О гармонисте-виртуозе Александре Петровиче УСТЬЯНЦЕВЕ и его жене, певице Валентине Митрофановне, я слышал много. Но, к своему стыду, не был знаком с ними лично, хотя и мечтал. Все решил его величество случай, да еще какой. В субботу, 12 января, в большом зале ДК «Юность» состоялся гала-концерт, посвященный 80-летию Александра Петровича. Разумеется, в «КР» не прошли мимо этого события. И вот тут мечта сбылась – после выступления я позвонил чете Устьянцевых, а они пригласили меня в гости! Что поразило лично меня, так это то, что, несмотря на невзгоды, лицо Александра Петровича не покидала улыбка. Он то и дело шутил, а смех его был искренен. И все то время, что мы общались, я пытался понять, в чем же заключается источник его жизнелюбия. И думаю, я это понял. 

 

"Некоторые удивляются, что я не теряю бодрости духа. А зачем ее терять? Это бессмысленно и глупо. Да и жить намного проще, люди тянутся."

Все мечты когда-нибудь сбудутся. Моей мечтой было побывать в концертном зале им. П. И. Чайковского. Много где я успел поездить, даже в Кремле три раза выступал, а в зале Чайковского – ну никак не судьба! Как-то меня и мою жену Валентину приглашают в гости в московский дом-музей гармоники имени Мирека. Мы сыграли там, потом в Центральном доме работников искусств. Должно было состояться заключительное выступление. И проводили его… в концертном зале им. Чайковского! Вот так мечта неожиданно сбылась! Кроме того что мы выступили на этой великой сцене, мы стали лауреатами международного фестиваля «Гармонь – душа моя».

 На аккомпанемент обращаю очень много внимания. Ведь я своей игрой должен украсить песню, а не одновременно пикать с вокалистом в одну дуду. Поэтому приходится выводить не столько основную мелодию, сколько ходить вокруг нее. Бывало, скажут: «Александр Петрович,надо сыграть вот это», – и дадут две строчки. И я буду сидеть, обрабатывать эти строчки, пока не выйдет достойный аккомпанемент. Правда, бывало такое, что слушаешь в записи песню, а не веришь, что сам же эту музыку написал.

 Некоторые удивляются, что я не теряю бодрости духа. А зачем ее терять? Это бессмысленно и глупо. Да и жить намного проще, люди тянутся.

 Изначально и по сегодняшний день я самоучка. Даже несмотря на то, что учился в музыкальной школе и училище. Если что-то познаешь сам, на личном опыте, это дает силу.

 Я не помню себя неиграющим. Все время играю и даже сейчас не могу остановиться. Пошла эта тяга, наверное, с самого рождения. А родился я в селе Шаблиш Челябинской области, там же закончил первый класс школы. После отец собрал нашу семью, и мы поехали в Каменск. Талантлив был батя мой: и слесарь, и тракторист, и механизатор сильнейший. Да еще и музыкант – гармонист. От родителей мне и передалась любовь к народной музыке. 

 Была война, отец ушел на фронт. А мне так захотелось научиться играть на гармошке, что я слезно просил мать купить инструмент. Мама вняла мольбам – она взяла три ведра картошки и пошла в соседний выселок к мастеру. Во столько нам обошелся мой первый инструмент. Привезли гармонь, дали в руки, а она компактная, хорошо в руках сидит. Правда, не играет. Вечером пришла наша соседка Анна Кадочникова. Она и пояснила, что я гармошку неправильно держу – пуговки для левой руки у меня оказались в правой и наоборот. Повернула, показала парочки (аккорды – ред.)… и дело пошло.

 Любовь близких, друзей, да и простых слушателей очень важна. Взять хотя бы такой пример. В Каменск приехал известный гармонист и мой друг Геннадий Заволокин. Просил меня сыграть на концерте, а у меня инструмент старый, плохой. Тогда Геннадий Дмитриевич после выступления прямо со сцены обратился в зал: «У вас в городе живет отличный музыкант Александр Устьянцев, а вы не можете помочь ему гармошку купить». И тут же сам открыл чехол для баяна и первым положил туда деньги. Тут же из зала пошли люди и тоже стали жертвовать сколько не жалко. Помогли приобрести инструмент и тогдашний глава города Виктор Якимов, управление культуры Каменска. Очень помогли.

 Музыка зависит не столько от исполнителя, сколько от инструмента. Моя нынешняя гармонь – очень хорошая и очень редкая. Она сделана вручную. И хоть она трехголосная, но даст фору и четырехголосному инструменту. Покупал ее я в Кирове. Когда мастер дал мне попробовать инструмент, а я раздвинул меха, у него жена аж из огорода прибежала – заслушалась. В этой гармони все натуральное – настоящий японский перламутр, пуговицы – из раковин, все кнопочки и реечки сделаны с любовью. Когда мастер услышал меня, выдохнул: «Отдаю инструмент в хорошие руки».

 Есть у меня такое звание – Генералиссимус гармони. Как где появляюсь, сразу декламируют: Раздайся, народ,/Маэстро идет,/Под гармошку его/Вся Россия поет. Однако теперь руки уже не те, ослабли… Сам песню написал и сам сыграть не могу. Но очень стараюсь.

 Как рождаются музыкальные произведения? Нередко это происходит спонтанно. Как-то пришла к нам внучка, услышала мою игру и как пустилась в пляс. А я на нее смотрел и сразу же начал другую мелодию подбирать. Потом над этой темой корпел, обрабатывал. Так родилась «Плясовая». И играют ее не только в Каменске.

 Приятно, что люди тянутся к народному искусству. Взять ту же внучку, а ей четыре годика. Как приходит в гости, тянет бабу Валю за руку и показывает на футляр для гармони. Мол, открывай. Баба Валя откроет, а маленькая уже на меня смотрит: «Чего сидишь? Играй!» Приятно, что в такие годы она любит народное творчество. И печально думать, что она подрастет, начнет слушать современные песни, и народное отойдет на задний план. Если не уйдет вообще.

 Если говорить об искусстве, которое действительно с большой буквы, то с ним сегодня непросто. А уж с народным – тем более. Но продвигать его надо, иначе ничего душевного может не остаться. Ведь включаешь телевизор – а там все одни и те же: то «Золотой голос России», то Киркоров, то Пугачева. И ладно, если бы они пели. А то только и слышишь, как ворошат их грязное белье.

 Все музыкальное творчество уходит корнями в творчество народное. Именно от него отталкивались все великие композиторы. Только от народного! Чайковского послушать – отличные вещи делал, но, если прислушаться, одни народные мотивы. И обидно, что современные исполнители, пользуясь народным, отпинывают его подальше.

 

 

Всегда говорю спасибо. И зрителям, и коллегам, и начальству, и техперсоналу. А после проведенного на мое 80-летие концерта я хочу особо поблагодарить директора ДК «Юность» Михаила Гиндина и бывшего руководителя отдела культуры города Надежду Поплыгину. Без них это грандиозное выступление не состоялось бы. А еще говорю спасибо директору санатория Александру Матту за то, что принял под свою опеку всех гостей. 

  

Автор: Антон ЯДРЕННИКОВ. Фото автора и Марины КОКОРИНОЙ

Источник

Войдите чтобы комментировать