для него инструменте – гармошке с расширенным звукорядом."Я на "Поле чудес" пошел не для того, чтобы себя представить, я хотел рассказать, что такое Саратовская гармоника, что у нас есть такая богатая культура", – продолжает музыкант.
Новые проблемы Саратовской гармоники
Если за пределами Саратова гармошка в руках Шалимова покоряла людей, то, как он говорит, в регионе снова начались тяжелые времена. Власти очень неохотно оказывали содействие в развитии символа региона, все еще не сформирована внушительная образовательная база, а ряды музыкантов и ансамблей редеют.
"Раньше еще были творческие ансамбли и коллективы, но сейчас они тоже пропадают. Помимо моих, сейчас их в области не так много. Удалось собрать ансамбль при ДК "Россия". Я предлагал директору Сынкиной Ольге Петровне (депутат Саратовской городской думы) помощь по возрождению родного мне ансамбля. Собрал 7 человек ветеранов. Сделали шикарный номер и выступили на юбилее ДК. Сейчас они смогли учеников набрать, 4 человек. Будем надеяться, скоро начнут уже играть и удивлять зрителей своим мастерством", – говорит Шалимов.
Конечно, в России есть регионы, где проблема культуры игры на гармонике еще более острая, чем в Саратове, однако, как говорит сам артист, "если где-то хуже, не значит, что у нас лучше". Упадок интереса к гармонике прослеживается и на примере телепрограммы "Играй, гармонь!", которая, по словам артиста, переживает не лучшие времена. Как говорит Шалимов, в 2016 году у него было совместное выступление, после которого он смог подметить это, а еще у него с ансамблем произошла очень неприятная история.
"Я как-то играл на морозе в Новосибирске, а они снимали. Я потом попросил запись у организаторов, они послали к представителям артистов. А "Играй, гармонь!" мне давать запись моего же выступления отказались, сказали, что правила у них такие. Вот и остались только 3 фотографии, сделанные на мой телефон", – говорит артист.
Коллективы Шалимова, диск и планы на будущее
Сейчас Шалимов работает с двумя творческими коллективами в Саратове. Первый ансамбль, "Саратовская гармоника", создан по инициативе начальника Саратовской таможни, генерал-майора таможенной службы Сергея Овсянникова 6 лет назад. Состоит из сотрудников. Второй же коллектив является основным – "Серебряный перезвон", он базируется в стенах ДК "Звезда". До недавнего времени в него входили 2 гармониста: Шалимов-руководитель и Михаил Волков (начинали обучаться вместе в 1974 году). К коллективу примкнул Андрей Коротенко (бывший военный, вышел на пенсию). В коллектив также входят баянист Валерий Фатюшкин (талантливый импровизатор), виртуоз-балалаечник Антон Илларионов, Анастасия Хижняк на ударных и сам директор ДК Анатолий Абрамов на бас-гитаре.
"Директор ДК у нас на бас-гитаре играет. Конечно, времени на репетиции у него часто не хватает, но мы выкручиваемся", – смеется Шалимов.Шалимов и "Серебряный перезвон" продолжают пропагандировать Саратовскую гармонику, а сейчас курс взят на расширение географии. Курс амбициозный, но частично вынужденный – артист признает, что в других уголках России и мира к Саратовской гармонике интереса больше, чем в самом Саратове.Шалимов не теряет надежды на продвижение символа области и дома, но сейчас это особенно тяжело в силу отсутствия должной поддержки. Власти тоже мало заинтересованы, им нужны рекорды – такое условие они поставили Сергею Юрьевичу к открытию аэропорта "Гагарин".
"Мы предлагали выступить на открытии аэропорта "Гагарин", сказали, что дадут добро, только если наберем сотню гармонистов. Им нужны массовость и количество, – объясняет Шалимов. – Я писал письма и Панкову, и Радаеву, и Володину. Обращался к депутатам. Возымело это эффект? Никакого. Потом еще директор ДК приходил, спрашивал, зачем я написал, а то ему прилетело. Я сказал, что было интересно проверить. Чтобы развивать саратовскую гармонь, нужна поддержка. А кто поможет?".
Помимо расширения географии артист в ближайшем будущем планирует выпустить свой диск – сборник из лучших и полюбившихся людям мелодий. Некоторые ему говорят, что время дисков прошло, но музыкант так не думает."Закончена работа над макетом уникального диска. Это сборник инструментальных произведений и песен. Многолетний труд! Будет готов к Дню города", – рассказывает Шалимов и благодарит неравнодушных к гармонике бизнесменов, которые помогли воплотить эту идею в жизнь.
Выпуск диска поможет закрепить авторские права, с которыми, в силу особенности музыкального направления, тоже случаются трудности."Также есть проблема с авторскими правами. Вон, для фильма "Ёлки 1914" использовали мою композицию и ничего не сказали. Конечно, можно было бы на этой теме привлечь внимание, но возможность упустили", – говорит Шалимов.
Сейчас будущее Саратовской гармоники спрогнозировать достаточно тяжело, так как, с одной стороны, Шалимова и его коллективы хорошо знают по всей России и за границей, но в регионе поддержки почти нет. Гармошки очень сложны в производстве, и, как посчитал артист, для производства одной хорошей нужно 8-10 профессионалов разных областей, а значит, музыкальные инструменты все еще остаются раритетом, которые собираются и восстанавливаются силами неравнодушных любителей. Для продвижения в регионе Саратовской гармоники есть и виртуозы, которые способны людей научить играть и рассказать историю инструмента, есть помещения, например, ДК "Звезда" и музей Шалимова, где артист решает многие организационные вопросы.
"Я очень рад, что сейчас у меня есть помещение для музея, где я могу хранить гармошки и прочие экспонаты в нужных условиях", – говорит гармонист.Но пока нет поддержки, мощного толчка к возрождению символа скорее всего не произойдет, а гармошка останется в статусе "экзотики" для народа.
Ситуацию может поменять чемпионат мира по пожарно-спасательному спорту, который проходил с 8 по 16 сентября в Саратове. Событие для города и региона очень важное, а организаторы заинтересованы в представлении Саратовской гармоники на соревнованиях.
"Вот меня привлекают к чемпионату по пожарно-спасательному спорту. Мы встретились, переговорили, они проявили интерес", – говорит Шалимов.Быть может, мероприятие такого масштаба поможет обратить внимание на Саратовскую гармонику в самом регионе, и пропагандисты этого инструмента получат необходимую поддержку.
Стоит сказать, путь Саратовской гармоники действительно тернист – со взлетами и падениями, с резким всплеском интереса и быстрым затуханием. Сейчас Саратовская гармоника держится на преданных этой культуре людях, таких, как Сергей Шалимов и "Серебряный перезвон", которые любят ее всем сердцем и стараются донести эту любовь в массы. Необходимо, чтобы власти и жители области обратили на них внимание. Саратовская гармоника – символ региона, но, чтобы это выражалось не только в голосованиях и памятнике на Проспекте, нужно приложить еще очень много усилий.